«Избранное и дивное избавление нам даровася – Твой образ честный, Владычице
Богородице. Яко избавльшеся явлением его
от недугов душевных и телесных и скорбных обстояний, благодарственная хваления
приносим Ти, Всемилостивая Заступнице…»
Из акафиста Пресвятой Богородице в
честь иконы Ее «Неупиваемая Чаша»
Замечательный бытописатель русского
благочестия Иван Сергеевич Шмелев так повествует о чудотворной иконе Божией Матери «Неупиваемая Чаша», что объявилась в
1878 году на серпуховской земле, во Владычном монастыре:
«…Тянутся по лесным дорогам к монастырю крестьянские подводы. И за сотни
верст везут сюда измаявшиеся бабы своих близких – беснующихся, кричащих дикими голосами и порывающихся из-под веревок мужиков звериного образа. Помогает от
пьяного недуга «Неупиваемая Чаша». Смотрят потерявшие человеческий образ на неописуемый лик обезумевшими глазами, не
понимая, что и кто Эта, светло взирающая
с золотой чашей, радостная и влекущая за
Cобой, и затихают. А когда несут Ее тихие девушки, в белых платочках, следуя за
«престольной», и поют радостными голосами, – падают под Нее на грязную землю тысячи изболевшихся душою, ищущих радостного утешения. Невидящие воспаленные глаза
дико взирают на светлый лик и исступленно кричат подсказанное, просимое: «Зарекаюсь!» Бьются и кричат с проклятиями кликуши, рвут рубахи… и исступленно впиваются в влекущие за собой глаза. Приходят
невесты и вешают розовые ленты – залог
счастья. Молодые бабы приносят первенцев, и на них радостно взирает «Неупиваемая». Что к Ней влечет – не скажет никто: не нашли еще слова сказать внутреннее свое. Чую только, что радостное нисходит в душу».
В своей чудесной повести под тем же
названием Шмелев передал одну из легенд
об иконе «Неупиваемая Чаша», согласно которой написал сей образ некий крепостной
мастер Илья. Доподлинная же история об
этом умалчивает, хотя нынешней своей известностью чудотворная обязана всего более именно этой повести – а главное, своею несомненною благодатною силой исцелять от пьяного недуга.
В наши смутные времена, как и век с
лишним тому назад, притекают в подмосковный город Серпухов сотни и тысячи чающих исцеления. Дороже самых драгоценных
окладов те приношения избавленных от запойной одержимости христиан, чад их и домочадцев, которыми покрыто все подножие
чудотворного образа. Не иссякает благодатная его сила, по всей России разносят ныне
паломники целительное масло от лампад перед «Неупиваемой Чашей» и освященную на
нарочитых молебнах воду.
Иноческие обители испокон веков были
кладезем той таинственной и поистине священной тишины, коей извечно хотелось внимать и питаться всякой страждущей христианской душе. Таковой была и серпуховская
Владычная Введенская обитель, основанная в 1360 году на тогдашней окраине Московского княжества, у слияния задумчивой
Нары и светлой Оки, именовавшейся Поясом Богородицы, ибо отделяла и защищала
сия река Святую Русь от дикой Степи, посреди «рощи сосновой и красного леса хоромного». С первых дней существования
растекались отсюда незримые потоки благодати. Основанный как мужской при игуменстве преподобного Варлаама, бывшего
келейника святителя Московского и чудотворца митрополита Алексия, монастырь сей
был окормляем еще и преподобным Сергием Радонежским. Летописи повествуют,
как приходил сюда великий Игумен земли Русской в начале зимы 1374 года вместе с учеником своим преподобным Афанасием и молился в белокаменном соборе
Владычного монастыря. Сказание об основании обители сохранило для нас и память
о чудесном явлении Пречистой преподобному Варлааму: «Видение показало строителю, что даже ангелы будут помогать ему в
трудах построения храма и хранить монастырь, что в этом храме Сама Владычица
Небесная будет пребывать так же, как некогда пребывала в храме Иерусалимском».
И спустя несколько веков обетование сие
сбылось во всей своей полноте.
Серпуховской Владычний женский
монастырь
|
К концу XVIII столетия мужская обитель
Владычного монастыря клонилась к упадку
и запустению. Богослужения почти совсем
остановились, малочисленная братия разбрелась, храмы приходили в запустение. Однако митрополит Московский Платон (Левшин),
чьим попечением начался духовный расцвет
великой Оптины и многих иных обителей, не
оставил своей заботой и Владычного монастыря, близ которого провел свое детство.
Митрополит исхлопотал у императора Александра I дозволение возродить обитель сию
уже как девичью, и в 1806 году здесь появились первые насельницы. Четверть века
спустя другой архипастырь, святитель Московский Филарет, учредил во Владычной
обители древние строгие правила пустынного общежития, тем самым восстановив
здесь дух иноческого нестяжания и промыслительно подготовив монастырь сей для принятия столь благодатной святыни, как «Неупиваемая Чаша».
В первый год игуменства матушки Марии,
а именно в 1878 году, крестьянину Тульской
губернии, отставному солдату, имевшему неизбывную слабость к вину, было видение
некоего старца, повелевшего идти в Серпухов, найти там икону «Неупиваемая Чаша»
и отслужить перед нею молебен. У обезножевшего от неумеренного пития, без гроша в кармане старого солдата не было сил
добраться до обители. Тогда видение случилось еще дважды, и чаявший избавления
от недуга старый солдат пополз к обители
на четвереньках. В первую же ночь своего
подвижнического пути он почуял вдруг, что
ноги вновь стали слушаться его.
Добравшись до обители, он ввел в большое затруднение ее насельниц, не ведавших
об иконе с таким именем. Тогда вспомнили вдруг о висевшем в одном из монастырских переходов образе, на коем Младенец
Христос благословлял молящихся, словно
бы исходя из причастной Чаши; позади же
Него возвышала Свои пречистые руки Матерь Божия, как пишут Ее на иконах «Знамения». И каково же было удивление всех,
когда на обороте сей неведомой доселе иконы действительно усмотрели надписание:
«Неупиваемая Чаша»! Знаменательно и то,
что подведенный к раке преподобного Варлаама путник тотчас узнал в нем того благолепного старца, который повелел идти к
Владычице за исцелением от окаянного недуга. Весть о чудесном явлении быстро разнеслась по городам и весям, отовсюду стали приходить к дивному образу одержимые
пьянственной страстью, припадали к «Неупиваемой Чаше» – и без труда бросали губительное вино, вносили тишину и покой в
свои дома, и все это – молитвами Заступницы рода человеческого.
Сказание о сем чудотворном Ее образе
поясняет, что Неупиваемая, или Неиспиваемая, Чаша есть, по слову акафиста, Чаша, черплющая радость,
неистощимый источник утешения,
исцеления, жизни и многообразных духовных благ и дарований.
И всяк узрит сокровенный духовный смысл в том, что икона
«Неупиваемая Чаша» стала источником спасительных надежд
и исцелений от злой страсти винопития: Матерь Божия молится
за всех грешников, видит Она,
Милосердная, и страдания предающихся пьянству, знает, сколь
искренно многие из них жаждут избавиться от сего жестокого порока, но не находят в себе
сил бороться. Вот Пречистая Своею святой
иконой «Неупиваемая Чаша» и напоминает им, что есть Она неистощимый кладезь
благодати и радости духовной, что изливает Она в измученные сердца из Своей неоскудевающей вовеки Чаши небесную усладу, испив коей, возненавидят они ту губительную влагу, какая прежде столь неодолимо влекла несчастных к себе.
Таковым страдальцам надлежит на всяком месте и во всякое время прибегать ко
всемощному заступничеству Пречистой, положив за правило не менее трех раз в день
прочитывать Ей ангельское приветствие:
«Богородице Дево, радуйся». И сколь закоренелой ни была бы окаянная страсть винопития, не устоять ей против небесной помощи Матери Божией.
Надежда Дмитриева
(из книги «О Тебе радуется!»),
Православие.ру
|