…О прикосновении к войне
Мне не пришлось слышать призывов к
атаке, я не видел растерзанные взрывами тела убитых солдат, как и не довелось
стрелять в тех, кто напал на мою Родину.
Господь даровал мне родиться позже,
когда уже не передавали сводки Совинформ-бюро и перестали бояться идущего к дому
почтальона. Похоронок я не видел, как и не
слышал истошные крики матерей, провожающих своих сыновей на фронт.
Позже родился, но, все же, война была
еще рядом. О ней напоминала и немецкая каска у нашего дворового стража Барсика, служившая ему миской, и ремень отца, регулярно
им использованный в воспитательных целях.
Да и как было не использовать этот ремень, если наши мальчишеские походы за
многочисленными в то время патронами и
минами, оставшимися в окрестных посадках
и балках, заканчивались взрывами в колхозном саду?
Откапывали и боеприпасы, и оружие,
хвастливо демонстрируя находки своим сверстникам, пока… один из снарядов не взорвался в руках у Толика. После того, как
сверстника похоронили, снаряды и патроны мы больше не искали.
Это было реальное прикосновение
к войне.
К страшному и непоправимому.
…О героях
Сегодня практически не осталось никого, кто знает, что такое передовая, кто окапывался, совершал марш-броски
и страдал от ран в госпиталях.
А в мою юность и молодость таких
было много, но только теперь они стали для меня героями.
Все. До одного.
Почему?
Ответ и прост, и сложен.
Прост оттого, что для Бога нет живых и мертвых – все живы в вечности.
Сложен потому, что расхристанное современное, навязанное нашими же грехами, общество очень активно и настырно просит окружающих забыть о тех подвигах и страданиях.
Нынче все чаще и чаще можно услышать и прочитать, что прошедшая Великая Отечественная – не война за освобождение и человеческую будущность, а
столкновение двух сопоставимых по жестокости режимов.
«Факты» приводят, «документы» цитируют. Полистаешь, посердишься, огорчишься, что подвиг народный забыть хотят и понятие «враг» уничтожить, а затем просто
вспомнишь:
– Дядь Вась, а ты когда на фронте был,
о чем думал?
Дядька смотрит одним глазом на меня
(второй под Лодзью потерял), очередную
«беломорину» закуривает, по голове меня
гладит и просто так отвечает:
– Да чтобы ты, Шурка, родился…
В детстве я этот ответ не понимал, лишь
теперь ясно, что он тогда уже действительно обо мне, только в 54-м на свет появившемся, думал.
Теперь точно знаю, что дядька – герой
великий, потому что без него многих из вас,
кто читает эти строки, просто бы не было.
…О Родине
Это была священная война. Сколько бы
ни прошло времени, насущны, современны
и близки для меня слова Патриарха Московского и всея Руси Алексия (Симанского),
сказанные им в мае победного 1945 года:
«…Бог посрамил дерзкие мечты злодеев
и разбойников, и мы видим их теперь несущими грозное возмездие за свои злодеяния.
Мы уверенно и терпеливо ждали этого радостного дня Господня – дня, в который изрек Господь праведный суд Свой над злейшими врагами человечества, – и Православная
Русь, после беспримерных бранных подвигов,
после неимоверного напряжения всех сил народа, вставшего как один человек на защиту Родины и не щадившего и самой жизни
ради спасения Отечества, – ныне предстоит
Господу сил в молитве, благодарно взывая к
Самому Источнику побед и мира за Его небесную помощь в годину брани, за радость
победы и за дарование мира всему миру».
***
…Недавно была Радоница. День поминовения.
Ходил по городскому кладбищу, читал фамилии и имена, служил литии и выискивал
тех, кто знал войну не понаслышке.
Они уже почти все там.
Герои, благодаря которым я живу, кто защитил нашу страну, кто не дал стереть нас
жестоко и безжалостно с лица Земли.
Помолимся о них. О их подвиге. Они дали
мне и вам увидеть красоту Божьего мира и
иметь возможность быть с ними в вечности.
Христос воскресе!
Протоиерей Александр Авдюгин,
Православие и мир (Правмир.ру)
|