Путь Божий есть ежедневный крест. Никто не восходил на небо,
живя прохладно (с послаблением себе). О пути же прохладном
знаем, где он оканчивается. Богу неугодно, чтобы беспечным
был тот, кто Ему предал себя всем сердцем. Попечение же его
должно быть об истине. А из сего познается, что под Божьим он
Промыслом, когда Бог непрестанно посылает ему печали.
Преподобный Исаак Сирин
В наше время – слава Богу! – постепенно начинает преодолеваться опасное заблуждение многих христиан, не особенно задумывающихся, что сомнителен образ жизни у тех,
кто проводит ее с ленцой и прохладцей. И в
подтверждение этой мысли вдруг захотелось
в качестве эпиграфа взять слова выдающегося христианского мыслителя VII века преподобного Исаака Сирина, как нельзя лучше
иллюстрирующие, что только действием, активной жизненной позицией, усердным трудом, творческой мыслительной деятельностью,
частой, по возможности внимательной, молитвой, правильно усвоенным и проводимым
постом, христианской добродетелью, настоящей образованностью и воспитанностью, ответственностью, мужеством, смирением и другими изумительными качествами, вложенными
Творцом и Создателем в нашу христианскую
душу, в нашу с Вами, дорогой читатель, совесть, – можно прожить не в представлении,
а на деле достойную для человека жизнь и
иметь твердую надежду на Божью милость и
вечное свое спасение.
Это наблюдение вполне относится и к
жизни, или житию, двух солунских братьев,
имена которых навсегда вписаны золотыми
письменами в дышащие жизнью страницы вселенской церковной и мировой истории. Мы
говорим про Мефодия и Кирилла – первоучителей
славян. Их святость, подвиг – равные апостольским, всемирная известность
стали возможными благодаря тому, как они
жили. Труд и еще раз труд, учеба и еще раз
учеба, молитва и еще раз молитва, а кроме
того – всемерное желание спасения, терпение многочисленных скорбей, болезней, человеческого непонимания, но при этом, несмотря ни на что, скрупулезное, тщательное
и притом творческое, одухотворенное личностным пониманием важности и необходимости всего осуществляемого исполнение всего порученного патриархом, императором и
другими лицами или жизненными обстоятельствами, а по сути, в конечном счете, – Божьим Промыслом каждому из них и, как результат, – вечная небесная и земная слава!
В том, что святые братья в действительности таковы, можно убедиться, проанализировав глубоким вдумчивым чтением их жизнеописания. Давайте вместе внимательнее
вглядимся в их жизнь. Конечно, подробно
рассматривать текст жития святых нам не
позволит ни дозволенное вам и мне время,
ни допущенный нам редактором газеты объем статьи. Потому вы сами когда-нибудь прочитаете полное житие святых братьев, благо сейчас это сделать весьма немудрено. А
кое-что мы увидим с вами сейчас – в минуты незначительного проведенного совместно с вами времени общения (и дай, Господь,
всем нам продолжительной земной жизни!).
Представим себя на время нашей беседы
в Салониках – древнейшем городе в северной
части Греции. Современное звучание «Салоники» в истории незначительно различалось. Город основан в 215 г. до Р.Х. царем Кассандром и название свое получил в
честь его жены Фессалоники, дочери Филиппа и единокровной сестры Александра Македонского. Еще в начале 50-х годов I века
знаменитый «апостол языков» Павел основал
здесь христианскую общину (или Церковь), а
впоследствии написал два Послания к Солунянам (Фессалоникийцам). Их и поныне мы
читаем в корпусе книг Священного Писания
Нового Завета среди 14 Павловых посланий.
Салоники и явились родиной святых братьев Кирилла и Мефодия. Мефодий (мирское
имя, скорее всего, утеряно, но некоторые
предполагают – Михаил) родился приблизительно в 815 году. Кирилл, а фактически на
протяжении всей жизни Константин, так как
только перед смертью в Риме он примет схиму (высшее монашеское пострижение) с именем Кирилл, был самым младшим из семи
сыновей богатого, знатного и благочестивого гражданина Фессалоник Льва и на свет
появился в 827 году (или в начале 828-го).
Отец братьев был командиром военного
подразделения в византийской армии. Мефодий тоже пошел по военной стезе. Император, узнав о его успехах и личной храбрости, поставил Мефодия воеводой одного из
славянских княжеств. На этом посту святой
пробыл около 10 лет и только затем, разочаровавшись в суете мира сего, удалился в
монастырь на гору Олимп, где стал игуменом, то есть старшим в монастыре. Как видите, старший брат предстает в жизненных
эпизодах минимум как прирожденный администратор, человек сильной воли, способный
к управлению. Не забудем, что впоследствии
он станет архиепископом Моравским и Паннонским, а это не просто области, а отдельные страны. Так, Паннонией управлял князь
Коцел, а Моравией – святой благоверный
князь Ростислав (+870).
Константин с детства имел то, что у нас
называют «светлая, ясная голова». Это значит ясное понимание преподаваемого учения,
легкое запоминание и блестящее воспроизведение информации (на следующем занятии). Поучительно горячее желание Константина освоить и уразуметь учение книжное.
Вместе с будущим императором Михаилом он
учился у лучших учителей Константинополя, в
том числе у Фотия, с 858 года Константинопольского Патриарха, впоследствии прославленного во святых. В итоге святой Константин в совершенстве постиг все науки своего времени и многие языки, особенно прилежно изучал он творения святителя Григория Назианзина Богослова – одного из самых ярких и глубоких богословов в истории
всей христианской Церкви.
Интересна такая характеристика Константинова усердия к обучению и его нравственных качеств, отмеченных Житием: «Соединились в нем быстрота с прилежанием, помогая друг другу: с ними(!) постигаются науки
и искусства. Больше чем способность к наукам, являл он образец скромности: с теми(!)
беседовал, с кем полезнее, избегая уклоняющихся с истинного пути на ложный, и помышлял, как бы, сменив земное на небесное, вырваться из плоти и с Богом пребывать». За свой ум и выдающиеся познания
впоследствии святой Константин получил от
современников название Философа (мудрого).
Жизнь братьев проходила в постоянном
понуждении себя к трудам и внутреннем самоконтроле с непрерывным обращением к
Богу за помощью.
Первым церковным послушанием, порученным шестнадцатилетнему(!) Константину, было примирить
со Святой Церковью
низложенного за иконоборческую ересь
и сосланного в свое
имение патриарха
Иоанна Грамматика. Не просто было
юноше и по возрасту, и перед носителем в прошлом великого сана. Миссия
эта увенчалась успехом. Каковы же были
светлые, правильные
мысли его и какое
уважение, такт мог
проявить он к человеку почтенного возраста? Впрочем, советуем прочитать подробно это место в Житии самим. Оно очень
назидательно.
Второе миссионерское задание святого
Константина – поездка к сарацинам в 851
году в г. Багдад, столицу нынешнего Ирака.
Константину всего 23-24 года, а он уже назначен главой миссии. Рассказ о посещении
этого мусульманского центра также впечатляет. Укажем на гениальность ума Константина незначительным эпизодом. Так, проводя своего рода экскурсию по городу, сопровождающие пожелали узнать мнение Константина по поводу бесовских изображений
на входных дверях домов, стенах или дворах христиан (которые делали сами последователи пророка Мухаммеда). «Демонские образы вижу, – ответил святой философ, – и
не сомневаюсь, что здесь внутри живут христиане. Они (бесы) не могут жить с ними и
бегут вон. А где такого знака нет снаружи,
то c теми (то есть с вами – К.В.) там внутри». Кстати, венцом этого миссионерского
путешествия была попытка отравления святого Константина: настолько никто из противоборствующей стороны не смог ему ничего дельного предложить в качестве безупречной аргументации.
Все это было только подготовкой. Настоящее служение начинается в 861-863 гг. Константину примерно 34-36 лет – расцвет его
жизни и деятельности. Впереди путь в Хазарию, совместно с христианской и дипломатическая миссия по судьбе проживающих и новообращенных христиан на территории, подвластной Хазарскому каганату, победы в спорах, диспутах и прениях о православной христианской вере, освобождение пленников из
Византии, обретение мощей святителя Климента, папы Римского, близ Херсонеса (нынешний Севастополь в Крыму). Попытки врагов убить и отравить, но при том всеобщее
почитание, уважение и любовь.
Следует отметить главный подвиг равноапостольного Кирилла – изобретение славянской азбуки, кириллицы, названной так в его
честь. Христианскому ученому принадлежит
проработка, очищение и организация прежнего варварского языка, разработка его грамматики. Конечно, они с Мефодием знали особенности славянского языка македонской области, центром которой тогда являлся их родной город. Есть в исторической науке точка
зрения, согласно которой святые братья были
по происхождению славянами. Однако она не
многими исследователями и филологами принимается и не считается основной.
Святой гений Кирилла Философа понадобился, чтобы проникнуть в тайны древнеславянского языка. Тайны языка – это прежде
всего внутренние законы словообразования.
И у каждого языка они свои. Для славянского
языка это чрезвычайно развитая аффиксация
(приставки и суффиксы, корневая система и
чередования). Постижение глубин языка позволило просветителю славян довести язык
древних славян до совершенства и, создав
его алфавит, положить начало основательной
славянской письменности. Позже Константин
и Мефодий переведут Христово Евангелие с
греческого на наш родной язык и начнут с Моравии свой апостольский
подвиг среди славянских
народов. Это произойдет по просьбе моравского князя Ростислава
в 863 г. Будут споры с
немецким духовенством
по вопросу «трехъязычной ереси» (что совершать Богослужения можно якобы только на трех
языках: греческом, еврейском и латинском) и
победа точки зрения Кирилла (на любом языке
каждого народа).
Скончается святой
Константин в Риме, через 50 дней после принятия схимы, 14 февраля 869 года, в возрасте 42 лет. Пред кончиной младший брат завещал Мефодию не
прекращать дело христианского просвещения
славянских народов: «Вот, брат, были мы с
тобой в упряжи, пахали одну борозду, и я у
леса (дойдя борозду) падаю, свой день окончив. А ты, хоть очень любишь гору (Олимп,
куда он удалялся ранее в монастырь – К.В.),
но не моги ради горы оставить учительство
свое, ибо чем иным можешь ты лучше достичь спасения?»
По смерти Кирилла Мефодий был посвящен в священнический сан и направлен в
Паннонию к князю Коцелу. Много скорбей,
непонимания пришлось пережить далее святому. Когда он будет поставлен в архиепископа Моравского и Паннонского, немецкое
духовенство не признает его. В 871 г. Мефодия вызовут на суд в г. Зальцбург, и он
с епископским достоинством будет отвечать,
что не домогался церковной власти, а исполнял церковное послушание, так как был рукоположен и направлен на служение римским
папой Николаем (здесь не нужно смущаться,
что хиротония была в Риме: напомним, что
отпадение западного духовенства от восточного, то есть появление католичества, произойдет много позднее, а именно в 1054 г.).
В ответ святого Мефодия посадят под стражу и продержат в заточении целых два года.
Иоанн VIII, «последний православный
папа», подтвердит праведность и законные
права архиепископа Моравского и Паннонского. Апостол славянский вновь продолжит свои
апостольские труды: он будет готовить церковные кадры, устраивать церковную жизнь,
вести христианскую проповедь, переводить со
своими учениками (Горазд, Климент, Савва,
Наум, Ангеляр и Лаврентий) различные книги Ветхого Завета, богослужебные книги и
Номоканон (собрание церковно-канонических
правил) на славянский язык.
В 879 г. был новый донос на архиепископа
Мефодия касательно правоверности его взглядов. 14 июня последовал запрет святителю
служить на славянском языке, а самого его
вызвали в Рим. Здесь, разобравшись, снова
подтвердили правоверность святого Мефодия
и указали, что «нисколько не противно истинной правой вере петь обедню на славянском языке». Однако вместе с этим в Риме
поставили в качестве помощника в Паннонию епископа Викинга, который стал ярым
противником и клеветником Мефодия. Мефодий жил настоящим бескровным мучеником.
880 год. Травля усилилась, долго терпел
и смирялся архипастырь, но через четыре
года запретил в служении Викинга. Вскоре
вновь в Рим последовала кляуза на Мефодия Моравского, подписанная самим Святополком. Папа, уже новый, Стефан, думает
вызвать архиепископа на суд, но 6 апреля
885 года, на Страстной неделе, святого Мефодия не стало… Перед его смертью все
собрались около многострадального старца,
владыка ласково беседовал с присутствующими, сам испросил прощения и напоследок
всех, в том числе князя Святополка, простил и перекрестил.
Подвиг Мефодия в том, что он помогал
брату при жизни, а затем самостоятельно
продолжил эту эстафету и довершил дело
апостольской проповеди племенам славян,
а также воспитал достойных учеников и последователей, имена которых мы уже назвали. Все они прославлены в лике святых.
Важный вывод, над которым следует задуматься нам, далеким потомкам древних
славян: «Народ, не сумевший отстоять себя
церковно, не в силах отстоять себя государственно, географически и даже этнически, то
есть он утрачивает самоназвание». Не оценили, по-видимости, должным образом Моравия и Паннония «болезней и трудов» равноапостольных братьев, и потому на месте
этих стран сейчас располагаются Словакия
и Венгрия со столицами соответственно Братиславой и Будапештом.
Труды апостолов не прошли бесследно
для славянских стран. Мы доныне читаем,
поем, пишем на выработанном ими нашем
родном языке и величаем святых равноапостольных братьев!
К лику святых равноапостольные Кирилл
и Мефодий причислены в древности. В Русской Православной Церкви память равноапостольных
просветителей славян чествуется с XI века. Древнейшие службы святым,
дошедшие до нашего времени, относятся к
XIII веку. Торжественное празднование памяти святых Кирилла и Мефодия как просветителей славян и равноапостольных установлено в Русской Церкви в 1863 году.
Для православной России празднование
святым первоучителям имеет особое значение: «Ими бо начася на сроднем нам языце словенстем Литургия Божественная и все
церковное служение совершатися, и тем неисчерпаемый кладезь воды, текущия в жизнь
вечную, дадеся нам».
В каждом славянском народе (особенно
православном по вероисповеданию): у сербов, болгар, украинцев, белорусов, россиян
– в сердечной глубине содержится огромное
СЛОВО благодарности к Пресвятой Троице,
не погнушавшейся нашими грехами и языческим богоборчеством, но взявшей нас, как
малых детей, на руки, и через различных
Божьих угодников Просветившей нас светом
истинной (христианской православной) веры.
Среди многочисленных учителей, святых отцов, старцев и подвижников первоучители
и просветители славянские Кирилл и Мефодий – первые.
Да не прогневается А.Н.Радищев, в слове о М.В.Ломоносове изумительно прекрасно
сказавший о гениальном российском ученом,
что мы позаимствуем эти цветы красивого
слова и произнесем, переиначив их применительно к прославлению отцов-просветителей.
Ведь их вклад неоценим, поэтому наше похвальное слово также требует пусть оценимого, но высокого уровня, насыщенного словесного содержания, изящной формы и искусной
огранки для более достойного выражения им
благодарности. Хочется думать, классик русской литературы против такого использования своих слов возражать бы не стал.
«Не памятник сей с изображением личностей Ваших принесет славу Вашу в будущие столетия. Слово Ваше, живущее присно
и во веки в творениях Ваших, слово славянского и российского племени, Вами в
древнеславянском языке нашем обновленное, пролетит в устах народных за необозримый горизонт столетий. В стезе древнерусской и церковнославянской словесности
Кирилл и Мефодий есть первые. Беги, толпа завистливая, се потомство о них судит,
оно нелицемерно».
Пристально вглядываемся мы в даль пролетевших столетий, износим из сердца своего молитвенную и благодарную память святым братьям Кириллу и Мефодию, просим их
продолжать молитвенно покровительствовать
славянским странам и нашей России, желаем
процветания их родной прекрасной Греции.
Поскольку же у Бога все люди, все народы превосходны и талантливы, не являются исключением и народы Российской Федерации. Ждем появления в нашей стране ярких личностей, подобных по талантам, дарованиям и святости святым братьям Кириллу
и Мефодию. Уже упомянутый нами Михаил
Васильевич Ломоносов (+1765) превосходно
выразил талантливость и способности русского народа, а также мощный призыв откликнуться отдельным видным представителям его и прославить Русскую Православную
Церковь и Россию, отечество и государство:
О вы, которых ожидает
Отечество от недр своих
И видеть таковых желает,
Каких зовет от стран чужих,
О, ваши дни благословенны!
Дерзайте ныне ободренны
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
(философ Платон – К.В.)
И быстрых разумом Невтонов
(Исаак Ньютон – К.В.)
Российская земля рождать. ( 1747 г.)
Диакон Валерий Казанцев,
храм в честь иконы Божией Матери
«Целительница», г.Тюмень
|