Современное поколение православных
христиан в большинстве своем не застало эпохи гонений. При чтении житий новомучеников и исповедников Российских они
часто задают вопрос: а где же исповедание ими Христа во время страданий или
на следствии?
Первое и самое важное их исповедание, что они, несмотря на многолетнее гонение, не только не оставили Церкви, но
еще более уверились в ее истинности. Многие именно во время гонений приняли жребий апостольского служения, но это был их
выбор. Лишение гражданских прав, непосильные денежные поборы, аресты, ссылки
и лагеря, изъятие имущества – все формы
такого рода притеснений претерпели практически все мученики и исповедники, и эти
обстоятельства не заставили их изменить
вере православной. Они арестованы именно за принадлежность к Церкви.
Теперь о самом следствии. Первое, что
просил следователь на допросе, это рассказать свою биографию. Здесь мы читаем
традиционный ответ: в таком-то году родился в семье служителя Церкви, в таком-то
году поступил учиться в семинарию, женился или принял монашество, рукоположен,
служил там-то или с такого-то года состоял
членом церковного совета, церковным старостой. Что следует из таких показаний? А
то, что арестован ярый церковник, который
всю жизнь служит Церкви, а значит и враг
государства, контрреволюционер, уже потому, что построил свою жизнь на основании
иного мировоззрения, иной веры, враждебной вере безбожников. И первое обвинение
– обвинение по имени, что арестован церковник (читай христианин), – уже доказано.
Нередко дела по обвинению верующих
заканчиваются такой формулировкой следователя: «в деле не имеется достаточных
сведений, указывающих на прямое участие
обвиняемых в совершении преступления,
приписываемого им по статье 58-10 Уголовного Кодекса. Настоящее дело дальнейшим следствием прекратить, но, принимая
во внимание социальную опасность обвиняемых… дело направить в Особое Совещание при ОГПУ с ходатайством о применении такой-то меры наказания».
Сам допрос состоял из различных вопросов. Были чисто церковные: говорили
ли проповеди, защищали ли храм от закрытия, выступали ли против политики власти
в отношении религии, ходили ли по домам
с молебнами. Встречаются, но редко, личные вопросы, ответы на которые служат подтверждением обвинения в том, что арестованный человек – христианин («ярый церковник»). <…>
Вопросы следователя об отношении к
власти, о том, занимается ли сам человек
или группа единомышленных ему людей антисоветской деятельностью, – вопросы не
случайные при допросе. Задавая их, следствие стремилось доказать вину человека
перед государством, оправдав тем самым
жестокости, которые применялись по отношению к арестованным, а в совокупности
– по отношению к самой Церкви. Мучителя
и теперь, как и в древности, не интересует богословие, он разбирает сугубо политическое преступление. Но в том-то и подвиг
мучеников, что за этими, на первый взгляд
второстепенными, вопросами они прозревали вопросы существенные, их совесть никак не могла мириться и идти на компромиссы с обвинением, потому что это значило добровольно или принудительно признать ложь за правду.
А правда состояла в том, что нельзя по
своему малодушию позорить свое служение, путая небесное с земным, нельзя прямо или косвенно оговорить Церковь Христову в контрреволюции, потому что это значит
признать, что она есть институт политический и все, кто принадлежит Церкви, имеют определенную антигосударственную позицию, а потому достойны преследования.
Человек по страху ли, под давлением, по
уговору или еще как, мог подписать лжесвидетельство против себя или ближних. Человек не мог знать, что будет дальше и с
ним самим, и с теми, кого он оговорил. Но
это незнание налагает тем большую ответственность на того, кто говорит или подписывает что-либо на следствии. <…>
Любой добросовестный исследователь
увидит, что документы следствия вполне отражают позицию человека, которая и изучается комиссией по канонизации святых,
поскольку сам человек выразил согласие с
этой позицией, подписав ее. И если человек подписал ложь, т.е. стал лжесвидетелем
на себя или ближнего, может ли он именоваться мучеником? Что в его подвиге может быть предложено тогда для подражания?
Отношение к лжесвидетельству у современного человека стало самым легкомысленным. Но ведь об этом мы должны судить
по слову Божию, а не по человеческим рассуждениям. Девятая заповедь Моисеева закона повелевает: не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего (Исх. 20, 16;
Втор. 5, 20). Что молот и меч и острая стрела, то человек, произносящий ложное свидетельство против ближнего своего, говорит Премудрый (Притч. 25, 18). Свидетель
может сделать максимум зла, какое только
способен принести человек ближнему своим словом. <…>
Страх перед орудиями пыток, перед зверями, или костром, или мечом, да и сами
пытки были испытанием веры человека. Человечество прожило много веков, нет теперь
костров и зверей, но страх перед заключением и связанными с ним мучениями, страх
перед смертью, страх за судьбу родных и за
свою жизнь у человека остался таким же.
И в этой глубине человеческого страдания,
осуждаемого несправедливо по суду людскому, только сердце сокрушенное и смиренное получало венец мученический – высочайшую награду ученику Христову, потому
что воспринимало случившееся как наказание за свои собственные грехи. Как нужно было умереть для мира, чтобы уже ничего не оставалось притягательным в нем?
Протоиерей Максим Максимов,
член Синодальной комиссии
по канонизации святых
|