ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

№4-5 2021 г.         

Перейти в раздел [Документы]

Митрополит Димитрий: ТРАДИЦИОННАЯ СЕМЬЯ – ШКОЛА САМООТВЕРЖЕННОЙ ЛЮБВИ

Обращаясь к теме нравственных ценностей молодой семьи, следует отметить, что нравственный климат в молодой семье формируется на основе традиционных семейных ценностей. В нашем народе издревле говорили: традиционная семья – школа самоотверженной любви. Глубинный смысл этого высказывания раскрывается при обращении к Священному Писанию – Библии.

В Книге Бытия говорится: «Сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1, 27). Из этих слов Священного Писания мы видим, что и мужчина, и женщина в равной степени являются носителями образа Божия и человеческого достоинства, они созданы для единения друг с другом в союзе любви.

В Библии сказано: «Оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть» (Быт. 2, 24). В этих словах показана норма для каждого человека – жить в супружеском союзе, восполняя друг друга. «И сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (Быт. 1, 28).

По замыслу Божию мужчина и женщина являют собой два различных физиологических и психологических образа существования в едином человечестве. Они призваны к общению и взаимному восполнению друг друга в союзе любви. Каждому из них дан великий Божественный дар любви. Священное Писание ясно говорит: «Бог есть любовь» (1 Ин. 4, 8).

По мере устремления и приближения к Богу человеческое естество духовно укрепляется Божественным даром любви. Но этот Божий дар, в силу немощи и греховности человека, порой искажается в нем, превращаясь в эгоизм, вектор которого диаметрально противоположен Божественному дару любви. В неповрежденном состоянии вектор Божественного дара любви всегда направлен от человека к Богу и ближним. У человека в эгоистическом ослеплении этот вектор устремляется на самого себя и нередко потворствует греху.

С древних времен семейный союз защищен государственными законами и законами Божественными. Согласно римскому праву, брак является соглашением между двумя свободными в выборе сторонами. Римский юрист Модестин (III век) так сформулировал определение брака: «Брак есть союз мужчины и женщины, общность всей жизни, соучастие в Божеском и человеческом праве». Такая формулировка с древних времен вошла и в канонические сборники Православной Церкви.

Следует отметить, что такая трактовка и до сегодняшнего дня незыблемо сохраняется в Православной Церкви. При этом западный мир полностью утратил понимание семьи и с точки зрения римского права, и с точки зрения Божественного закона.

Обобщая слова Священного Писания о браке, следует указать, что христианский брак есть добровольный и основанный на взаимной любви пожизненный союз двух лиц разного пола с целью взаимного восполнения и взаимопомощи в жизни и достижения цели духовного спасения, имеющий также своим следствием рождение и достойное воспитание детей. Брак есть начальный союз любви, из которого формируется союз любви семейной. Согласно учению Церкви, христианский брак есть великое таинство, освященное Богом.

Крепость семьи формируется со временем: вначале полагается влюбленность – взаимный интерес между молодыми людьми; влюбленность со временем переходит в брачный союз и брачную любовь; но это еще чувственное физиологическое явление, которое для укрепления требует освящения, одухотворения и Божьего благословения.

Крепость семьи связуется союзом святой взаиможертвенной любви. По учению Церкви, трудно человеку самому устоять в брачном союзе. Связующие нити естества ослабевают и рвутся от напора житейских проблем. Благодать же Божья в даре Божественной любви непреодолима для земных испытаний. Утрата Божественного дара любви ослабляет семейный союз, а греховный эгоизм разрушает семейные скрепы. В таких обстоятельствах при разгорании конфликта уже ничто не может предотвратить трагедию в семье эгоистичных людей. Не вразумляют даже страдания родных детей, которые очень болезненно реагируют на разрушительный конфликт в семье. Даже пустяковые конфликты пагубно влияют на детскую психику.

«Не хорошо быть человеку одному» на земле (Быт. 2, 18). Залог счастливого брака – это полная преданность друг другу двух супружеских лиц. Отсутствие в жизни духовно-нравственных целей у вступивших в брак есть одна из основных причин несчастных семей. Важным элементом счастливого брака является стремление обоих супругов к идеалу интеллектуального, духовного и нравственного совершенствования. Муж и жена, восполняя друг друга, должны нравственно положительно влиять друг на друга, помогать друг другу в духовном и нравственном возрастании, оберегать чистоту и святость семейного союза.

Муж и жена обретают полноту, цельность и смысл своего бытия в духовно-нравственном и физическом единении и взаимном восполнении одного личностью другого, что достигается через Божественный дар взаиможертвенной любви.

Семейный союз разрушается греховным эгоизмом и мужа, и жены. Истинный и счастливый брак в его идеальной красоте может быть только пожизненным, а потому нерасторжимым. Вступление в брак с мыслью о возможности расторжения его свидетельствует о неготовности одного или другого к важному семейному союзу. Счастливый брак предполагает взаимную верность, полную преданность друг другу и стремление к прочному взаимному союзу. Прочный взаимный союз достигается усилиями обоих вступающих в брак. Важно помнить и о другой цели брака, указанной в Священном Писании, – деторождении и добром воспитании детей.

Еще во II веке великий мыслитель Афинагор писал: «Жену каждый из нас имеет для деторождения… мерою пожелания служит деторождение». Крепость семьи зависит от супружеской чистоты, соблюдения супружеской верности и целомудрия. Для сохранения брака супруги должны проявлять взаимное терпение и благоразумную снисходительность к недостаткам и слабостям другого. При этом важно на фоне взаимного общения видеть свои недостатки, которые могут ранить близкого человека.

Нужно с уважением и с полным доверием относиться к самому близкому человеку. Где любовь, там и верность; где любовь, там и уважение; где любовь, там и долготерпение; где любовь, там радость, мир и утешение. Согласие, проистекающее из супружеской любви, должно передаваться и детям. При этом дети не должны стать предметом ослабления супружеской любви, чтобы впоследствии не явиться одной из причин семейного раздора. Важно помнить, что дети вырастают и уходят из семьи, формируя древо своей семейной жизни, а супруги остаются на веки вместе. Родители должны быть готовы отпустить своих детей для самостоятельной семейной жизни. То, что привили они своим детям и какой пример они показали, – то и сложится в новых семейных союзах у детей. Благоразумным родителям надо быть осмотрительными и осторожными, чтобы не причинить вреда этим новым семейным союзам.

Полное равенство супругов не давало бы места для проявления любви и жертвенности. Главенство мужа в христианской семье – залог порядка и супружеского единства, поскольку это главенство есть дело естественное и оно отвечает душевной и психологической потребности жены. В народе так и говорят: девушка выходит замуж – за своего любимого и любящего человека. При этом в Священном Писании говорится: «Мужья, любите своих жен и не будьте к ним суровы» (Кол. 3, 19).

В каждой счастливой семье с годами формируются благочестивые традиции, многие из которых связаны с религиозными праздниками. Для православных это семейное празднование великих праздников Рождества, Крещения, Благовещения, Пасхи Христовой, Святой Троицы. Особое значение имеют дни родительских суббот, когда молитвенно вспоминаются ушедшие в мир иной предки. Важны периоды поста и воздержания. Все это составляет духовную и культурную основу семейных традиций, являющихся скрепами прошлого, настоящего и будущего, которые переходят из поколения в поколение. Эти знания очень важно закреплять с юности, к чему и призван учебный предмет «Основы православной культуры».

Следует отметить, что руководство нашей страны и руководство Тюменской области делают многое для экономической поддержки современной семьи. Однако решение проблем сохранения семейного союза заключается в самой современной семье, в ее духовном и нравственном климате, который образует внутренние скрепы семейного союза.

В завершение своего выступления хотелось бы озвучить предложения, высказанные ранее в Тюменской областной думе на заседании круглого стола по теме «Демографическая ситуация в Тюменской области: проблемы и перспективы»:

1) В рамках поддержки и сохранения семьи:

– при ЗАГСах предусмотреть консультативную работу священников для помощи вступающим в брак в закладке проверенных веками традиционных принципов создания семьи, а в кризисных случаях в семье – для поиска путей примирения супругов и сохранения семейного союза. Дополнительно целесообразно размещение информации с контактными данными священника для консультации по телефону.

2) В рамках реализации мероприятий по улучшению демографических показателей в Тюменской области и реализации комплекса мер по снижению численности случаев преждевременного прерывания беременности:

– предусмотреть консультационную работу священников в женских консультационных центрах и больницах, осуществляющих процедуры преждевременного прерывания беременности (аборты), а также разместить объявления с контактными данными священника для консультации по телефону.

3) В рамках реализации мероприятий по укреплению института семьи, социальной поддержке семей с детьми:

– содействовать введению в общеобразовательных школах изучения предмета «Основы православной культуры», что смогло бы способствовать правильному формированию семейных ценностей у детей и сохранению института традиционной семьи.

Благодарю за внимание.

Митрополит Тобольский
и Тюменский ДИМИТРИЙ,
ректор Тобольской духовной семинарии,
член Общественной палаты Тюменской области

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.