В 23-м номере «Епархиальных ведомостей» за 1909 год помещена перепечатанная
из журнала «Зодчий» заметка архиепископа Антония Волынского [Антоний (Храповицкий),
впоследствии митрополит (1863-1936) – прим. ред. «Сибирской православной газеты»] под
заглавием «Предостережение художникам вообще и иконописцам в частности».
В этой заметке Высокопреосвященный
Антоний дает историческую и психологическую
справку о времени появления в нашей Русской
Церкви Православной обычая «коленопреклонения» за богослужениями. Обычай современного «коленопреклонения», по заключению
Высокопреосвященного епископа, появился в
нашей Русской Православной Церкви с 18-го
столетия, и именно с католического Запада: ни
еврейская, ни древнехристианская восточная
Церковь обычая современного преклонения
коленей за богослужением не знала.
Позволю себе и я сказать несколько слов
относительно коленопреклонения. В древнехристианской Церкви восточной современного
коленопреклонения не существовало. Если
там и было коленопреклонение для выражения «усиленной молитвы» (Златоуст, т. 11,
с. 59) – то не современное (иногда, особенно
в городах, для выражения лени), бывающее
без преклонения главы до земли. В древности
молились или стоя прямо, или повергаясь ниц,
т.е. преклоняли главу и колени на землю на
все время прочтения известной молитвы и
потом опять вставали на ноги.
Правда, и ныне бывает преклонение
главы на землю при коленопреклонении. Но,
повторяю, оно ныне не так совершается, как
это было в древности. Древние христиане после повержения на землю вставали, а ныне,
по поднятии с земли головы, продолжают
стоять на коленях.
В подтверждение того, что у древних
христиан обычая современного коленопреклонения не существовало, приведем
каноническую справку. В 20-м правиле
I Вселенского Собора читаем: «Понеже суть
некоторые преклоняющие колена в день Господень и во дни Пятидесятницы: то, дабы во
всех епархиях все одинаково соблюдалось,
угодно святому собору, да стояще приносят
молитвы Богу».
Могут нам сказать, что здесь, этим правилом, запрещается не самое коленопреклонение,
но коленопреклонение в день Господень и во
дни Пятидесятницы. Правда, 20-м правилом
I Вселенского Собора запрещается коленопреклонение в известные дни (это постановление
Вселенского Собора ныне не соблюдается). Но
мы привели это правило, чтобы показать, что
в остальные дни (кроме указанных в правиле)
совершалось не одно только коленопреклонение, но преклонение вместе с коленями и
головы до земли. В толковании 20-го правила
I Вселенского Собора Зонара пишет: «…чтобы
не преклонять коленей в воскресный день и во
дни Пятидесятницы. Это установлено и другими
священными отцами, и Василием Великим, который присовокупляет и причины, по коим запрещено преклонять колени в сказанные дни и заповедано молиться стоя…». В остальные дни
(кроме дня Господня и Пятидесятницы), значит,
можно молиться и не стоя, а повергаясь ниц.
Но ведь всякий должен согласиться, что,
стоя на коленях, мы молимся стоя: хотя и на
коленях, но стоя с лицом, обращенным вверх.
При коленопреклонении же лицо наше должно
быть (по крайней мере, таков был обычай у
древневосточных христиан) склонено к земле.
Что при коленопреклонении
первенствующие христиане восточные повергались ниц, а не
только преклоняли колени и так
молились, время от времени
склоняя к земли главу, как
это практикуется ныне, – это
с очевидностью усматривается
и из 91-го правила Василия
Великого и толкования на это
правило Зонары. Вычитаем сначала сущее [т.е. само правило
– прим. ред.]: «Стоя молитвы
творим во едину от суббот [т.е.
в воскресный день – прим.
ред.], но причину сего не все знаем… Потому
сие творим, яко день сей мнится быти неким
образом чаемого века… И так основательно
Церковь научает питомцев своих бывающие
в оный день молитвы в стоянии совершати…
Церковные уставы научают нас предпочитати
в сии дни прямое положение тела во время
молитвы, ясным напоминанием как бы переселяя мысль нашу от настоящего в будущее.
При всяком же коленопреклонении и восстании мы действием показуем и то, яко грехом
ниспали на землю, и то, яко человеколюбием
Создавшего нас паки воззваны на небо…».
Зонара в толковании на это правило пишет:
«Итак, церковные определения, т.е. законы или
уставы, научили нас предпочитать молиться
во дни Пятидесятницы стоя прямо, как бы
поднимая наш ум от земного к небесному
действительным, т.е. наглядным, напоминанием (о небе). Ибо прямым положением тела,
взирая горе, мы напоминаем себе о будущем
и небесном. Но и коленопреклонения не остаются для нас без значения. Ибо преклонение
к земле означает, что мы, согрешив, пали на
землю; а восстание опять с земли – что мы
благодатью Бога, человеколюбствовавшего о
нас, воззваны от падения».
Толкование Зонары ясно нам указует, что
у древневосточных христиан обычай коленопреклонения соединялся с преклонением к земле
и главы. Современное же коленопреклонение
нисколько не выражает и не заключает в
себе того символического содержания, какое
соединяла с коленопреклонением – повержением ниц – древневосточная Церковь. Если
греховное падение наше православными христианами знаменуется повержением ниц, на
землю, то что же может знаменовать собою
стояние на колянях, как не сохранение именно «своей амбиции», «благородной гордости»,
«благородного самолюбия»?!
Высокопреосвященный Антоний на основании своей исторической и психологической
справки по вопросу о коленопреклонении
заключает: «На картинах или иконах из библейской или церковной истории никогда не
следует рисовать коленопреклоненных фигур».
Мы же свою каноническую справку заключим
пожеланием, чтобы православные христиане
постепенно выводили укоренившийся обычай
стоять на коленях за богослужениями, заменяя
его, для выражения своей усиленной молитвы,
повержением ниц, т.е. преклонением до земли
колен и главы.
Отцы! Будем же внушать своим прихожанам, что древневосточная христианская
Церковь не знала обычая за службами и вообще при молитве молиться на коленях. Для
выражения же усиленной молитвы она имела
обычай повержения ниц, а во дни воскресные
и Пятидесятницы и этого не дозволяла (20-е
правило I Вселенского Собора).
Миссионер-священник
Михаил ЗВЕРЕВ
Открытое письмо миссионерусвященнику о. Михаилу Звереву
В № 4 «Епархиальных ведомостей» за
текущий год я встретил Вашу заметку о
коленопреклонении, в которой Вы, дополняя
статью Высокопреосвященного Антония Волынского, доказываете неправильность обычая
коленопреклонения в том виде, в каком он
существует в настоящее время, т.е. стояния на
коленях. Осмеливаюсь просить Вас разрешить
мои недоумения.
Согласен с Вами, что лучший способ
выразить сознание своей греховности – это
«падение ниц» и что вставание с земли и
молитва стоя знаменует наше восстание по
грехопадении. Но область наших чувствований
далеко не так однообразна, и нельзя заставить
мысль человека вращаться между двумя точками – грехопадением и восстанием. Ведь можно
же переживать и другие чувства, что вполне
естественно, если принять во внимание столь
разнообразное содержание наших молитв. А
если так, то почему, переживая различные
душевные состояния, мы должны облекать их
только или в «падение ниц», или в обычную
молитву стоя? Неужели в самом деле никто
из древних христиан никогда ни разу в молитвенном экстазе не опустился на колени и
не обратил взоров своих к небу? Отрицание
этой мысли будет психологически неверным.
Возьмем такой момент. Молясь стоя, я
чувствую, как с души спадает бремя, как под
влиянием христианской надежды далеко отлетают мысли о греховности и отверженности, а
их заменяют мысли и чувства о бесконечном
милосердии Божием, о всепрощении и любви,
и чувствуется присутствие Самого Бога, и я,
благодаря, падаю на минуту ниц и снова обращаю взоры к Безначальному Отцу, но не
дерзаю встать прямо и из благоговения и всепокорности остаюсь на коленях. Иначе говоря,
я благодарю Бога вполне по-человечески, как
мы благодарим царя земного.
Кроме того, самый термин коленопреклонения, как бы ни объясняли его святые отцы,
будет говорить сам за себя, тем более что
у нас есть еще другой термин «поклоны»,
а Ваши собственные слова, что «стоя на
коленях с лицом, обращенным кверху, мы
молимся стоя», дают полное право оставаться
на коленях и после земного поклона, но Вы
должны сознаться, что стояние на коленях в
иные минуты более соответствует душевному
настроению, чем стояние на ногах.
Будет ли коленопреклонение выражением
«нашей амбиции», «благородной гордости и
самомнения», как признаете Вы, или выражением всепокорности воле Божией, любви и
благодарности к Нему, как это кажется мне,
– это вопрос субъективный. Если я, например,
при пении Херувимской песни, молитвы Господней, Великого славословия, Полиелея и в
прочих случаях, желая выразить свое смирение
и благоговение, опускаюсь на колени, то неужели я тем выражаю только свою гордость?
А пребыть с преклоненной к земле головой все
время невозможно, да и не всегда позволяет
помещение и другие условия. Разве Вы, отец,
не знаете, что очень и очень многие, приходя
в храм, опускаются на колени и так остаются
в продолжение всей службы, хотя и не каждое
крестное знамение сопровождают преклонением до земли? Неужели же это не благоугодно
Богу, и неужели нужно их за это упрекать?
Мои сомнения в неточности Ваших объяснений усиливаются при воспоминаниях о
жизни святых угодников Божиих. Известно, что
многие из них день и ночь пребывали в молитвах, которые совершали коленопреклоненно.
Неужели они совершали ее повергшись ниц и
вставали на ноги каждый раз, как хотели положить на себя крест? Преподобный Серафим
Саровский тысячу дней и ночей провел на
камне, по преданию, в коленопреклоненной
молитве и скончался на коленях пред малым аналойчиком. Неужели же ему и другим
святым угодникам Божиим не известны были
толкования святых отцов о том, как нужно
преклонять колени? Нет, Ваши объяснения не
убедительны, не точны.
Ведь монастырские уставы пришли к нам
также из древности. В заключение прошу
Вашего объяснения относительно обычая коленопреклонения при чтении молитв во Святую
Пятидесятницу на вечерне, когда Типикон повелевает выслушивать молитвы, «преклонив
колена, непокровенным сущим». И как Вы
понимаете слова 60-го стиха 7-й главы Деяний
святых апостол, где говорится, что святой архидиакон Стефан, преклонив колени, воскликнул
громким голосом: «Господи! не вмени им греха
сего. И, сказав сие, почил»? Неужели он «пал
ниц» и, лежа на земле, восклицал? И мог ли
это он сделать, когда за несколько минут пред
тем видел небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога?
Жду Ваших разъяснений.
Священник
Ответ на открытое письмо
На мою заметку о коленопреклонении (№ 4
«Епархиальных ведомостей» сего года) в № 7
«Епархиальных ведомостей» появилось открытое мне письмо «священника». В этом письме
анонимный священник рассудочным образом
хотел доказать, что коленопреклонение можно
и не соединять с преклонением до земли и главы. Мои же свидетельства относительно того,
что первенствующие христиане восточные при
коленопреклонении повергались «ниц», автор
открытого письма находит «неубедительными
и неточными».
Смею уверить Вас, батюшка, что все выписанные мной в заметке о коленопреклонении
цитаты точны и подлинникам вполне согласны.
Неубедительны? Но это уже другое дело.
И меня вот соблазняет фраза автора письма: «Почему, переживая различные душевные
состояния, мы должны облекать их только или
в падение ниц, или в обычную молитву стоя?»
Рассуждая так, Вы, отец, стало быть, ничего
не будете иметь, если бы кто-нибудь из присутствующих в храме, переживая известное
душевное состояние, вздумал бы облечь его
в молитву сидя, по-католически? Кстати заметим, что мы говорим о церковной молитве,
а не о домашней.
Вы скажете, может быть, что у разных лиц
даже однородное чувство (например, чувство
благоговения) может выражаться в различных
формах? Совершенно верно. Но укажите нам
из жизни евангельских или древних христиан
примеры, свидетельствующие о преклонении
во время молитвы только коленей, без преклонения до земли и главы? Тогда я с Вами
соглашусь, отец. Пока же оставаться буду при
своем мнении.
Читаем письмо дальше. «Самый термин
коленопреклонения, как бы ни объясняли его
святые отцы, будет говорить сам за себя, тем
более что у нас еще есть другой термин –
"поклоны"». Не думайте, отец, что под коленопреклонением разумеется преклонение только
коленей, а не падение «ниц». В Псалтыри издания 1646 года читаем: «Ибо управлении пости
и повеленная коленопоклонения во управленых
днех образи неции суть православныя веры и
непорочныя. И якоже во управленных постех
несть надесно и налево уклонятися, якоже преже речено бысть, тако и в коленопреклонениих,
сиречь в земных поклонех» (л. 33-й на обороте
и 34-й) [«…установленные посты и учиненные
коленопреклонения в установленные дни есть
некие (внешние) признаки православной и непорочной веры. И подобно тому как относительно установленных постов не следует уклоняться ни направо, ни налево, о чем прежде было
сказано, так и касательно коленопреклонений,
то есть земных поклонов» – перевод свящ.
П. Овс.]. Очевидно, слово «коленопреклонение»
Церковь (по крайней мере, до лет Патриарха
Никона) понимала в смысле падения «ниц».
Из той же Псалтыри мы видим, что Церковь знала два вида поклонов: поясные и земные. «А якоже неции творят поклоны земные и в пояс во время святыя литургии или во
иныя службы, кроме уставного повеления, и
то творят не по преданию святых отец, ниже
во спасение себе, но и паче в грех. Подобно
бо есть в церковных собраниях христианом
хранити уставленое повеление, еже предано
святыми отцы» (л. 30-й на обороте и 31-й)
[«А то, что некоторые совершают земные или
поясные поклоны во время святой литургии
или на иных службах не в соответствии с
уставными указаниями, – то делают это не
по преданию святых отцов и не во спасение
себе, но, напротив, во грех. Ибо подобает
христианам в церковных собраниях соблюдать
установленные правила, заповеданные святыми
отцами» – перевод свящ. П. Овс.].
В выписанных нами словах упоминаются
поклоны только поясные и земные. О стоянии
же на коленях и речи нет – очевидно, потому,
что в употреблении оно не было. «Прочих
же поклонов, кроме уставных, на литургии
никако же дерзаем творити, да не будем
соблазн людям. Но точию стоим со страхом
и трепетом с молитвою Исусовою во время
святаго пения» (л. 30-й на обороте) [«А прочих
поклонов, кроме тех, что положены по уставу,
да не дерзаем совершать на литургии, чтобы
не стать для людей причиной соблазна, но да
стоим во время святого пения со страхом и
трепетом и с молитвой Иисусовой» – перевод
свящ. П. Овс.].
Отец! Вникните Вы, пожалуйста, поглубже
и в слова 91-го правила Василия Великого и
толкований на него. Позволяю себе напомнить
их Вам и в настоящей заметке. Правило: «При
всяком же коленопреклонении и восстании мы
действием показуем и то, яко грехом ниспали
на землю, и то, яко человеколюбием Создавшего нас паки воззваны на небо». Толкование
Зонары: «Но и коленопреклонения не остаются
для нас без значения. Ибо преклонение к
земле означает, что мы, согрешив, пали на
землю; а восстание опять с земли – что мы
благодатью Бога, человеколюбствовавшего
о нас, воззваны от падения». Синопсис: «А
коленопреклонение показывает наше падение
и опять восстание».
«Ниспали на землю», «воззваны на небо»,
«воззваны от падения» – все такие выражения,
которые говорят нам только о двух видах поклонов: метании (поясном поклоне) и падении
«ниц» – на землю. Но нисколько не говорят
о стоянии на коленях.
В доказательство того, что ни еврейская,
ни древневосточная христианская Церковь
современного обычая преклонять колени во
время молитвы не знала, позволяю себе привести еще несколько свидетельств из Ветхого
и Нового Завета.
«Иисус (Навин), находясь близ Иерихона,
взглянул, и видит, и вот стоит пред ним человек, и в руке его обнаженный меч. Иисус
подошел к нему и сказал ему: наш ли ты, или
из неприятелей наших? Он сказал: нет; я вождь
воинства Господня, теперь пришел (сюда).
Иисус пал лицем своим на землю, и поклонился
и сказал ему: что господин мой скажет рабу
своему?» (Нав. 5, 13-14).
«И сказал Маной Ангелу Господню: позволь
удержать тебя, пока мы изготовим для тебя
козленка… Когда пламень стал подниматься
от жертвенника к небу, Ангел Господень поднялся в пламени жертвенника. Видя это, Маной
и жена его пали лицем на землю» (Суд. 13,
15, 20).
«И поднял глаза мои, и увидел: вот один
муж, облеченный в льняную одежду, и чресла
его опоясаны золотом из Уфаза… И услышал
я глас слов его; и как только услышал глас
слов его, в оцепенении пал я на лице мое и
лежал лицем к земле» (Дан. 10, 5, 9).
А вот и из Нового Завета свидетельства.
«Но когда все пророчествуют, и войдет кто
неверующий или незнающий, то он всеми
обличается, всеми судится. И таким образом
тайны сердца его обнаруживаются, и он падет
ниц, поклонится Богу и скажет: истинно с вами
Бог» (1 Кор. 14, 24-25).
Достаточно и этих только свидетельств,
кажется, для подтверждения нашей мысли.
Правда, в Новом Завете есть выражения:
Христос, «преклонив колени, молился» (Лк. 22,
41); Стефан, «преклонив колени, воскликнул…»
(Деян. 7, 60); «для сего преклоняю колени мои
пред Отцем Господа нашего Иисуса Христа»
(Еф. 3, 14). Но это выражение – «преклонив колени» – по толкованию Златоуста, употреблено
для выражения «усиленной молитвы» молящихся (т. 11, с. 59), а не для выражения внешней
формы ее. О последней евангелисты Матфей
и Марк говорят ясно: Иисус, «отойдя немного,
пал на лице Свое, молился и говорил: Отче
Мой! если возможно, да минует Меня чаша
сия…» (Мф. 26, 39). «И, отойдя немного, пал
на землю и молился… и говорил: Авва Отче!..
пронеси чашу сию мимо Меня (Мк. 14, 35-36).
Если же святой Лука (22, 41) употребил для
выражения усиленной молитвы Иисуса Христа
выражение «преклонив колени», то, очевидно,
в смысле: «пал на землю», для чего, конечно,
нужно сначала преклонить колени.
Евангелисты друг другу нигде не противоречат, некоторыми же подробностями друг
друга дополняют. Евангелист Матфей писал
свое Евангелие спустя 8 лет после Вознесения
Господня, святой Марк – спустя 10 лет, а святой Лука – 15 лет. Для выражения усиленной
молитвы Спасителя святой Лука употребил уже,
очевидно, более распространенное, хотя и менее точное, выражение: «преклонив колени».
В смысле «пал на землю» нужно понимать
выражение святого Луки и в Деяниях апостолов: (Стефан) «преклонив колени» (7, 60).
Автора открытого мне письма смущает то
обстоятельство, что архидиакон Стефан восклицал. «Неужели он, – пишет священник, –
пал ниц и, лежа на земле, восклицал? И мог
ли это он сделать, когда за несколько минут
пред тем видел небеса отверстые и Сына
Человеческого, стоящего одесную?» Отец!
Да, ведь и Христос, когда «пал на лице Свое,
молился и говорил: Отче Мой… да минует
Меня чаша сия…». Точно так же, «падши на
землю», мог молиться за своих мучителей и
архидиакон Стефан. И тем с большей смелостью мы решаемся утверждать о молитве
Стефана – именно падши на землю, а не стоя
на коленях, – что он (Стефан) за несколько
минут до молитвы видел Сына Человеческого.
И Иисус Навин, когда увидел «вождя воинства Господня», не на колени стал, а пал
лицем своим на землю (5, 14) и сказал ему:
«Что господин мой скажет рабу своему?»
Сомнения в неточности моих объяснений
относительно коленопреклонения у автора
письма усиливаются еще при воспоминании о
жизни святых угодников. Но пусть преподобный Серафим молился и коленопреклоненно в
Вашем, отец, понимании этого слова. Но ведь
он жил в конце 18 века, когда современный
обычай коленопреклонения уже существовал.
Остается еще нам объяснить «относительно обычая коленопреклонения при чтении
молитв во Святую Пятидесятницу на вечерне, когда Типикон повелевает выслушивать
молитвы, "преклонив колена, непокровенным
сущим"». В «Оке церковном» издания 1641
года, сиречь [«сиречь» с церковнославянского
– «то есть» – прим. ред.] Уставе церковном,
в порядке службы вечерни на Святую Пятидесятницу читаем: «Иерей глаголет или диакон:
"Паки и паки, преклонше колена, Господу помолимся". И мы: "Господи, помилуй", трижды
или единощи. И нам, главы непокровены с
коленома преклоншим на землю, и прочитает
настоятель или иерей молитвы от алтаря, к
престолу лицем велегласно во услышание
всех» [«Иерей или диакон произносит: "Паки и
паки, преклонше колена, Господу помолимся".
И мы: "Господи, помилуй", трижды или один
раз. И настоятель или иерей читает громко,
чтобы слышали все, молитвы из алтаря, лицом
к престолу, в то время как мы преклоняем к
земле колени и непокрытые головы» – перевод свящ. П. Овс.].
Обратите внимание, отец, на слова:
«главы непокровены с коленома преклоншим
на землю». Во время чтения молитв молящиеся, очевидно, должны лежать «ниц», т.е.
главы свои преклонить к полу, а не стоять
на коленях.
Приведу еще свидетельства в доказательство того, что до 18 века Православная
Церковь знала только метания – поясные
поклоны и земные. В предисловии к тому же
«Оку церковному» читаем: «Такоже и поклоны творим, кротко и равно вси покланяемся.
И вставаем равно вси единокупно… Такоже
и поклоны иже творит не вкупе, но койждо
себе пометая на землю, и встая озираяся
ов вспять, ов же надымаяся яряся, напрасно
воскланяяся. Сие есть велие самочиние и
безчиние» (л. 3-й на обороте и 4-й) [«Таким
же образом и поклоны должны мы совершать,
кланяясь вместе, спокойно и одновременно,
и так же одновременно вместе вставая… А
кто совершает поклоны не вместе с другими, но сам по себе повергаясь на землю,
а при вставании – один, оглядываясь назад,
другой, в неразумном надмении, поднимаясь
внезапно, – это большое самочиние и непорядок» – перевод свящ. П. Овс.].
Видите, отец! Опять речь идет только о
пометании на землю, о вставании же только
на колени – ни слова и, конечно, потому, что
Церковь того времени не имела обычая стоять на коленях во время молитвы. Не имела
же обычая, очевидно, потому, что не получила такового в предании от Церкви древней.
«В малые убо праздники, в церкви коленопреклонения не бывают, точию входящия
и исходящия, по три поклоны… В великие
же праздники отнюд коленопреклонения не
бывают, ниже посты, ни в церкви, ни в келиях» (л. 109-й на обороте) [«В малые же
праздники коленопреклонений в церкви не
совершается, за исключением приходных и
исходных поклонов (по три)… А в великие
праздники ни коленопреклонений, ни поста
вообще не совершается, ни в церкви, ни в
кельях» – перевод свящ. П. Овс.]. Под коленопреклонением здесь разумеются опять
земные поклоны, а не стояние на коленях:
приходные и исходные поклоны, кои разрешается в малые праздники делать и коленопреклоненно, – суть земные и поясные поклоны, земные делать должно, повергаясь «ниц», а
не на колени только вставать. В Псалтыри
читаем: «Егда же изыти иноку, или мирянину из церкве по отпусте, и творит исходныя
поклоны. Глаголет кождо себе в тай: "Боже,
милостив буди мне, грешному". И поклон до
земли… То именуются поклоны исходные… А
против праздник… в те во все дни поклоны
приходныя и исходныя обычныя в пояс»
[«Когда инок или мирянин выходит из храма
после отпуста, то совершает исходные поклоны. Произносит каждый про себя: "Боже,
милостив буди мне, грешному" – и кладет
поклон до земли… Это называется «исходные поклоны»… А когда бывает праздник…
тогда во все такие дни входные и исходные
поклоны совершаются обычные – поясные»
– перевод свящ. П. Овс.].
Древнехристианская Церковь, очевидно,
современных коленопреклонений не знала,
обычая молиться стоя на коленях не имела.
Священник Михаил ЗВЕРЕВ.
Набор и подготовка текста:
священник Петр ОВСЯННИКОВ,
г. Тобольск
|