Обращаясь к теме нравственных ценностей молодой семьи, следует отметить,
что нравственный климат в молодой семье
формируется на основе традиционных семейных ценностей. В нашем народе издревле
говорили: традиционная семья – школа самоотверженной любви. Глубинный смысл этого
высказывания раскрывается при обращении
к Священному Писанию – Библии.
В Книге Бытия говорится: «Сотворил Бог
человека по образу Своему, по образу Божию
сотворил его; мужчину и женщину сотворил
их» (Быт. 1, 27). Из этих слов Священного
Писания мы видим, что и мужчина, и женщина в равной степени являются носителями
образа Божия и человеческого достоинства,
они созданы для единения друг с другом в
союзе любви.
В Библии сказано: «Оставит
человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть»
(Быт. 2, 24). В этих словах показана норма
для каждого человека – жить в супружеском
союзе, восполняя друг друга. «И сказал им
Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (Быт. 1, 28).
По замыслу Божию мужчина и женщина
являют собой два различных физиологических
и психологических образа существования в
едином человечестве. Они призваны к общению и взаимному восполнению друг друга в
союзе любви. Каждому из них дан великий
Божественный дар любви. Священное Писание ясно говорит: «Бог есть любовь» (1 Ин.
4, 8).
По мере устремления и приближения
к Богу человеческое естество духовно укрепляется Божественным даром любви. Но
этот Божий дар, в силу немощи и греховности человека, порой искажается в нем,
превращаясь в эгоизм, вектор которого диаметрально противоположен Божественному
дару любви. В неповрежденном состоянии
вектор Божественного дара любви всегда
направлен от человека к Богу и ближним. У
человека в эгоистическом ослеплении этот
вектор устремляется на самого себя и нередко потворствует греху.
С древних времен семейный союз защищен государственными законами и законами
Божественными. Согласно римскому праву,
брак является соглашением между двумя
свободными в выборе сторонами. Римский
юрист Модестин (III век) так сформулировал
определение брака: «Брак есть союз мужчины
и женщины, общность всей жизни, соучастие
в Божеском и человеческом праве». Такая
формулировка с древних времен вошла и в
канонические сборники Православной Церкви.
Следует отметить, что такая трактовка и до
сегодняшнего дня незыблемо сохраняется в
Православной Церкви. При этом западный
мир полностью утратил понимание семьи и
с точки зрения римского права, и с точки
зрения Божественного закона.
Обобщая слова Священного Писания о
браке, следует указать, что христианский
брак есть добровольный и основанный на
взаимной любви пожизненный союз двух лиц
разного пола с целью взаимного восполнения
и взаимопомощи в жизни и достижения цели
духовного спасения, имеющий также своим
следствием рождение и достойное воспитание
детей. Брак есть начальный союз любви, из
которого формируется союз любви семейной.
Согласно учению Церкви, христианский брак
есть великое таинство, освященное Богом.
Крепость семьи формируется со временем:
вначале полагается влюбленность – взаимный
интерес между молодыми людьми; влюбленность со временем переходит в брачный союз
и брачную любовь; но это еще чувственное
физиологическое явление, которое для укрепления требует освящения, одухотворения и
Божьего благословения.
Крепость семьи связуется союзом святой
взаиможертвенной любви. По учению Церкви,
трудно человеку самому устоять в брачном
союзе. Связующие нити естества ослабевают
и рвутся от напора житейских проблем. Благодать же Божья в даре Божественной любви
непреодолима для земных испытаний. Утрата
Божественного дара любви ослабляет семейный союз, а греховный эгоизм разрушает семейные скрепы. В таких обстоятельствах при
разгорании конфликта уже ничто не может
предотвратить трагедию в семье эгоистичных
людей. Не вразумляют даже страдания родных
детей, которые очень болезненно реагируют
на разрушительный конфликт в семье. Даже
пустяковые конфликты пагубно влияют на
детскую психику.
«Не хорошо быть человеку одному» на
земле (Быт. 2, 18). Залог счастливого брака
– это полная преданность друг другу двух
супружеских лиц. Отсутствие в жизни духовно-нравственных целей у вступивших в брак
есть одна из основных причин несчастных
семей. Важным элементом счастливого брака
является стремление обоих супругов к идеалу
интеллектуального, духовного и нравственного
совершенствования. Муж и жена, восполняя
друг друга, должны нравственно положительно
влиять друг на друга, помогать друг другу в
духовном и нравственном возрастании, оберегать чистоту и святость семейного союза.
Муж и жена обретают полноту, цельность и
смысл своего бытия в духовно-нравственном и физическом единении и взаимном
восполнении одного личностью другого, что
достигается через Божественный дар взаиможертвенной любви.
Семейный союз разрушается греховным
эгоизмом и мужа, и жены. Истинный и счастливый брак в его идеальной красоте может
быть только пожизненным, а потому нерасторжимым. Вступление в брак с мыслью о
возможности расторжения его свидетельствует
о неготовности одного или другого к важному
семейному союзу. Счастливый брак предполагает взаимную верность, полную преданность
друг другу и стремление к прочному взаимному союзу. Прочный взаимный союз достигается усилиями обоих вступающих в брак.
Важно помнить и о другой цели брака,
указанной в Священном Писании, – деторождении и добром воспитании детей.
Еще во
II веке великий мыслитель Афинагор писал:
«Жену каждый из нас имеет для деторождения… мерою пожелания служит деторождение». Крепость семьи зависит от супружеской
чистоты, соблюдения супружеской верности и
целомудрия. Для сохранения брака супруги
должны проявлять взаимное терпение и благоразумную снисходительность к недостаткам
и слабостям другого. При этом важно на фоне
взаимного общения видеть свои недостатки,
которые могут ранить близкого человека.
Нужно с уважением и с полным доверием
относиться к самому близкому человеку. Где
любовь, там и верность; где любовь, там и
уважение; где любовь, там и долготерпение;
где любовь, там радость, мир и утешение. Согласие, проистекающее из супружеской любви,
должно передаваться и детям. При этом
дети не должны стать предметом ослабления
супружеской любви, чтобы впоследствии не
явиться одной из причин семейного раздора.
Важно помнить, что дети вырастают и уходят
из семьи, формируя древо своей семейной
жизни, а супруги остаются на веки вместе.
Родители должны быть готовы отпустить
своих детей для самостоятельной семейной
жизни. То, что привили они своим детям и
какой пример они показали, – то и сложится
в новых семейных союзах у детей. Благоразумным родителям надо быть осмотрительными
и осторожными, чтобы не причинить вреда
этим новым семейным союзам.
Полное равенство супругов не давало
бы места для проявления любви и жертвенности. Главенство мужа в христианской
семье – залог порядка и супружеского единства, поскольку это главенство есть дело
естественное и оно отвечает душевной и
психологической потребности жены. В народе
так и говорят: девушка выходит замуж – за
своего любимого и любящего человека. При
этом в Священном Писании говорится: «Мужья, любите своих жен и не будьте к ним
суровы» (Кол. 3, 19).
В каждой счастливой семье с годами формируются благочестивые традиции, многие из
которых связаны с религиозными праздниками.
Для православных это семейное празднование
великих праздников Рождества, Крещения, Благовещения, Пасхи Христовой, Святой Троицы.
Особое значение имеют дни родительских суббот, когда молитвенно вспоминаются ушедшие
в мир иной предки. Важны периоды поста и
воздержания. Все это составляет духовную
и культурную основу семейных традиций, являющихся скрепами прошлого, настоящего и
будущего, которые переходят из поколения в
поколение. Эти знания очень важно закреплять
с юности, к чему и призван учебный предмет
«Основы православной культуры».
Следует отметить, что руководство нашей
страны и руководство Тюменской области
делают многое для экономической поддержки
современной семьи. Однако решение проблем
сохранения семейного союза заключается в
самой современной семье, в ее духовном
и нравственном климате, который образует
внутренние скрепы семейного союза.
В завершение своего выступления хотелось бы озвучить предложения, высказанные
ранее в Тюменской областной думе на заседании круглого стола по теме «Демографическая ситуация в Тюменской области:
проблемы и перспективы»:
1) В рамках поддержки и сохранения
семьи:
– при ЗАГСах предусмотреть консультативную работу священников для помощи
вступающим в брак в закладке проверенных
веками традиционных принципов создания
семьи, а в кризисных случаях в семье –
для поиска путей примирения супругов и
сохранения семейного союза. Дополнительно
целесообразно размещение информации с
контактными данными священника для консультации по телефону.
2) В рамках реализации мероприятий по
улучшению демографических показателей в
Тюменской области и реализации комплекса
мер по снижению численности случаев преждевременного прерывания беременности:
– предусмотреть консультационную работу священников в женских консультационных центрах и больницах, осуществляющих
процедуры преждевременного прерывания
беременности (аборты), а также разместить
объявления с контактными данными священника для консультации по телефону.
3) В рамках реализации мероприятий
по укреплению института семьи, социальной
поддержке семей с детьми:
– содействовать введению в общеобразовательных школах изучения предмета «Основы православной культуры», что смогло бы способствовать правильному формированию
семейных ценностей у детей и сохранению
института традиционной семьи.
Благодарю за внимание.
Митрополит Тобольский
и Тюменский ДИМИТРИЙ,
ректор Тобольской духовной семинарии,
член Общественной палаты Тюменской области
|