…Все мы, кому небезразличны судьбы российской культуры, объединились ради сохранения нашего национального достояния – русского языка и великой русской культуры. Главной
целью новообразованного Общества русской словесности, как и
прежде, является изучение и популяризация русской литературы
и русского языка, а также повышение роли филологических
дисциплин в образовательном
и воспитательном процессах на
всех уровнях отечественной школы – от начальной до высшей.
Мы, представители старшего поколения, с благодарностью
вспоминаем наших школьных учителей, глубоко признательны им
за их профессионализм, за высокое качество преподавания, которое они являли. Конечно, система образования в Советском Союзе была во многом идеологизирована. Но в том-то и заключается сила и величие русской литературы, что она способна вложить в сердца читающих свет истины, добра и любви, преодолевая любые особенности идеологического контекста, включая идеологические шоры, «железные занавесы» и иные вредные внешние обстоятельства.
Великая русская классическая литература, так промыслительно пришедшая в свой
самый могучий возраст к началу трагического ХХ века, взяла на себя и еще одну важную миссию, дело непосильное в то время
для любой другой гуманитарной сферы: она
исполнила предназначение сохранить для
потомков не только русскую культуру, но и
нашу национальную историю.
Наконец, русская литература – пусть
противоречиво, но неуклонно и мужественно – всегда вела своего читателя к познанию высших духовно-нравственных ценностей, к познанию высшего смысла жизни, к
познанию Бога.
Вспоминаются в связи с этим замечательно точные слова Дмитрия Сергеевича
Лихачева о роли и значении литературы и
филологии вообще: «Литература – это не
только искусство слова. Это искусство преодоления слова. <…> Понимание текста есть
понимание всей стоящей за текстом жизни
своей эпохи. Поэтому филология есть связь
всех связей. <…> Она лежит в основе не
только науки, но и всей человеческой культуры. Знание и творчество оформляются
через слово, и через преодоление косности
слова рождается культура».
Неслучайно, быть может, не вполне сознавая рационально, но живо ощущая сердцем, многие люди среднего и старшего поколения своими любимыми преподавателями
в школе считали именно учителей словесности. Но сегодня те же словесники, наши современники, – и молодые учителя, и педагоги солидного возраста – отчаянно бьют в
набат, отчетливее других видя и сознавая
опасность ситуации, сложившейся в нынешнем филологическом образовании.
Собственно говоря, основные тревожные сигналы поступают от школ. В последние годы ко мне неоднократно обращались
преподаватели и родители, сетуя на все усиливающиеся весьма тревожные тенденции в
преподавании литературы и русского языка
в современной школе. <…>
Мнение, что молодежь в наши дни мало
читает, стало для многих уже прописной истиной. Но данный факт, к счастью, весьма
спорный. Во-первых, далеко не все молодые
люди читают мало. А во-вторых, неразрешимой эта проблема не является.
Помню, как в 1950-60-е годы беспокоились о том, что экранизация литературных
произведений приведет к тому, что подростки перестанут читать, – так же, как сейчас
говорят, что компьютеры и адаптированные
книги вовсе отучат молодежь от чтения классики. Безусловно, это может случиться, если
учитель не привьет вкуса к литературе и к
чтению. Вот почему в наше компьютеризированное время особенно важна роль наставника – человека, передающего знания от
сердца к сердцу, от разума к разуму. Ведь
в этой коммуникации присутствует не только
рациональное, но и духовное, эмоциональное начало. Думаю, каждый, кто здесь присутствует, давно забыл содержание лекций
своих профессоров в высшей школе. И когда говорим: «У нас был прекрасный профессор», – меньше всего мы думаем о содержании этих лекций. Запоминается сам факт
встречи с замечательным человеком, и не
только на рациональном уровне.
Поэтому роль педагога невозможно переоценить. Он не просто передает информацию, как это делает компьютер, – он преломляет сказанное через самого себя и передает часть своей души, своего разума тем,
кто его слушает. А если это искренний человек, если это подвижник своего дела, то
ничто не может сравниться по силе убеждения и воздействия на аудиторию со словами
подлинного мастера своего дела – педагога.
И вот здесь, на мой взгляд, как раз и
кроется корень проблемы. Конечно, на круг,
уровень и качество чтения подрастающего,
формирующегося человека влияет и современный ритм жизни, и приобщение к интернет-культуре, и новации электронного века. Но главная проблема заключается, как
мне думается, в том, что школа,
общество и государство, в конце концов, не всегда с должным
усердием и ответственностью заботятся о том, чтобы привить молодым людям вкус к чтению, научить их понимать и любить литературу, извлекать из прочитанного важнейшие для жизни уроки. <…>
Педагогические вузы должны
стать интеллектуальными, культурными центрами нашей страны, а престиж педагогов должен
быть сравним с престижем ученых, космонавтов, спортсменов.
Вот в таком случае способные
люди пойдут в педагогические
вузы, и именно они сформируют новое поколение, даже если не все будет благополучно с программами и методичками. Потому что талантливый педагог может передавать мощный эмоциональный, духовный, интеллектуальный сигнал поверх бюрократической документации, – поверьте мне, знаю
об этом не понаслышке. <…>
…Русская словесность – это, без преувеличения, один из столпов нашей национальной жизни, важнейшее основание цивилизации Русского мира, я бы сказал, культурный столп государственной жизни. Поэтому будущее русского языка и литературы
должно быть предметом обсуждения не только профессионалов, но и всего российского
общества. Это сегодня стратегическая задача, которую необходимо решать со всей ответственностью.
Плодородная нива русской словесности не
должна быть ареной для идеологических битв,
для лоббирования чьих-то интересов, нецелесообразных экспериментов. Нужно очистить
эту площадку от междоусобной брани, которая досталась нам в наследство от 90-х годов. Мы должны в полной мере осознать, что
за последние годы, десятилетия были, конечно, допущены ошибки, перекосы, но ведь не
бывает жизни без ошибок и без перекосов.
Очень опасно, когда ошибка не замечается,
когда она в силу политических, человеческих
факторов замалчивается и входит в плоть и
кровь народной жизни. Вот тогда эта ошибка
становится историческим преступлением. Я
думаю, мы все сегодня призваны – не только общество, но и правительство, писательский цех, читатели – осознать, что находимся в очень важной точке нашего духовного, культурного развития. От того, каким будет это развитие, зависит в немалой мере
и то, что произойдет с нашей школой, с нашей литературой, с нашим писательским цехом и с нашими читателями.
Из выступления Святейшего Патриарха
Кирилла на пленарном заседании
Съезда Общества русской словесности
26 мая 2016 года
|