День Победы – это святой праздник торжества добра над злом, отсвет Божественной Пасхи, праздник, соединяющий всех его участников, живущих на земле и отошедших в вечность, в единый народ, хранящий в сердце непреходящую любовь к истине.
Бог любит людей, но чтобы человеку
спастись, ему надо и самому полюбить вечность, полюбить Бога, полюбить Его правду,
радость и красоту. А когда человек пребывает в плену той или иной политической, идеологической или иной химеры, когда все силы
употребляет на служение ей, на достижение
призрачных идеалов – он тратит силы своей
души, тратит свою жизнь напрасно. И тогда
Бог, желая, чтобы человек увидел и почувствовал нечто большее, чем призрачные
иллюзии, попускает человеку вкусить плоды своего обольщения и познать происходящие от него скорби. И скорби эти бывают тем большими, чем более человек
увлекся обманчивыми, суетными мечтами
и трудами по их воплощению. Это происходит не потому, чтобы Господь хотел человеку зла, но потому, что иного способа переменить его взгляд, обновить его
жизнь, очистить ее, кроме как болезненное отрезвление – нет.
Так бывает и с обществом, одержимым какой-нибудь ложной идеей. Великая
Отечественная война – страшная беда,
обрушившаяся на нашу Родину, – несомненно, была попущением Божиим, тем
наказанием, которое возводит к преображению души, способствует тому, чтобы человек освободился от суетного и
наносного, очистился, как золото в огне,
стал способен воспринимать те неизреченные глаголы Божии, восприятие которых и составляет смысл и содержание
человеческой жизни в высшем ее достоинстве и измерении. Война была страшной, но необходимой встряской для нашего народа, значительной частью своей пребывающего в обольщении коммунистической идеологией.
Абсолютное большинство тех, кто принял деятельное участие в той войне, оставалось людьми крещеными. Фактически все,
кто мог по возрасту принимать в ней участие, родились в те годы, когда крещение младенцев оставалось еще повсеместной
нормой, особенно в деревнях. Дети рождались и воспитывались в условиях сохраняющегося нравственного, бытового, мировоззренческого уклада, и именно православного. И этот уклад невозможно было искоренить за два десятилетия нового строя даже
путем репрессий и насильственного насаждения искусственных идеалов атеизма. А если
учесть, что Россия все еще оставалась тогда
аграрной страной и большинство ее населения составляло крестьянство, то можно сказать с уверенностью, что даже люди, внешне индифферентно относящиеся к Церкви и
вере, на самом деле в своей основе, может
быть, даже не понимая того, принадлежали
православному миру. Все-таки если мы и
говорим, что достижение полноты обожения
возможно не иначе как посредством сознательного и даже крайнего приложения человеческих сил, но начаток освящения, приобщения человеческой личности духу Христову полагается в той среде, в той культурной, нравственной атмосфере, в которой
ребенок растет и воспитывается.
Вообще, феномен «советского неверия» достаточно интересен, чтобы сказать о нем хоть несколько слов, тем более что и сейчас нам приходится с этим явлением сталкиваться. Явление это имеет идеологическую подоплеку. Суть его заключается в том, что в понятия «бога», «веры» и «церковной жизни» люди, атеистически настроенные, сознательно или неосознанно вкладывают примитивные, искаженные
и извращенные смыслы. И эти смыслы они проповедают, распространяют, внушают другим. И те, другие, отвергая вполне резонно такого рода «бога», «веру» и «церковь», считают себя атеистами, не понимая, что их неверие, по существу, не имеет никакого отношения ни к Богу, ни к истинной вере, ни к Церкви. Между тем, это неведение не отменяет действительного переживания человеком присутствия Бога, осознания святости, вечности – только все это
остается порой не названным и не осмысленным до конца.
Во время нападения фашистской Германии на Советский Союз все эти святые переживания сосредоточились для большинства
людей в понятии Родина. И когда люди претерпевали нечеловеческие мучения, жертвовали своей жизнью, они по существу
умирали за все то святое, что было в
их жизни. Можно даже сказать, что люди
умирали ради Христа, не всегда осознавая это умом, но в простоте сердечной
Самого Христа именуя Родиной. И это,
думаю, недалеко от истины, потому что
самую суть понятия Святой Руси, его
средостение составляет крайняя любовь
и устремление к Богу.
Агрессия фашистских оккупантов воспринималась абсолютным большинством
именно как покушение на духовные основы жизни. А поскольку эти основы были,
несмотря на внешние успехи безбожной
агитации, сильны – то и восстание против этого покушения было всеобщим, стихийным и мощным. Страшные, непостижимые муки перенес наш народ в этой
войне, неисчислимые жертвы возложил
ради Победы. Но дух народа в этом огненном испытании очистился, закалился,
просветился и просиял.
Эта война не была только войной
двух режимов, как это пытаются сейчас
показать те, кто не желают признавать
духовный смысл и значение этого всемирного огненного испытания. Это была
война мрачного демонического духа, облеченного в нацистскую идеологию, и святого Православия, пробивающегося через холстину коммунистической идеологии. И как
Христос Распятый преодолел, не разрывая
их, погребальные пелены и даже освятил
их Своим Воскресением, так и Победа нашего народа в Великой войне освятила все
то, что возможно было освятить в сложной
жизни нашего народа в условиях существования безбожного государства.
Ненависть современных нацистов к Великой победе, к самому ее факту, к символам этой победы только подтверждает, что
та война была войной не идеологий только, но одним из эпизодов вселенской войны
добра и зла. И если война эта снова перешла в «горячую фазу», то это означает
только одно – время соблазна заканчивается, и снова, в который раз, начинается
время гонений. То, что творят сегодня неонацисты, – это очевидное проявление одержимости – состояния, когда человек покоряется злому духу и действует по его воле,
думая, что он действует свободно и сам по
себе. Крайняя ненависть к русским, к евреям, к инакомыслящим вообще, патологический садизм и жестокость – вот черты этого одержания. Бес, то есть дух, владевший
бандеровцами прежних времен и теми, кто
ныне пошел по их стопам, – это один и тот
же бес. «Почерк» его узнаваем. Сейчас он
вырвался снова на волю, очевидно, во многом потому, что сами люди покорились ему
добровольно, позволили ему овладеть собой и распространить свое влияние через
их «свободную» деятельность. И имя Христа, имя своей страны эти люди наполнили
демонской злобой, забывая, что не призывание только имени Божьего делает человека христианином, но исполнение Его Божественных заповедей. И не крики «Слава!»
приносят славу Отечеству, а мужественное
и терпеливое постоянство в доброделании.
Вот почему Победа для абсолютного большинства нашего народа означала, означает и будет означать всегда победу духовную. И это действительно так, это подсказывает нам наше сердце, наше духовное чувство, наша сокровенная память – то, что
составляет само основание жизни и чем
пренебрегать никак невозможно. Вот почему Великая Победа, принятие или неприятие ее – стало как бы разделительным рубежом между истиной и ложью, между светом
и тьмой, между добром и злом в той борьбе, которая продолжается, пока продолжается земная человеческая история.
Несмотря на новые разделительные границы и образование новых государств на территории бывшего СССР, сохранился единый народ, объединенный общим духом, общими ценностями, одна из которых – великая Победа над фашизмом. Этот народ не сосредоточен в пределах одной только Российской Федерации, он рассеян по всему миру, и везде, где есть хоть один представитель этого единого народа, Праздник 9 мая всегда будет оставаться праздником святой и Великой Победы добра над злом.
Священник Димитрий Шишкин,
настоятель храма Покрова
Пресвятой Богородицы
в пос.Почтовое Бахчисарайского района
(Симферопольская и Крымскаяепархия).
По материалам сайта Православие.ру
|