ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

№05 2016 г.         

Перейти в раздел [Документы]

Троечники в школе правят бал

Недавно в России было учреждено Общество русской словесности. Цель Общества – обсудить проблемы школьного преподавания русского языка и литературы и изменить ситуацию к лучшему. Мы решили узнать, какие проблемы в области словесного образования больше всего волнуют участников нового общества.

Больше всего меня волнует уровень подготовки не столько учеников, сколько учителей.

Первое. Многие учителя сегодня, как мне кажется, не знают, зачем нужны уроки литературы. Посмотреть презентацию или видеоролик, прочитать краткое изложение, расставить галочки в тексте, списать с готовых сочинений, которыми кишит Интернет, – большего учитель по литературе от своих учеников часто не требует. При этом современный школьник едва ли может самостоятельно сформулировать свои соображения и мысли по тому или иному предмету – чему, в первую очередь, должна учить литература.

Второе. К счастью, в школу вернули обязательное итоговое сочинение по литературе – потому что очень важно, чтобы ученик не только читал, но и писал. Но у многих учителей совершенно утрачены навыки преподавания этого жанра. Сегодня сочинение чаще всего воспринимается как банальная отписка. О том, «раскрыл тему» ученик или «не раскрыл тему» (как говорили раньше), никто сейчас не задумывается. А от попытки обдумать, отрефлексировать прочитанный текст, и пускай своими словами, без какого-то догматического канона, но все-таки выразить свои собственные мысли, – вообще уходят. Хотя сочинение – это особый подход, требующий, я повторяю, не догматизма, а творчества.

Третье. Кроме всего прочего, важнейшая задача учителя литературы – заинтересовать ученика. Когда меня приглашают провести урок или лекцию, я всегда стараюсь как-то зацепить, развеселить или, что называется, «зажечь танцпол». Если учитель не пытается этого делать – скорее всего, произведение дети не прочтут или ни капельки в него не вникнут. А ведь очень важно, чтобы ключевые литературные произведения, от «Повести о Петре и Февронии Муромских» до «Чудиков» Шукшина, обязательно дошли до сознания учащихся.

К сожалению, сегодня значительно снизился статус учителя. Я говорю и об отношении к учителю в обществе, и о его материальном благополучии. Все-таки должно быть иначе: статус учителя обязательно должен быть высок.

Надеюсь, что Общество русской словесности, созданное под эгидой Патриарха, действительно станет открытой и внятной площадкой для обсуждения той катастрофы, которая происходит с нашим образованием в области русского языка и литературы. В частности, Общество собирается провести форум учителей – и очень хочется, чтобы педагоги, посмотрев друг другу в глаза, вместе попытались найти выход из создавшегося положения. Потому что если посмотреть на баллы, которые считаются нормальными за ЕГЭ по русскому языку, оказывается, что бал у нас правят троечники…

Сергей Шаргунов.
Подготовила Дарья Баринова,
Фома.Ru,
8 апреля 2016 г.
ПРАВОСЛАВИЕ.РУ

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2020 г.