В нашей стране исключительную популярность в последние годы приобрел такой символ Победы, как георгиевская ленточка. Но этот символ, при всей его значимости, производный от главного – образа святого Георгия Победоносца. На протяжении многих веков этот образ был почитаем в России, и в народе был известен еще и как Егорий Храбрый. Подлинным проявлением любви народа к этому святому стало то, что его образ широко представлен и в устном народном творчестве.
Учрежденный в честь святого орден в
царской России был самой дорогой наградой для военнослужащих, удостаивались его
только отличившиеся на полях сражений. В
советское время эта награда была упразднена, но во время Великой Отечественной войны был учрежден орден Славы, который роднила с дореволюционным Георгиевским крестом георгиевская ленточка. Георгиевская лента стала отличительным знаком гвардейских частей. Когда над Рейхстагом было водружено знамя Победы, победителей наградили медалью «За победу над
Германией», которую также носили на георгиевской ленточке.
При этом следует отметить, что многие из
наших соотечественников, для которых георгиевская ленточка является дорогим символом, не очень хорошо представляют, за что
был прославлен этот образ, а также традиции его почитания в нашей стране. Ленточка появилась значительно позже прославления святого – она была учреждена при Екатерине II (оранжевый цвет символизировал
огонь, черный – порох).
Образ всадника, поражающего змия, является одним из символов не только столицы
нашей страны – Москвы, но и всего государ-ства Российского. Удивительно, что Пасха в
1945 году пришлась на 6 мая – день памяти великомученика Георгия. Одна из наиболее известных святынь – десница (правая
рука) великомученика Георгия Победоносца
из афонского монастыря Ксенофонт – 6 мая
2015 года прибыла в столицу в дни празднования 70-летия Победы. В этот же день Божественную литургию в Георгиевском храме на Поклонной горе, куда был доставлен
ковчег с десницей, отслужил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Нескончаемый поток москвичей и гостей столицы шел поклониться святыне с 6 по 11 мая
с девяти утра до восьми вечера.
В житии святого чудо победы над огромным морским гадом, регулярно нападавшим
на город у подножия Ливанских гор и похищавшим людей, вдохновило многих иконописцев, художников, скульпторов, поэтов,
писателей на создание произведений, которые вошли в сокровищницу мировой культуры. В первую очередь это представители
стран, которые считают своим покровителем
святого Георгия – Англия, Германия, Грузия (личный герб святого – красный крест
на белом фоне – представлен на государственном флаге), Португалия, Сербия, Каталония (регион в Испании), итальянские города Генуя и Венеция.
Великомученик Георгий считался покровителем воинов и земледельцев, его почитают не только христиане, но и мусульмане. Храмы в честь святого Георгия имеются не только в православных странах, но и
в католических. В Лондоне один из самых
известных храмов Англиканской Церкви – в
честь святого Георгия.
Из наших известных современников к образу святого обращались Сальвадор Дали и
скульптор Зураб Церетели.
Мысль заняться коллекционированием
открыток с изображением святого Георгия
появилась у меня несколько лет назад. За
эти годы на антикварных развалах разных
стран интересовался у продавцов открыток
этим сюжетом. Как правило, все они «делали удивленные глаза» – настолько необычным было пожелание клиента. Не удивились только в букинистическом магазине
в городе Жирона в Каталонии – владелец магазина практически сразу достал кем-то любовно в свое время собранную коллекцию с изображением святого.
Особенность приобретенной в Каталонии коллекции была в том, что
там представлены изображения святого, принятые в так называемой западной традиции. Следует сказать, что имеющиеся в моей коллекции открытки я могу классифицировать по следующим
направлениям: 1. Иконописные изображения. 2.
Живописные изображения. 3. Изображения на
гербах и знаменах. 4. Скульптурные изображения. 5. Изображения на орденах.
Несомненно, что открытки, на которых
нашел отражение образ святого Георгия, –
это уникальное средство коммуникации. Как
минимум три участника представлены в этом
процессе: сам художник (скульптор), полиграфист и издатель. Нередко эта триада меняется: в тех случаях, когда в качестве изображения используется специально создаваемый для открытки рисунок, а не уменьшенная копия иконы, картины или фото скульптуры. И каждый из этих причастных к появлению открытки адресует нам свой посыл.
Суть этого послания проста: каждый из них
хочет поделиться с нами своим восхищением от подвига святого Георгия и верой в
победу справедливости.
Казалось бы, сюжет на иконе можно уместить в одно предложение: всадник поражает (обычно копьем) змея. Но в чем причина, что на протяжении столетий художники из
разных стран, разных художественных школ
обращаются к этому образу? Уже создан целый калейдоскоп таких изображений, а интерес к теме не угасает. Манера изображения
самая разная: от академической до, как принято говорить, наивной или модернистской.
Каждое такое изображение интересно,
поскольку несет неповторимую печать индивидуальности художника. К примеру, на открытке, где представлена картина итальянского художника Паоло Уччелло, выполненная в 1470 году, страшила, которого поражает святой Георгий,
удивительно напоминает некоторых из тех,
что встречаются в современных компьютерных играх.
Когда я был на
родине Сальвадора
Дали, в Фигерасе в Каталонии, мне удалось выявить за его авторством
шесть изображений святого Георгия – пять живописных и одну скульптуру.
Скульптура и одна
живописная работа широко представлены в Интернете, а вот остальные
во всемирной сети мне
обнаружить не удалось.
Как и следов упоминаний пристрастия Дали
именно к этому сюжету. Но семь произведений, посвященных этой
теме, случайно у художника, утопавшего в деньгах и славе, появиться не могли. Рискну предположить, что у «сумасшедшего гения», как у его многочисленных
менее известных собратий из числа художников, была такая же тоска по справедливости.
О том, что не все устраивало достигшего, казалось бы, всего по земным меркам человека, свидетельствует представленная в музее
Сальвадора Дали фотография, инсценирующая
похороны художника: он лежит в гробу, засыпанный денежными знаками.
Как отмечает современный английский
художник Реган О Каллаган, выполнение его
работ основано на сочетании современной
и традиционной техник. На его картине «Современная икона святого Георгия», посвященной дню памяти святого Георгия в 2009
г., вокруг головы всадника изображен нимб
и, чтобы исключить всякие сомнения в том,
кто изображен, имеется надпись на английском: «Saint George». Поле битвы обозначено
надписью на асфальте:
«BUS STOP» – «Автобусная остановка». За
спиной всадника – здания современного Лондона, что указывает на
актуальность сюжета.
При внимательном рассмотрении изображения вызывает вопрос
одна деталь: почему
копье обвивает ветвь?
И вместо поражающей
части на конце копья
три белых цветка?
Открытка времен
Первой мировой войны агитирует наших соотечественников подписываться на военный заем, с целью привлечь средства для военных нужд.
Изданная Сербской Православной Церковью открытка с иконой святого содержит на своем обороте тропарь в его честь по
случаю праздника 3/16 ноября.
Во время поездки в Грузию довелось
приобрести открытки с изображением скульптуры
святого Георгия, которую выполнил наш
соотечественник Зураб Церетели. Скульптура
водружена на высокий столб в центре главной площади столицы Грузии Тбилиси. А потом, при встрече с автором в ноябре прошлого года, посчастливилось получить и автограф самого скульптора.
Одна из приобретенных в Англии открыток напоминает нам о славном времени, когда с нашими «западными партнерами» нас действительно связывало братство
по оружию. На переднем плане – изображения флагов стран-победителей в антигитлеровской коалиции. Вверху – скульптурное
изображение святого Георгия. Слово внизу
крупными буквами в данном случае следует
переводить как поздравление с Победой. То,
что английский флаг поставили в центр, – это
решение английского художника.
В Дубровнике (Хорватия) в музее Сербской Православной Церкви встретилась открытка с изображением святого на греческой иконе XVII века. Необычной в этой иконе показалась манера исполнения: как представляется, в данном случае можно говорить
скорее о живописной манере исполнения, а
не традиционной иконной.
Аз грешный могу предположить, что к созданию одной из открыток в своей коллекции
имел прямое отношение. Однажды в пешеходной зоне Белграда, на улице Князя Михаила
(аналог московского Арбата), обратил внимание на необычную манеру одного из художников. На глазах закрашиваемые яркие мозаичные кусочки выстраивались на полотне в
стройное изображение и радовали глаз издалека. Художник, Александр Филиппович, в разговоре назвал себя русофилом, в открыточном
варианте свои работы не создавал. Через год,
встретившись с ним на том же месте, я уже
покупал у него работы именно такого формата.
Открытка, выпущенная Государственным
Русским музеем, представляет икону «Чудо
святого Георгия о змие, с житием в четырнадцати клеймах». Эта икона была написана
в первой половине XIV века в Новгороде на
дереве. На обороте открытки даны пояснения
ко всем клеймам – небольшим изображениям по периметру иконы, живописующим мученический путь и подвиги святого Георгия.
После того как увлекся коллекционированием открыток и нумизматических предметов с изображением святого, довелось
встречать его изображения на конвертах,
марках, магнитах.
Образ святого Георгия продолжает оставаться притягательным для многих современных художников. Ярким подтверждением этого является состоявшийся в 1997 г. в Италии конкурс экслибрисов, посвященных образу святого. Художники из 26 стран представили более 300 книжных знаков. Можно только
поражаться полету фантазии и разнообразной
технике исполнения, проявленным участниками конкурса. И причина такого вдохновения
вполне понятна. Образ святого Георгия воспринимается как символ победы добра над
злом. И неважно, в каком обличии это зло
является – полчища Наполеона или Гитлера, или же какое-то другое вселенское зло.
Образ святого представлен и в нумизматике, причем не только в России, но и в
Сербии, Грузии, Мальте, Англии, Армении,
Германии, но тема образа святого на денежных знаках и экслибрисах будет представлена в следующих рассказах.
Александр Леонидович Вычугжанин,
г. Тюмень
|