Священномученик Василий родился в 1868
году в селе Старая Слобода Александровского
уезда Владимирской губернии. Окончил семинарию, был учителем церковноприходской
школы. С 1890 года – священник в Христорождественской церкви села Пустого Переяславльского уезда Владимирской губернии.
Женат, в семье было шестеро детей. После
смерти жены переведен в Москву, в храм
Николы Явленного в Серебрянском переулке,
рядом с Арбатом.
В 1922 году, во время кампании «по изъятию церковных ценностей» – якобы в помощь
голодающим Поволжья, отец Василий попросил
комиссию не изымать тех необходимейших в
богослужении предметов, отсутствие которых
создаст трудности при причащении. Получил
отказ. Мы «не должны скорбеть… о материальной потере, – сказал он в проповеди 7 апреля, – тем более что вещи предназначены на
нужды голодающих. Но прихожане не могут не
скорбеть о том, что изъятые церковные сосуды
могут быть превращены в предметы домашнего
обихода… и прихожане могут надеяться, что
Бог, попустивший изъятие церковных ценностей
из храма, если таковые будут употреблены
во зло, так же воздаст тем, кто это сделал».
Агент властей плохо расслышал проповедь
и записал так, как счел нужным. Отец Василий
был арестован. 8 мая 1922 года он и еще пятеро священников и мирян были приговорены
к расстрелу. Расстрелян 26 мая 1922 года.
Из тюрьмы на протяжении двух недель,
предшествовавших казни, священномученик
Василий писал письма своим кровным и
духовным детям. Эти письма являются
драгоценнейшим свидетельством исповедничества нового времени.
Последнее письмо:
«26/V. Прошло и Вознесение Господне. Какая стоит чудесная погода! Как хорошо в мире Божием даже из тюремного
окна! Какое тепло, какой воздух, какое
чудное голубое небо с редкими перистыми облачками! А как теперь хорошо,
наверное, в поле, в лесу, у нас в огороде!
Наверное, расцвела сирень. Боже мой,
как рвется душа туда, в родные места!
И вот среди этакой благодати ты не можешь мечтать ни о чем, кроме смерти, кроме
приближающегося конца и расставания с этим
прекрасным миром…
Но, с другой стороны, если здесь так хорошо, если здешний мир может быть так прекрасен и привлекателен, то как, несомненно,
еще более прекрасен и привлекателен тот
невидимый небесный мир, где пребывает в
славе Своей Господь со святыми небожителями! Какая там должна быть радость, какое
восхищение, какое блаженство! Апостол Павел
говорит по своему опыту, что и передать
нельзя красоты небесного мира, что нельзя
выразить того восторга, какой обнимает душу
вступающих в этот мир.
Если это так, а это ведь так несомненно,
то что же, собственно, жалеть об этом здешнем
мире, который прекрасен только изредка, да и
в этой временной красоте всегда таит в себе
множество всяких страданий и всякого физического и нравственного безобразия. Потому-то
и Христос говорит в Святом Евангелии: "Не
бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить". Значит, просто только малодушие
наше заставляет трепетать сердце в виду этой
телесной смерти. И только этот момент, этот
миг исхождения души из тела – только он и
труден, и страшен. А там и сейчас же – покой,
вечный покой, вечная радость, вечный свет,
свидание с дорогими сердцу, лицезрение тех,
которых здесь уже любили, которым молились,
с которыми жили в общении. И больше не
будет тревог, не будет предательств, происков,
не будет зла, грязи всякой, мелких и крупных
самолюбий, не будет ничего, что отравляет нам
здесь даже минуты и самой чистой радости.
Как все, теперь загадочное и таинственное,
раскроется для освобожденного духа, как все
сразу будет понятно, к чему стремился ум,
чего желало сердце!..
Все это, безусловно, так заманчиво, так
увлекательно, что действительно стоит перетерпеть этот неизбежный, все равно – рано
или поздно, конец жизни. И вопрос – какой
конец лучше в смысле трудности: такой ли
насильственный или медленный естественный?
В первом случае есть даже некоторое преимущество: это насилие, эта пролитая кровь
может послужить в очищение многих грехов,
в оправдание многих зол перед Тем, Кто и
Сам претерпел насилие и пролил кровь Свою
за очищение наших грехов.
Моя совесть говорит мне, что, конечно,
я заслужил себе свою злую долю, но она же
свидетельствует, что я честно исполнял долг
свой, не желая обманывать, вводить в заблуждение людей, что я хотел не затемнять истину
Христову, а прояснять ее в умах людей, что
я стремился всякую пользу, а никак не вред
принести Церкви Божией, что я и думать не
думал повредить делу помощи голодающим, для
которых всегда и охотно производил всякие
сборы и пожертвования. Одним словом, пред
судом своей совести я считаю себя неповинным в тех политических преступлениях, какие
мне вменяются и за которые я казнюсь.
А потому Ты, Господи, прими эту кровь
мою в очищение грехов, которых у меня и
лично, и особенно как у пастыря очень много.
И если бы я знал и твердо был в этом уверен,
что Ты, Господи, это временное страдание
мое вменил мне хотя частию в оправдание
вечное, то я не стал бы просить, не стал бы
и желать изменения предстоящей участи. Вот
этой твердой уверенности у меня еще не хватает. Мятежным умом своим я все колеблюсь,
не лучше ли еще пожить, еще потрудиться,
еще помолиться и подготовиться для вечной
жизни. Дай, Боже, мне эту твердую мысль,
эту непоколебимую уверенность в том, что Ты
взглянешь на меня милостивым оком, простишь
мне многочисленные вольные и невольные
прегрешения, что Ты сочтешь меня не как
преступника, не как казненного злодея, а как
пострадавшего грешника, надеющегося очиститься Твоею Честною Кровию и удостоиться
вечной жизни во Царствии Твоем! Дай мне
перенести и встретить бестрепетно смертный
час мой и с миром и благословением испустить
последний вздох.
Никакого зла ни на кого нет у меня в душе
моей, всем и все от души я простил, всем
желаю я мира, равно и сам земно кланяюсь
всем и прошу себе прощения, особенно у вас,
мои дети духовные, мои дети родные, перед
которыми больше всего мог быть виноватым.
Дайте и вы все мир душе моей, дабы я спокойно мог сказать теперь: ныне отпущаеши,
Владыко, раба Твоего с миром.
Благословение Господне на всех вас да
пребывает во веки. Аминь.
Прот. В. Соколов».
Спустя много лет произошло событие,
которое все близкие отца Василия сочли за
знамение попечения о них священномученика. В семье сына отца Василия, Бориса,
долгое время хранился большой портрет
священномученика. Когда начались новые
гонения на Православную Церковь, портрет повернули лицом к стене, а обратную
его сторону заклеили картиной, которая
называлась «Дедушкина радость». Во время Великой Отечественной войны Борис
Васильевич был призван на фронт, дома
остались жена и двое детей – внуки отца
Василия Соколова. Во время воздушных
налетов все они укрывались в траншее
неподалеку от дома.
13 ноября 1941 года они вернулись после
очередного налета из траншеи и сели пить
чай. Молитвами священномученика Господь
внушил им намерение в случае очередного
воздушного налета остаться дома. Ночью они
услышали воздушную тревогу, но в укрытие
не пошли. Вскоре раздался близкий грохот
– бомба упала в ту самую траншею, где они
обыкновенно укрывались. Их деревянный двухэтажный дом содрогнулся, воздушной волной
вдавило внутрь переднюю стену и разрушило
печь. Но никто не пострадал. В момент взрыва портрет повернулся, и на детей смотрел
священномученик Василий.
По материалам сайтов «Фома»
и «Азбука веры»
|