Святитель Игнатий, как человек высокой
духовной жизни, ясно видел и чувствовал
всю остроту и важность знания и понимания
вопросов об участи человека
после его смерти – сообразно тому, как человек прошел
свое земное поприще.
Смерть есть закономерное событие, однако большинство людей не в полной мере
понимает и осознает всю
важность этого момента. С
наступлением смерти прекращается привычное состояние
вещей, открывается совсем
другая реальность. Но самое
главное – это вечная участь
души, которая будет определяться именно после смерти.
Святитель Игнатий говорит об этом так: «Смерть
– великое таинство. Она –
рождение человека из земной
временной жизни в вечность. При совершении
смертного таинства мы слагаем с себя нашу
грубую оболочку – тело и душевным существом, тонким, эфирным, переходим в другой
мир, в обитель существ, однородных душе.
Мир этот недоступен для грубых органов тела,
чрез которые, во время пребывания нашего
на земле, действуют чувства, принадлежащие,
впрочем, собственно душе».
По наступлении смерти человеческое
естество разделяется на два состава: душу
и тело. При этом оба они продолжают существовать. Душа переходит в мир, одинаковый
с ней по составу, – мир бесплотных существ,
которые разделены по качествам, а именно –
добра и зла. Во время земной жизни человек
может стяжать себе определенные качества
души через добродетели или же, наоборот,
через порочное житие. Эти-то качества и
становятся определяющими для души по переселении в загробную жизнь. Эти качества
делают нас сожителями либо ангелов Божиих,
либо падших духов.
Естественно, что те и другие бесплотные
существа имеют и свои места обитания. Это
рай и ад. Рай находится на небесах, причем
небеса имеют свои степени различия.
В книге святого отца описываются свидетельства Священного Писания и святых о
рае. Апостол Павел был восхищен в рай, и
потом до третьего неба – «в теле или вне
тела – не знаю», – говорит он, – и слышал
там «неизреченные слова, которых человеку
нельзя пересказать» (2 Кор.
12, 3-4).
Наиболее подробное
описание райских обителей
встречается у Андрея, Христа
ради юродивого. Он так же,
как и апостол, был последовательно возводим от неба
к небу. При этом видел все
красоты и обитателей каждого из них. В конце своего
восхищения он поклонился
Владыке Христу. Все святые
согласны в своих повествованиях в том, что невозможно
передать земным языком то,
что они видели и ощущали,
находясь в раю.
Ад в противоположность
раю является местом вечных
мучений. Его нахождение ясно определяется
Священным Писанием. Ад находится в центре
нашей земли. В книге данное положение излагается подробнейшим образом.
О местоположении ада говорят и святые,
которые по промыслу Божьему донесли до
живущих на земле то, что видели по смерти:
«Преподобная Феодора, посетив райские обители, низведена была в преисподняя земли и
видела страшные, нестерпимые муки, уготованные грешникам в аде. Воскресший
воин Таксиот поведал, что
он был похищен диаволами
с блудного мытарства: они
свели его из воздушного
пространства вниз, на землю. Земля расступилась, и
он был спущен по узким и
смрадным сходам до преисподних темниц адовых, где
души грешных затворены в
вечной тьме и вечной муке».
В книге святителя Игнатия особое впечатление
производит раздел, посвященный описанию разлучения души от тела
– как в самый момент смерти открываются
духовные очи человека и он оказывается в
абсолютно другой реальности, там, где действуют свои законы, где он входит в общение
с существами, ранее ему не знакомыми. При
всем этом злые духи всячески пугают бедную душу. Она (душа) мятется, но ей негде
укрыться, пока не появляются Божии ангелы
и не начинают вести прения с бесами о ней.
Святые, чьи дела были богоугодны,
проводившие жизнь в борьбе с грехом и
в непрестанном покаянии, сподоблялись
блаженной кончины. Ангелы Божии, а иногда и сам Владыка Христос принимали
души праведных в смертный час. При этом
окружавшие умирающего были свидетелями
происходящего. Лица святых менялись, исполнялись неземным светом, а помещение
наполнялось невыразимым благоуханием. И
даже в такой обстановке умирающие молили
Бога о даровании времени на покаяние, так
как не считали себя праведными. Это примеры истинного устроения кающегося человека!
Но и грешных милует Господь! В книге
приведены примеры кончины разбойника
и блудницы, которые осознали себя и при
последней минуте пришли в покаяние о содеянном. И Господь помиловал этих людей,
приняв как наемников одиннадцатого часа
(ср. Мф. 20, 1-16), как и благоразумного разбойника на кресте.
В разделе о кончине праведных и
грешных святой Игнатий обозначает
важную деталь относительно покаяния:
«…покаяние возможно только при точном,
хотя бы и простом, знании
православной христианской
веры, чуждом всякой ереси
и зломудрия. Заимствовавшие свой образ мыслей о
добродетелях и правилах
жизни из романов и других
душевредных еретических
книг не могут иметь истинного покаяния: многие
смертные грехи, ведущие
в ад, признаются ими за
ничтожные, извинительные
погрешности, а лютые греховные страсти – за легкие
и приятные слабости; они не
страшатся предаваться им
пред самыми смертными вратами. Неведение
христианства – величайшее бедствие!»
Далее в книге раскрывается понятие
«смертного греха». Смерть вошла в мир после
грехопадения прародителей в раю. Нарушив
заповедь Бога, прародители ощутили на себе
действие смерти. Святой Дух, обитавший в
них и сообщавший бессмертие душе и телу,
оставил их. Смертный грех есть грех, который совершенно убивает душу, лишает ее
общения с Богом и делает наследницей ада,
если этот грех не будет уврачеван покаянием. Покаяние в смертном грехе считается
действительным, когда человек осознал его,
исповедал и более не совершает.
Святое Писание изобилует примерами
благоразумных людей, которые, изменив
свою жизнь кардинально, принесли истинное
раскаяние и благодаря этому стали наследниками Царства Небесного: разбойники,
блудники, воры и прочие.
Участью же людей, которые пренебрегли
драгоценным временем земной жизни, являются вечные муки. После Второго Пришествия наступит воскресение мертвых, как праведников,
так и грешных. Однако грешные воскреснут для
того, чтобы вечно нести наказание.
Что же такое адские муки? Это то, что
ожидает падших духов и души грешных людей
после Второго Пришествия Господня. Адские
муки не имеют конца, об этом свидетельствует
Писание. То, что ожидает несчастных, также
невозможно описать человеческим языком:
вечный огонь, который жжет, но не сжигает,
червь неусыпающий, темнота, тартар, смрад и
прочее, а также ужасное состояние отчаяния.
Господь по Своему человеколюбию приоткрывал знание об адских муках через некоторых людей, которые испытали смерть, но
потом продолжали еще жить на земле какое-то
время. Эти люди более ни о чем не пеклись,
как о покаянии и пребывании в подвиге, постоянно имея перед глазами память смертную.
Этой добродетелью – памятью смертной
– святые побеждали вражьи прилоги. В книге
приводится пример Антония Великого. «Воспоминание о смерти и вечных муках употреблял преподобный Антоний Великий, особливо
в начале своего подвига. В ночное время
диавол принимал вид прекрасных женщин
и, являясь Антонию в этом виде, старался
возбудить в нем греховное похотение. Но
Антоний противополагал диавольским мечтам
живое представление пламени геенского,
неусыпающего червя и прочих ужасов ада –
этим оружием погашал огонь сладострастия и
разрушал картины обольстительные».
По смерти каждого человека ожидает
частный суд. Его можно образно сравнить с
чашей весов, на одну часть которых ставятся
добродетели, а на другую все греховное. Испытывается душа на ее участие в греховных
страстях поочередно, как бы проходя некие
пограничные заставы, на которых падшие
духи ищут в ней свойства, сообразные своим.
Эти испытания души называются «воздушными мытарствами».
В книге приведены примеры откровений
святых людей, через которые Господь приоткрыл нам эти события. Подробное описание
мытарств и порядок, в котором они следуют
одно за другим в воздушной бездне, заимствуется из повествования преподобной Феодоры.
В следующем разделе книги святитель
Игнатий говорит о прохождении человеком
духовных воздушных мытарств во время земной жизни. На протяжении нашего жизненного
пути нам постоянно приходится сталкиваться
с искушениями и соблазнами. Если человек
не борется с ними и не проходит данные
испытания в соответствии с Христовыми
заповедями, то со временем «усваивается»
падшим духам (становится для них «своим»,
приобретает те же свойства, что у них). После же смерти, на воздушных мытарствах,
это усвоение просто открывается.
По учению святых отцов, всякий грех
имеет начало в помысле. Именно на уровне помыслов христианину требуется вести
непрестанную борьбу на протяжении всей
жизни, тем самым пресекая исполнение
греха самим делом или словом.
Святитель вновь возвращается к теме
смертного греха и делает упор на то, что
нераскаянный смертный грех погубляет душу
христианина. И даже милостыня не избавляет
согрешившего от ада.
Смерть не минует никого, и все вышесказанное ожидает каждого человека. Каким
же образом мы можем приготовить себя к
перенесению всего этого ужаса? На это святитель Игнатий дает следующие рекомендации:
«Земные попечения непрестанно гнетут
мысль к земному, привязывают к временному
и тленному, похищая у нее памятование о
вечности. Это, однако ж, не должно приводить христианина в уныние. Если он не может
постоянно пребывать в области вечного и
духовного, то может обращаться к ней часто
и благовременно приготовляться к смерти.
Приготовляться к ней должно хранением
себя от всякого дела, слова и помышления,
воспрещенных Христовыми заповедями. Приготовляться к ней должно ежедневным или,
по возможности, частым исповеданием своих
согрешений как пред отцом духовным, так и
в душевной клети пред единым Сердцеведцем
– Богом. Должно приготовляться к смерти
воздержанием от брашен и напитков, воздержанием от празднословия, шуток, смеха,
рассеянности, увеселений и игр, воздержанием
от роскоши, требуемой тщеславием мира, и от
всех излишеств, соделывающих помышление о
смерти чуждым уму, льстиво представляющих
земную жизнь как бы бесконечною. Должно
приготовляться молитвами от сердца сокрушенного и смиренного, слезами, воздыханиями,
рыданиями; должно приготовляться обильным
подаянием милостыни, прощением обид, любовию и благодеянием врагам, терпением
всех земных скорбей и искушений, которыми
искупаются вечные скорби ада.
Если смерть застанет христианина в
этом подвиге, то, конечно, она застанет его
препоясанным, то есть приготовленным к совершению далекого пути от земли к небу, и
со светильником горящим, то есть с разумом
и поведением, озаренными Божественною Истиною» (ср. Лк. 12, 35-36: «Да будут чресла
ваши препоясаны и светильники горящи. И вы
будьте подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака, дабы, когда
придет и постучит, тотчас отворить ему»).
Последним разделом книги являются
примеры увещевания памятования о смерти,
которые оставили нам святые.
Данная книга произвела на меня неизгладимое впечатление! Казалось бы, что все
написанное в ней уже давно услышано и
знакомо, но святитель Игнатий изложил все
сведения именно в той последовательности и
полноте, которая дает систематическую точку
зрения на смысл жизни человека в этом мире
и на то, что ожидает каждого из нас после
смерти. При этом все в книге подкрепляется
примерами и фактами из Писания и житий
святых. Считаю, что данная книга должна находиться всегда под рукой для периодического
перечитывания и отрезвления ума.
Матвей Анатольевич ЗАРЕМБА,
г. Ишим
|