Почти 200 басен написал Иван Андреевич Крылов, и каждая из них, по сути, доброжелательный нравоучительный рассказ.
И если обнажаются немощи людские, то нет
в них, баснях, злословия.
Мы читаем их, и
наш разум напитывается нравственным поучением, и нет никому никакой обиды и никакого осуждения. К чему осуждать лягушек,
ослов или медведей? Да и басенные персонажи: лебедь, рак, щука – не могут быть в
обиде. Но вместе с тем басни назидательны.
Вот почему труды Ивана Андреевича читал и
рекомендовал читать своим духовным чадам
оптинский старец Амвросий. «Батюшка любил басни Крылова, находя их вполне нравственными, и часто для преподавания своих
мудрых советов прибегал к ним», – вспоминает архимандрит Агапит (Беловидов).
Главные христианские добродетели:
вера, надежда и любовь – являются основополагающими для блага каждого человека и общества в целом. Они способствуют
единомыслию, сплочению и благоразумию в
общественной жизни и делах людских. Целесообразность, целеустремленность и согласованность – вот жизненные качества людей, обладающих упомянутыми добродетелями. А разобщенность в вере, утрата надежды и эгоизм приводят к несогласованности
в обществе и к безрезультатности в общих
делах. В этом отношении назидательна басня «Лебедь, щука и рак».
Лебедь, Щука и Рак
Когда в товарищах согласья нет –
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.
Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись,
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвется в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Кто виноват из них, кто прав, –
судить не нам;
Да только воз и ныне там.
Россия – обширная и богатейшая страна. И недруги Отечества нашего, чтобы затормозить ход его развития или удержать
на месте, на протяжении многих веков стараются применить модель этой басни. Примером тому – агрессивные нападки западников на тысячелетнюю Русскую Православную Церковь. Попытки внести раскол и
разделение через «обновление» православной веры. Все это нацелено на разрушение главной добродетели – веры. Добродетель надежды разрушается искажением всего того, что было в нашей истории, и тогда,
как следствие, по мнению недоброжелателей
России, – «будущее наше безнадежно». А
добродетель любви широким фронтом разрушается насаждением эгоизма, алчности,
духа потребления и стяжательства. В сложении все это не способствует единению и
согласию в обществе.
Кто виноват, кто прав, – судить не нам;
Да только воз и ныне там.
М.Д.
|