Протоиерей Григорий Мансуров: Добрый вечер, дорогие радиослушатели. С вами
священник о. Григорий, ведущий этой программы. У нас сегодня гости: это диакон Димитрий Майоров, преподаватель Тобольской
духовной семинарии и Тюменского духовного
училища. Отец Димитрий, добрый вечер!
Диакон Димитрий Майоров: Добрый
вечер, дорогие братья и сестры!
О. Григорий: И Алексей Владимирович
Шляков, доктор философских наук, профессор
кафедры гуманитарных наук и технологий
Тюменского индустриального университета.
Алексей Владимирович, добрый вечер!
Алексей Шляков: Здравствуйте, братья
и сестры!
О. Григорий: Сегодня у нас будет, как
мне кажется, интересная передача. Отец
Димитрий пригласил нашего гостя и предложил нам втроем сделать передачу. Говорить
будем о таком явлении, как странничество.
Ветхий Завет начинает историю богоизбранного народа с того, что Господь говорит
Аврааму в Уре Халдейском: «Пойди из
земли твоей, от родства твоего и из дома
отца твоего в землю, которую Я укажу
тебе» (Быт. 12, 1). И Авраам идет туда,
путешествует, переселяется с места на
место, живет в шатрах. Там же, в шатрах,
оказывает гостеприимство явившейся ему
в образе путников Святой Троице. Там
же у них с Саррой рождается сын… Это
были времена древние, практически четыре
тысячи лет назад, времена кочевников. И
Авраам был одним из таких кочевников. Да
и про Христа сказано, что Он «не имел где
главы приклонить». Он много путешествовал по различным городам израильского
государства.
Еще можно вспомнить книги: «Откровенные рассказы странника духовному отцу
своему», «Хождение Даниила», «Паломничество на Святую землю». Феномен паломничества на Руси был очень распространен,
тут те же «калики перехожие» вспоминаются. Есть ли у нас что-то подобное в современной жизни? В церковной жизни мы
совершаем крестные ходы. Особенно много
их было в 90-х – начале нулевых годов. Что
это такое, зачем это нужно, почему надо
куда-то идти? И как к этому относится современная постхристианская культура? Есть
ли в ней такое явление, такой феномен, и
в чем он выражается?
Отец Димитрий, как вы видите нашу
сегодняшнюю тему? С чего все началось?
О. Димитрий: С Алексеем Владимировичем мы знакомы не один год. Я знаю
его и как замечательного композитора,
музыканта группы «НЕва». В Сибири он
больше и известен как рок-музыкант, как
о философе о нем знает меньший круг людей. Хотя в нашей тюменской философской
среде он хорошо известен. Я присутствовал
на замечательной защите его докторской
диссертации в Тюменском государственном
университете, посвященной феномену «номадизма», странничества в современной
культуре. И могу сказать, что в современной
культуре он действительно присутствует,
такой феномен.
Если мы возьмем Жака Аттали, очень
популярного философа, то он считает, что в
ХХІ веке, в его середине, появятся великие
номады, великие странники, или «суперкочевники», как он их называет. Потому
что мы живем в действительно мобильном
мире, и сейчас, в условиях пандемии, люди
поняли, насколько тесно они друг с другом
завязаны. Если упрощать, то один человек
чихнет, а на другом конце Земли заболеет другой, потому что концы эти связаны
самолетным сообщением. И даже если
мы перекроем физические границы, мы
не перекроем границы информационные.
Сейчас мы особенно хорошо понимаем,
насколько с помощью информации связаны
между собой страны и города. Сейчас Евросоюз по сути стер
национальные границы. Там можно свободно перемещаться.
Когда рухнул железный занавес, границы западного мира
значительно раздвинулись и дошли до наших. Теперь мы все
можем туда поехать. Началось все в 90-х
годах с так называемой «колбасной эмиграции», четвертой волны. Тогда многие из
тех, кто мечтал уехать, сделали это, думая,
что «мне, вот, в этом "совке" невыносимо
тяжело жилось, поэтому я поеду туда, где
"банановый рай", или еще куда-нибудь».
А когда они приехали в другие страны,
то увидели, что грехи-то там те же, что
и здесь. И что, в общем-то, мы живем в
маленьком мире.
Глобалистские идеи сейчас очень широко развиты. Но существуют глубинные
различия между христианским пониманием
странничества и таким странничеством,
когда человек передвигается куда захочет,
не имея ни рода, ни племени, ни Родины,
ни флага своего.
Йожеф Молнар. Переселение Авраама. 1850 г.
|
И я был поражен ответом Алексея Владимировича на защите докторской, когда
его спросили, чем традиционное христианское странничество,
о котором вы, отец
Григорий, говорили,
отличается от того
странничества, которое формируется в
нынешней постмодернистской культуре.
Алексей Владимирович очень здорово
ответил. Тогда я как
раз и подумал, что
это достойно того,
чтобы пригласить его
на радио «Вера». И я
рад представить этого интереснейшего
человека, с которым
мы много лет вместе
проработали на кафедре. Уверен, что Алексей Владимирович с
удовольствием поделится своими мыслями
и идеями на эту тему.
Алексей Шляков: Спасибо, отец Димитрий. Для начала я бы хотел разграничить
предмет нашего разговора. Вы совершенно
правы, что странничество можно обнаружить в любой парадигме, в любой культурной среде: и в традиционной культуре, и в
культуре современности, и в культуре постмодерна. Нужно обозначить предмет, потому
что, когда мы говорим о мобильности, о
любых перемещениях, мы часто смешиваем
понятия бродяжничества, странничества и
кочевничества. Это и был, кстати, один из
основных вопросов моего научного исследования – разграничить эти понятия.
А чем разграничить? Я разницу вижу в
понятии «дома». Потому что понятие «дом»
для оседлоцентричного, оседлого мира является, по сути, исходной точкой отсчета и
финальной точкой прибытия: «домовина»,
гроб, в конечном счете. И по отношению
людей к дому я вижу совершенно различные формы переживания существования,
движения.
Если это турист, то он всегда выходит из
дома, возвращается домой. Если это странник, то это человек в поисках настоящего
дома, в поисках истины, в поисках живого
Бога. Если это кочевник, то это человек,
у которого дом всегда с собой, а отсюда –
точка отсчета движется вместе с носителем
этого движения. Следовательно, меняются
представления о пространстве и о времени.
Это совершенно иное переживание.
В силу того что кочевники существовали
и в традиционной культуре, и странники
существовали в традиционной культуре,
то и в культуре постмодерна мы можем
обнаружить представителей традиционного странничества.
О. Григорий: Давайте сначала скажем,
что такое модерн, чтобы понять, что такое
постмодерн.
Алексей Шляков: На мой взгляд, традиционная культура – это культура, в которой
присутствует сакральное начало. Она может
быть монотеистичной, политеистичной, но их
объединяет именно присутствие сакрального, священного, то есть Бога.
Модерн, начало культуры которого датируют ранним ХVII веком, – это культура,
пытающаяся освободиться от Бога. И в
начале своем, в ХVII веке, она еще не понимала своего назначения. Но вот в эпоху
Ницше она как раз обозначила свои цели,
свои задачи и этим обозначила свой конец
– когда Ницше произнес: «Бог умер, и убили
Его вы и я». Целью было освободиться.
А культура постмодерна, позднее мы
разберем это подробнее, возникает после
чудовищных трагедий, которые возникли на
фоне освобожденного человека. Вот начало
ХХ века: человек освободился. От кого?
От Бога, от природы. Он свободен. И что
он делает? За пятьдесят лет он совершает
две мировые войны. Десятки миллионов
убитых, расизм, нацизм, газовые камеры,
концентрационные лагеря. Здесь возникает
вопрос: а какова цена человеческой личности? Никакая, нулевая. А почему же нам,
освобожденным людям, вдруг так плохо
стало – мы же освободились?
Духовный журнал «Странник». Выходил с 1860 по 1917 гг.
|
Как ответ на такие вопросы возникает
французская либеральная мысль, которая
говорит о том, что это происходит потому,
что модерн, то есть современность, не справился со своей задачей и не изгнал Бога
окончательно, а всего лишь заменил его
на человека. Антропоцентризм говорит, что
человек – царь природы, человек – вершина
эволюции и т.д. И культура постмодерна
возникает как попытка завершить то, с чем
не справился модерн. Это даже не богоборчество, а человекоборчество.
Мы можем увидеть это в современной
Западной Европе, в Соединенных Штатах
Америки с их «общечеловеческими» ценностями. Постгуманизм, например, сейчас
уже называется трансгуманизм, т.е. преодоление человека. Если мы можем внести
изменения в тело, то почему нам не внести
изменения и в душу, в конечном счете в
геном человека, если можно его улучшить,
усовершенствовать? Путь этот, на мой
взгляд, тупиковый, катастрофический, но он
почему-то имеет много сторонников.
И вот эти три культуры, вернее, три
периода культуры: традиция, современность
и постсовременность, – их можно рассматривать как три самостоятельные единицы.
Хотя ряд философов все-таки относится к
постмодерну как ко второй современности,
которая всего-навсего перестроила свои
задачи, пересмотрела объект и продолжает
благополучно вот это вот изгнание – Бога,
человека, проводит полную эмансипацию.
О. Григорий: Исчерпывающе, я все
понял. Надеюсь, и слушатели наши тоже.
О. Димитрий: Алексей Владимирович
последователен как ученый. В своей докторской он продолжил идеи, которые заложил
в кандидатской диссертации, посвященной
номадизму. У него несколько монографий,
десятки публикаций. Он исследовал феномен
странничества с разных сторон, и одна из
частей его докторской диссертации посвящена осмыслению феномена православного
странничества. И я хотел бы услышать в нашем эфире, как традиционное православное
странничество чувствует себя в культуре
модерна и постмодерна.
Алексей Шляков: Я бы не хотел говорить здесь научным языком диссертации,
все-таки он сложный для восприятия на
слух непосвященным слушателем. Но любое
исследование, на мой взгляд, начинается
с метода. И в нашем случае этот метод
– этимология. Откуда произошло слово
«странничество»? Я в очередной раз перед
передачей обратился к различным источникам и пришел к тому, что в старославянских языках слово «странствовати» имело
несколько иные смыслы, чем мы сегодня
в него вкладываем. У наших предков это
слово имело два основных смысла. Первый:
странствовать – значит страдать, болеть, а
второй смысл – чудить, то есть отличаться
от других. Получается, что странником изначально именовался человек, страдающий за
что-то, переживающий о чем-то, и в такой
форме, что заметно отличался от иных и, в
общем-то, вызывал и недоумение, и благоговение, и какой-то страх.
Попытки найти аналогичные объяснения
в иностранных языках ни к чему не привели,
потому что там странствование переводится
как перемещение, причем не просто перемещение, а блуждание, заблуждение, что в
процессе познания ведет к ошибке.
«The melting pot» («Плавильный котел»).
Обложка театральной программы для пьесы
английского драматурга Израэля Зангвилла
(1864-1926)
|
И это достаточно показательно, потому
что у нас, напротив, странник воспринимается как носитель христианской культуры,
как носитель живого Бога, точнее – человек,
пребывающий в поиске живого Бога. Это
необязательно означает перемещение в
ландшафтно-территориальном пространстве.
Прежде всего это движение в пространстве
духовном. Разница в том, что ландшафтнотерриториальное пространство подразумевает горизонтальный срез. И что бы я в нем
ни нашел – оно только внешне отличается, а
внутренне-то нет. Вот здесь пальма растет,
а вот здесь береза. А разница-то в чем? Да
ни в чем: и там и там дерево. А духовное
пространство подразумевает вертикальные
направления: когда я в нем перемещаюсь,
то приобретаю совершенно новые качества,
перехожу на совершенно новую ступень.
Начиная с XVII века феномен православного странничества распространился
на Руси достаточно широко. Постепенно он
начинает приобретать и формы не «странные». Внешне это было все то же странничество, но общество его уже одобряло,
сделало своей нормой. К странничеству
стали относить и паломничества. Потом это
обрастало все новыми формами, особенно
на Западе. Пример тому – купечество, которое занимается торговыми маршрутами и
зачастую недолюбливается. Это ведь тоже
элемент «странности», ведь обогащение
может и привлекать, и отторгать человека
от других людей.
Таким образом, мы приходим к культуре
современности, в которой странствование,
будучи сохраненным в виде традиционных
поисков, приобретает и очень интересные
социальные траектории – такие, например,
как вахтовики. Это интереснейший феномен.
В 1994 году я работал на буровой на Ямбурге. И заметил в Новом Уренгое, что на
многих домах висят раковины эмалированные. Я удивился и спросил, зачем местные
это делают. Мне ответили, что эти раковины
– символ временщизма: все приезжают на
Север зарабатывать, а не жить постоянно.
Человек постепенно обживается, со временем приобретает кухонный гарнитур. Но
уренгоец знает, что он здесь временно и
что, уезжая из города, он будет
вынужден поставить раковину
на место. Вот такой интересный
социальный феномен.
Теперь мы переходим к постмодерну. Отец Димитрий совершенно верно отметил Жака
Аттали. Но были и другие исследователи современного номадизма. Жиль Делез и Феликс
Гваттари создали теоретическую
базу для этого феномена преломленного странничества, ставшего
странничеством безбожным.
Главная эмансипационная задача, которая стоит перед человеком постмодерна, – окончательное освобождение. От чего?
От того, что может причинить
нам боль, страдание и какие-либо
неприятности. Любые привязанности оказываются в постмодерне
табуированными: семейные, государственные, национальные, религиозные, территориальные. Поэтому и возникает такая фигура
«свободного» человека, который
не привязан ни к чему и скользит
по поверхности, горизонтальности
– благо, современные условия
глобального мира не только позволяют, дают возможность это
сделать, но, в общем-то, даже побуждают к этому.
Еще я выделил в исследовании, что при
постмодерне возникает феномен объектного
номадизма, объектного кочевания. Это когда кочевание у нас совершают не только
субъекты, люди, но и предметы. Это вещный
номадизм, когда разные объекты обретают
форму и значение кочевого предмета.
Такие вещи стремятся к миниатюризации,
к гибридизации, т.е. к взаимодействию с
другими предметами. Такая вещь лишается
внутреннего содержания и тем самым побуждает тоже к движению. Например, один
из самых важных кочевых предметов – сотовый телефон. Он не привязан ни к чему.
Мало того, он побуждает меня к движению
и позволяет мне это делать.
О. Димитрий: Мы говорили сегодня о
том, что странничество, которое в традиционной культуре существует, совершенно
иначе преломилось в эпоху Нового времени и постмодерна. Но здесь хотелось бы
сказать, что ХХ век действительно повлиял
на все народы, очень сильно повлиял. Для
России это был трагический век, и Россия,
традиционно оседлая страна, которая тысячелетия находилась на земле своих предков,
в ХХ столетии претерпела четыре, а сейчас
говорят, что уже и пять волн эмиграции.
И, в общем-то, когда в 1925 году Николай
Александрович Бердяев в журнале «Путь»
определял духовные задачи русской эмиграции, то сравнивал нашу русскую эмиграцию
с еврейской. Потому что как сами евреи
шутят: «Кто такой еврей? Это
человек, живущий на чемодане».
Две тысячи лет назад они потеряли свою государственность
и вновь обрели только в 1946
году. Евреи всегда кочевали. Они
и во время своего оседлого существования были мобильны. Не
случайно Аттали, о котором мы
уже говорили, тоже еврей, представитель народа, для которого
нормально жить «на чемодане»
и легко перемещаться.
И вот то же произошло и с
нашим народом в ХХ столетии, с
первой волной эмиграции. Есть
программная речь Ивана Алексеевича Бунина, парижская речь
1924 года. И в 1925 году Николай
Бердяев, говоря о главных задачах эмиграции, отмечает, что
мы лишились всего. Дворянские
имения, где семьи жили столетиями, – все это уходит. Раньше еще
Чехов в «Вишневом саде» показывал, как на смену дворянской
культуре приходит капиталистическая, которая очень мобильна.
Но наступает ХХ век, и люди с
1918 года лишаются своих имений, своего имущества, просто чтобы жизнь
свою сохранить, вынуждены эмигрировать. И было, исходя из исследований
эмигрантской прессы первой волны,
как минимум, три направления действий. Первое – это
вернуться обратно силой оружия и
уничтожить большевиков. И для этого
все средства хороши, можно даже
пожертвовать национальными сокровищами в пользу
иностранных интервентов, лишь бы физически победить большевизм любой ценой.
Такой рефрен очень четко звучал вплоть до
Второй мировой войны. Вторая позиция: мы
евразийцы. Даже журнал появился – «Евразия». И русские должны сохранять и нести
свою духовность, подобно евреям, которые
всегда сохраняли свою идею единобожия
даже на чужбине, в эмиграции. И как евреи
несли свою культуру в Междуречье и Египет,
так и задача русской эмиграции в духовном
отношении – это нести Православие во
все народы мира и воспринимать произошедшее с нами как Божье повеление нести
Божью идею. Это духовное «евразийство».
Иван Бунин. Париж, 1934 г.
|
Бердяев не был наивным человеком и понимал, что большевизм – это не на пять
минут. Поэтому русский народ в чем-то
и оказался сравним с еврейским: как тот
нес повсюду идеи единобожия, так и здесь
идеи Православия были явлены всему миру.
А третья позиция в эмигрантской среде –
примиренческая: будем продолжать жизнь, как
жили мы и прежде. Получится возвратиться,
возвратимся, а если не удастся, не сложатся
условия – останемся жить здесь, в эмиграции. Мы люди западной
культуры, она нам близка, и мы с ней мирно уживемся.
В диссертации Алексея Владимировича упомянут Питирим Сорокин, который в США
создал Чикагскую школу социологии с ее идеей
социальной мобильности. Американское общество – оно именно
такое: это общество, которое создали номады, эмигранты. Поэтому Америку называют
«плавильным котлом» – melting pot.
И в этой связи я бы хотел попросить
Алексея Владимировича порассуждать о
судьбах: что нас ждет? Ведь философы пытаются выразить дух эпохи и, можно даже
сказать, заглянуть за горизонт событий. Они
выполняют некую прогностическую функцию
в обществе, и философия, в общем-то,
пытается заглянуть за край бытия. Она
устремлена вперед, и в этом отношении,
в христианском отношении, философ, по
сути, выполняет божественную задачу в
мире. Потому что философ думает о том,
как христианскую культуру, христианскую
мысль донести до «эллинской», то есть
светской, философской среды языком ее же
философии. Ведь христианство в творчестве
святого Иустина Философа не воспринимало философию как «служанку богословия».
Философия, по мысли святого, это наука
о счастье, о его достижении. Вот потому,
Алексей Владимирович, я и прошу вас как
философа порассуждать о судьбах будущего
мира. Мы действительно очень глобально
живем. Вы, как христианин, как православный человек, конечно, видите те риски
утраты Отечества, традиционной культуры,
традиционных смыслов, которые возникают
в нашем мире. И вы в своей научной работе эту озабоченность здорово выразили.
Алексей Шляков: Действительно, у
философии есть так называемая прогностическая функция: описать, объяснить и дать
прогноз. Но все эти прогнозы, во-первых, к
сожалению, сбываются, а во-вторых, они все
пессимистичны. Поэтому и мои прогнозы
будут достаточно пессимистичные.
|
Но сначала не соглашусь с отцом Димитрием. Упомянутый Бердяев говорил, что
Россию нельзя назвать оседлоцентричной,
что русский народ – народ кочевой, но с
сознанием оседлого народа. Наши русские
просторы позволяют вот эту широту русской
души не удерживать на месте. А оседлость,
о которой мы говорим, это, скорее, принуждение к оседлости, которое произошло
в эпоху современности. И такая оседлость,
как видите, не совсем выполнила свои
функции.
Рози Брайдотти, постмодернистская
женщина-философ, пишет о миграции, об
изгнанниках как о положительном начале
в формировании кочевой постмодернистской культуры. Потому что мигрант, хотя
и утрачивает связь со своими корнями,
приобретает кое-что, в чем есть своя прелесть. Как говорил Александр Куприянович
Секацкий, замечательный петербургский
философ, беда Агасфера и беда Эдипа не
в том, что они обречены на страдания, а в
том, что они не сумели порвать свои связи.
Если бы они подчинились воле движения,
то судьба их не была бы такой трагичной.
Поэтому мигрант, лишившись связи с Родиной, имеет огромные возможности для
кочевания среди разных языков, разных
национальных культур, их слияния. И это
постмодернистами видится положительным
достижением.
На мой взгляд, безусловно, утрата связи
с корнями априори лишает нас вертикального движения и уподобляет грибнице – ризоме, о которой писал Жиль Делез. Ризома
движется в различных горизонтальных направлениях, но только по поверхности, по
плоскости. При этом она обладает удивительной живучестью. Мы можем в любом
месте уничтожить ее часть, но в других
местах она сохранится все такой же. Ведь
у нее нет центра, как нет верха и низа.
И эта модель пространственного бытия
предлагается нам для безболезненного
существования.
Если говорить о русской эмиграции, она
не была однородной. Были там те, кто нес
слово Христово, были и безбожники, атеисты, были и сомневающиеся. Но в целом
это была трагедия России, потому что если
говорить об интеллектуальном центре, то
внезапно он оказался смещен, вынесен за
пределы России, тогда нового государства
– Советского Союза. Хотя и на территории
Советского Союза остались носители интеллектуальной культуры среди священства
– те, кто не поддался эмиграционному движению, а остался со своей паствой. И мне
сейчас непросто отдать приоритет тем или
другим: тем, кто не подчинился советской
культуре, или тем, кто не оставил свою
паству без помощи, без вспоможения, без
слова. Это вопрос актуальный, и я не знаю,
как на него ответить.
(Окончание следует...)
Набор и подготовка текста:
Иван СВИЩ
|