Басня «Мальчик и червяк», написанная
Иваном Андреевичем Крыловым, впервые
была издана в 1819 году. В ней повествуется
о предательстве и показывается печальная
судьба предателей. В басне роль предателя
отведена червяку, существу низменному и
презренному. Да и мальчик к предателю отнесся по-предательски.
Червяк попросился ко крестьянину в сад,
при этом обещал не трогать плодов. Добродушный и доверчивый крестьянин пустил
червяка. «Ужли от червяка в саду мне будет
тесно? Пускай его себе живет». Червяк поселился и живет без нужды. Но вот пришла
осень, стали поспевать плоды. В сад пришел
мальчик и увидел на вершине дерева спелое
яблоко. «Мальчишка был давно тем яблоком
пленен». Яблоко висело высоко. Известное
дело, на вершине яблони самые спелые и
самые наливные яблоки. И тут червяк вызвался услужить мальчишке и подточить ножку
яблочка, при этом забыв о своем обещании
крестьянину не трогать плодов. Червяк за
услугу попросил немного яблочка оставить.
Мальчишку предательская сделка устроила. Он
согласился. Червяк «яблоко в минуту подточил». Яблоко упало, и мальчишка съел его. «А
как за долей сполз червяк долой, то мальчик
червяка расплющил под пятой». Предательство влечет за собой другое предательство.
Соотнося с евангельской историей – участь
иуды-предателя не завидна. Обратимся к этой
назидательной басне.
Мальчик и червяк
Не льстись предательством
ты счастие сыскать!
У самых тех всегда в глазах
предатель низок,
Кто при нужде его не ставит в грех ласкать;
И первый завсегда к беде предатель близок.
Крестьянина Червяк просил его пустить
В свой сад на лето погостить.
Он обещал вести себя там честно,
Не трогая плодов, листочки лишь глодать,
И то, которые уж станут увядать.
Крестьянин судит: «Как пристанища не дать?
Ужли от Червяка в саду мне будет тесно?
Пускай его себе живет.
Притом же важного убытку быть не может,
Коль он листочка два-три сгложет».
Позволил: и Червяк на дерево ползет;
Нашел под веточкой приют от непогод:
Живет без нужды, хоть не пышно,
И про него совсем не слышно.
Меж тем уж золотит плоды лучистый Царь,
Вот в самом том саду, где также
спеть все стало,
Наливное, сквозное, как янтарь,
При солнце яблоко на ветке дозревало.
Мальчишка был давно тем яблоком пленен:
Из тысячи других его заметил он,
Да доступ к яблоку мудрен.
На яблоню Мальчишка лезть не смеет,
Ее тряхнуть он силы не имеет
И, словом, яблоко достать не знает как.
Кто ж в краже Мальчику помочь взялся?
Червяк.
«Послушай, – говорит, – я знаю это, точно
Хозяин яблоки велел снимать;
Так это яблоко обоим нам непрочно;
Однако ж я берусь его достать,
Лишь поделись со мной.
Себе ты можешь взять
Противу моего хоть вдесятеро боле;
А мне и самой малой доли
На целый станет век глодать».
Условье сделано: Мальчишка согласился;
Червяк на яблоню – и работать пустился;
Он яблоко в минуту подточил.
Но что ж в награду получил?
Лишь только яблоко упало,
И с семечками съел его Мальчишка мой;
А как за долей сполз Червяк долой,
То Мальчик Червяка расплющил под пятой:
И так ни Червяка, ни яблока не стало.
История полна примерами предательства.
Самым ярким примером является предательство Иуды. Об этом повествует Евангелие.
«Тогда один из двенадцати, называемый
Иуда Искариот, пошел к первосвященникам и
сказал: что вы дадите мне, и я вам предам
Его? Они предложили ему тридцать сребреников; и с того времени он искал удобного
случая предать Его» (Мф. 26, 14-16). И этот
случай нашелся. Когда Иисус с учениками
ночью молился в Гефсиманском саду, пришел Иуда с множеством народа, с оружием
от старейшин иудейских. Иуда «подошел к
Иисусу, чтобы поцеловать Его. Ибо он такой
им дал знак: Кого я поцелую, Тот и есть.
Иисус же сказал ему: Иуда! целованием ли
предаешь Сына Человеческого?» (Лк. 22,
47-48). Обезумев от своего предательства,
Иуда «возвратил тридцать сребреников
первосвященникам и старейшинам, говоря:
согрешил я, предав Кровь невинную… И
бросив сребреники в храме, он вышел, пошел и удавился» (Мф. 27, 3-5).
Христианин, принимая Таинство Крещения, дает обет верности Христу, который
заключается в исполнении воли Божией в
своих мыслях и делах. При этом произносится отречение от сатаны, от всех злых дел
его, от исполнения воли лукавого. Однако в
жизни мы предаем забвению данные обеты
и чрезмерно погружаемся в служение миру.
Забвение о Боге можно считать фатальным
предательством для человека. Предательское
забвение того, что душа человека является «дыханием Божиим», и, как следствие,
удаление от Бога приводят к разрушению
духовной природы человека. Такой человек
живет эгоистично, горделиво, в рабской зависимости от греховных страстей и земных
привязанностей. Предавшись богозабвению,
земная жизнь человека становится мучительной и заканчивается вечными страданиями
обезбоженной души.
Предательство – это плод нравственного
ожесточения. Делается это по зависти, по
алчности, по эгоизму. Совершая предательство, человек впадает в нравственное
отчаяние, в котором помрачается видение
жизненной перспективы и зачастую повторяется грех Иуды. Суицидальный грех Иуды
– это проявление дерзкого противления Богу
с отказом от божественного дара жизни. Это
непростительный грех!
Жизнь людская полна таких примеров,
в которых и обман, и предательство совершаются без размышления о последствиях. В
обыденной жизни сколько раз каждый из нас
поступает опрометчиво, совершая поступки,
которые можно назвать предательством.
Если проследить историю людскую, как
много свидетельств предательства веры, предательства народа. Княжеские междоусобицы
на Руси можно рассматривать как предательство веры и предательство интересов народа,
чем зачастую пользовались враги русского
народа и Отечества нашего, стремясь к завоеванию и насаждению католичества.
Кардинальный поворот в истории России
с элементами предательства веры и традиций
произошел в годы правления Петра Первого. После упразднения Патриаршества была
разрушена симфония светской и духовной
власти. В России стала
насаждаться западная
культура с элементами протестантской
цивилизации. Послепетровская эпоха полна
дворцовыми тайнами с
элементами смертельного предательства.
Предательство на государственном уровне,
как правило, сопровождалось изменами и
предательствами семейными.
В глобальном масштабе предательством
изобилует весь XX
век. Внешние союзники объединились с
врагами России и приняли активное участие
в разрушении Российской Империи. Это
предательство сопровождалось убийством
Царской семьи, включая детей, разрушением многовекового уклада жизни русского
народа, навязыванием утопических безбожных идей, лишенных здравого смысла.
Впоследствии печальная участь постигла
и всех предателей – революционеров. Вся
«тайна беззакония» способствовала культивированию массового предательства и доносительства, что приводило к насаждению
животного страха в обществе. Трудно сосчитать, сколько совершено смертных грехов
Иуды за период тоталитарного безбожного
режима в нашей стране.
В период тяжелейших испытаний, таких
как война, люди и общество проверяются
на нравственные качества. В годы Великой
Отечественной войны были предатели, но и
были миллионы людей, которые явили пример
массового героизма защиты родной страны
и спасения всего мирового сообщества от
фашистской чумы. Вечная память воинам-победителям, спасшим наш народ от полного
уничтожения.
Слава Богу, что наступило время духовного возрождения, за которым, дай Бог,
наступит и нравственное прозрение, которое
уврачует насажденный в народе дух предательства веры православной.
+ М. Д.
Май 2018 г.
|