14/27 апреля исполнилось 140 лет со дня рождения исповедника Церкви Русской, мужественного архипастыря, выдающегося ученого и всемирно известного хирурга, профессора медицины, духовного писателя, богослова, мыслителя, автора 55-ти научных трудов и 12 томов проповедей – архиепископа Симферопольского Луки (Войно-Ясенецкого).
«Я полюбил страдание» – так называется автобиографический труд архиепископа Луки. На долю владыки выпали насмешки и козни
недоброжелателей, скорби от лжебратии, тюрьмы, лагеря, ссылки. Но всегда отличавшие этого честного и смелого человека бескомпромиссное
и ревностное служение Богу и людям, смиренное несение креста, верность исповеданию Истины возвели его на высоту святости.
Ко дню рождения врача, исповедника и святителя мы публикуем, в незначительном сокращении, главу «Священство» из книги-автобиографии
«Я полюбил страдание».
Священство Я скоро узнал, что в Ташкенте существует церковное братство, и пошел на одно из заседаний его. По одному из обсуждавшихся вопросов я выступил с довольно большой речью, которая произвела большое впечатление. Это впечатление перешло в радость, когда узнали, что я главный врач городской больницы.
Видный протоиерей Михаил Андреев, настоятель привокзальной церкви, в воскресные дни по вечерам устраивал в церкви
собрания, на которых он сам или желающие из числа присутствовавших выступали
с беседами на темы Священного Писания,
а потом все пели духовные песни. Я часто
бывал на этих собраниях и нередко проводил серьезные беседы. Я, конечно, не знал,
что они будут только началом моей огромной проповеднической работы в будущем.
Когда возникла недоброй памяти «живая» церковь, то, как известно, везде и всюду на епархиальных съездах духовенства и
мирян обсуждалась деятельность епископов,
и некоторых из них смещали с кафедр. Так,
«суд» над епископом Ташкентским и Туркменским
происходил в Ташкенте в большой
певческой комнате, очень близко от кафедрального собора. На нем присутствовал и
я, в качестве гостя, и по какому-то очень
важному вопросу выступил с продолжительной, горячей речью.
Резких выступлений на съезде не было,
и деятельность Преосвященного Иннокентия (Пустынского) получила положительную
оценку. Когда кончился съезд и присутствовавшие расходились, я неожиданно столкнулся в дверях с владыкой Иннокентием.
Он взял меня под руку и повел на перрон,
окружавший собор. Мы обошли два раза вокруг собора, Преосвященный говорил, что
моя речь произвела большое впечатление,
и неожиданно остановившись, сказал мне:
«Доктор, вам надо быть священником!».
Как я уже говорил раньше, у меня никогда не было и мысли о священстве, но слова Преосвященного Иннокентия принял как
Божий призыв устами архиерея и, ни минуты не размышляя, ответил: «Хорошо, владыко! Буду священником, если это угодно Богу!»
<…>
Уже в ближайшее воскресенье, при чтении часов, я в сопровождении двух диаконов вышел в чужом подряснике к стоявшему на кафедре архиерею и был посвящен
им в чтеца, певца и иподиакона, а во время Литургии – и в сан диакона.
Знаменитый хирург Войно-Ясенецкий –
священнослужитель
|
Конечно, это необыкновенное событие посвящения во диакона уже получившего высокую оценку профессора произвело огромную сенсацию в Ташкенте, и ко мне пришли
большой группой студенты медицинского факультета во главе с одним профессором. Конечно, они не могли понять и оценить моего поступка, ибо сами были далеки от религии. Что поняли бы они, если бы я им сказал, что при виде кощунственных карнавалов
и издевательств над Господом нашим Иисусом Христом, мое сердце громко кричало:
«Не могу молчать!» И я чувствовал, что мой
долг – защищать проповедью оскорбляемого Спасителя нашего и восхвалять Его безмерное милосердие к роду человеческому.
Через неделю после посвящения во диакона, в праздник Сретения Господня 1921
года, я был рукоположен во иерея епископом Иннокентием.
<…>
Мне пришлось совмещать свое священническое служение с чтением лекций на
медицинском факультете, слушать которые
приходили во множестве и студенты других курсов. Лекции я читал в рясе с крестом на груди: в то время еще было возможно невозможное теперь. Я оставался и
главным хирургом ташкентской городской
больницы, потому служил в соборе только
по воскресеньям.
Преосвященный Иннокентий, редко проповедовавший, назначил меня четвертым
священником собора и поручил мне все
дело проповеди. При этом он сказал мне
словами апостола Павла: «Ваше дело не
крестити, а благовестити» (1 Кор. 1, 17).
Он глубоко понимал, что говорил, и слово его было почти пророческим, и теперь,
на тридцать восьмом году своего священства и тридцать шестом году своего архиерейства, я вполне ясно понимаю, что моим
призванием от Бога была именно проповедь
и исповедание имени Христова. За долгое
время своего священства я почти никаких
треб не совершал, даже ни разу не крестил
полным чином крещения. Кроме проповеди при богослужениях, совершаемых Преосвященным Иннокентием и мною самим,
я проводил каждый воскресный день после
вечерни в соборе долгие беседы на важные и трудные богословские темы, привлекавшие много слушателей, целый цикл этих
бесед был посвящен критике материализма. Богословского образования я не имел,
но с Божией помощью легко преодолевал
трудности таких бесед.
Кроме того, мне приходилось в течение двух лет часто вести публичные диспуты при множестве слушателей с отрекшимся от Бога протоиереем Ломакиным, бывшим миссионером Курской епархии, возглавлявшим антирелигиозную
пропаганду в Средней Азии.
Как правило, эти диспуты
кончались посрамлением отступника от веры, и верующие не давали ему прохода
вопросом: «Скажи нам, когда
ты врал: тогда, когда был попом, или теперь врешь?». Несчастный хулитель Бога стал
бояться меня и просил устроителей диспутов избавить его
от «этого философа».
Однажды, неведомо для
него, железнодорожники пригласили меня в свой клуб для
участия в диспуте о религии.
В ожидании начала диспута я сидел
на сцене при опущенном занавесе и вдруг
вижу – поднимается на сцену по лестнице
мой всегдашний противник. Увидев меня,
крайне смутился, пробормотал: «опять этот
доктор», поклонился и пошел вниз. Первым
говорил на диспуте он, но, как всегда, мое
выступление совершенно разбило все его
доводы, и рабочие наградили меня громкими аплодисментами.
На несчастном хулителе Духа Святого
страшно сбылось слово псалмопевца Давида: смерть грешников люта. Он заболел раком прямой кишки, и при операции оказалось, что опухоль уже проросла в мочевой
пузырь. В тазу скоро образовалась глубокая, крайне зловонная полость, наполненная
гноем, калом и мочой и кишевшая множеством червей. Враг Божий пришел в крайнее озлобление от своих страданий, и даже
партийные медицинские сестры, назначаемые для ухода за ним, не могли выносить
его злобы и проклятий и отказывались от
ухода за ним.
В это трудное для меня время, когда
мне приходилось совмещать служение и
проповедь в кафедральном соборе с заведованием кафедрой топографической анатомии и оперативной хирургии и чтением
лекций, я должен был спешно изучать богословие. И в этом деле мне помогал Господь Бог через одного из слушателей моих
бесед и диспутов – верующего букиниста,
который приносил мне так много богословских книг, что скоро у меня образовалась
порядочная библиотека.
Но и этого мало: я продолжал работать
в качестве главного врача больницы, широко оперировал каждый день и даже по
ночам в больнице и не мог не обрабатывать своих наблюдений научно. Для этого
мне нередко приходилось делать исследования на трупах в больничном морге, куда
ежедневно привозили повозки, горою нагруженные трупами беженцев из Поволжья, где свирепствовали тяжелый голод и
эпидемии заразных болезней. Свою работу
на этих трупах мне приходилось начинать
с собственноручной очистки их от вшей и
нечистот. Многие из этих исследований на
трупах легли в основу моей книги «Очерки
гнойной хирургии», выдержавшей три издания общим тиражом 60 000 экземпляров.
За нее я получил Сталинскую премию первой степени.
Однако работа на покрытых вшами трупах обошлась мне недешево. Я заразился
возвратным тифом в очень тяжелой форме, но, по милости Божией, болезнь ограничилась одним тяжелым приступом и вторым – незначительным.
Весной 1923 года, незадолго до церковного раскола и появления «живой» церкви, епископ Иннокентий созвал съезд духовенства Ташкентской и Туркестанской
епархии, который должен был избрать двух
кандидатов на возведение в архиерейский
сан. Выбор пал на архимандрита Виссариона и на меня.
Вскоре произошло восстание против Патриарха Тихона московских и петроградских
священников, которое возглавил протоиерей Александр Введенский. По всей России произошло разделение духовенства на
стойких и крепких духом, верных Православной Церкви и Патриарху Тихону, и на малодушных, неверных, или не разбиравшихся
в бурных церковных событиях, вошедших в
«живую» церковь, возглавляемую Введенским и немногими его сообщниками, имен
которых уже не помню.
Отозвался раскол и у нас в Ташкентской
епархии. Архиепископ Иннокентий, крайне
редко сам проповедовавший, выступил со
смелой, сильной проповедью о том, что в
Церкви бунт и что необходимо сохранять
верность Церкви Православной и Патриарху Тихону и не входить ни в какие сношения с «живоцерковным» епископом, приезда которого ожидали.
Неожиданно для всех два видных протоиерея, на которых вполне надеялись, перешли в раскол, к ним присоединились и
другие, и верных осталось немного.
Преосвященный Иннокентий поспешил
совершить хиротонию архимандрита Виссариона. Совместно с епископом Сергием
(Лавровым), недавно переведенным в Ташкент из ашхабадской ссылки, он совершил
полным чином наречение во епископа архимандрита Виссариона. Но на другой же
день нареченный епископ был арестован и
выслан из Ташкента. Позже он примкнул к
Григорианскому расколу и получил сан митрополита.
Святитель Лука за операционным столом
|
Преосвященный Иннокентий был очень
испуган и тайно ночью уехал в Москву, надеясь оттуда попасть в Валаамский монастырь. Но это, конечно, ему не удалось, и
лишь спустя много времени смог он пробраться в свою деревню Пустынька.
Епископ уехал. В Церкви бунт. Тогда
протоиерей Михаил Андреев и я объединили всех оставшихся верными священников и церковных старост, устроили съезд
оставшихся верными, предупредили об этом
ГПУ, попросив разрешения и присылки наблюдателя. Мы с протоиереем Андреевым
взяли на себя управление епархиальными
делами и созывали в Ташкенте на епархиальное собрание священников и членов
церковного совета, отвергнувших «живую»
церковь. На эти собрания мы просили ГПУ
прислать своих представителей, но ни разу
они не приезжали. Казалось бы, все безупречно, но за это, главным образом, я получил свою первую ссылку.
В это время приехал в Ташкент очень
видный архиерей – Преосвященный Андрей
(фамилии его не помню). Узнав о положении дел у нас, он назначил меня настоятелем собора и объявил протоиереем.
Вскоре после этого из Ашхабада в Ташкент был переведен другой ссыльный Преосвященный Андрей Уфимский (князь Ухтомский). Незадолго до своего ареста и ссылки в Среднюю Азию он был в Москве, и
Патриарх Тихон, находившийся под домашним арестом, дал ему право избирать кандидатов для возведения в сан епископа и
тайным образом рукополагать их.
Приехав в Ташкент, Преосвященный Андрей одобрил избрание меня кандидатом на
посвящение во епископа собором ташкентского духовенства и тайно постриг меня в
монашество в моей спальне. Он говорил
мне, что хотел дать мне имя целителя Пантелеимона, но когда побывал на Литургии,
совершенной мною, и услышал мою проповедь, то нашел, что мне гораздо более
подходит имя апостола-евангелиста, врача
и иконописца Луки.
Преосвященный Андрей направил меня
в таджикский город Пенджикент, отстоявший за 90 верст от Самарканда. В Пенджикенте жили два ссыльных епископа: Даниил Волховский и Василий Суздальский; епископ Андрей передал им через меня письмо с просьбой совершить надо мною архиерейскую хиротонию.
Как я выше писал, я был два года и
четыре месяца младшим священником ташкентского кафедрального собора, продолжая
работать главным врачом и хирургом городской больницы. Мой отъезд в Самарканд
должен был быть тайным, и потому я назначил на следующий день четыре операции, а
сам вечером уехал на поезде в Самарканд
в сопровождении одного иеромонаха, диакона и своего старшего сына – шестнадцатилетнего Михаила.
Утром приехали в Самарканд, но найти пароконного извозчика для дальнейшего пути в Пенджикент оказалось почти невозможным: ни один не
соглашался ехать, потому
что все боялись нападения
басмачей. Наконец нашелся один смельчак, который
решился нас везти. Мы
долго ехали. На полдороге
мы остановились в чайхане отдохнуть и покормить
лошадей. Две последние
ночи я не спал ни минуты
и там, как только лег на
деревянный помост, на котором пьют чай узбеки, в
тот же миг точно в бездну
провалился, заснул мертвым сном. Я спал только
три четверти часа, но сон укрепил
меня, и я совершенно отдохнул. С Божией
помощью мы доехали благополучно.
Преосвященные Даниил и Василий встретили нас с любовью. Прочитав письмо епископа Андрея Ухтомского, решили назначить
на завтра Литургию для совершения хиротонии и немедленно отслужить вечерню и
утреню в маленькой церкви Святителя Николая Мирликийского, без звона и при запертых дверях. С епископами жил ссыльный
московский священник протоиерей Свенцицкий, известный церковный писатель, который тоже присутствовал при моем посвящении. На вечерне и Литургии читали и пели
мои спутники и протоиерей Свенцицкий.
Преосвященных Даниила и Василия смущало то обстоятельство, что я не был архимандритом, а только иеромонахом, и не
было наречения меня в сан епископа. Однако недолго колебались, вспомнили ряд
примеров посвящения во епископа иеромонахов и успокоились. На следующее утро
все мы отправились в церковь. Заперли за
собой дверь и не звонили, а сразу начали службу и в начале Литургии совершили хиротонию.
При хиротонии посвящаемый склоняется над престолом, а архиерей держит над
его головой раскрытое Евангелие. В этот
важный момент хиротонии, когда читали
совершительную молитву Таинства священства, я пришел в такое глубокое волнение,
что всем телом дрожал, и потом архиереи
говорили, что подобного волнения не видели никогда. Из церкви Преосвященные Даниил и Василий и протоиерей Свенцицкий
вернулись домой несколько раньше, чем
я, и встретили меня архиерейским приветствием: «Тон деспотин ке архиереа имон…»
Архиереем я стал 18/31 мая 1923 года. В
Ташкент мы вернулись на следующий день
вполне благополучно.
Когда сообщили об этой хиротонии Святейшему Патриарху Тихону, то он, ни на
минуту не задумываясь, утвердил и признал ее законной.
На воскресенье, 21 мая, день памяти
равноапостольных Константина и Елены, я
назначил свою первую архиерейскую службу. Преосвященный Иннокентий уже уехал.
Все священники кафедрального собора разбежались как крысы с тонущего корабля, и
свою первую воскресную всенощную и Литургию я мог служить только с одним протоиереем Михаилом Андреевым.
На моей первой службе в алтаре присутствовал Преосвященный Андрей Уфимский; он волновался, что я не сумею служить без ошибок. Но, по милости Божией,
ошибок не было.
Спокойно прошла следующая неделя, и я
спокойно отслужил вторую воскресную всенощную. Вернувшись домой, я читал правило ко причащению Святых Тайн. В 11 часов
вечера – стук в наружную дверь, обыск и
первый мой арест. Я простился с детьми и
Софией Сергеевной и в первый раз вошел
в «черный ворон», как называли автомобиль ГПУ. Так положено было начало одиннадцати годам моих тюрем и ссылок <…>.
|