Заседание Палаты попечителей Патриаршей литературной премии, прошедшее в Храме Христа Спасителя 12 апреля, вполне могло затеряться в череде других великопостных церковных событий, малоинтересных большинству светских СМИ. Действительно, премия вручается вот уже в шестой раз, имена ее лауреатов православной общественности хорошо известны. В среде же невоцерковленной это мероприятие широкого резонанса за прошедшие годы, к сожалению, так и не получило. Однако на этот раз даже сугубо светские СМИ достаточно активно отреагировали на это, казалось бы, «проходное» для них событие.
Так, по-настоящему программным
стало выступление на прошедшем заседании Патриарха Московского и всея
Руси. В своем докладе Предстоятель
Русской Церкви остановился не только на премиальной повестке дня, но и
высказал несколько тезисов, имеющих
непосредственное отношение к государственной образовательной политике, а
если точнее – политике в сфере образовательной словесности:
«Сегодня самый главный вопрос, на
который нужно обратить внимание, и
который, к сожалению, в нашей стране политизирован, – это вопрос преподавания русского языка и литературы в школах. Убежден, что нужно решение
этого вопроса вывести за рамки политической дискуссии и особенно расслоения нашего общества как бы на два лагеря, которое сопутствует нам на протяжении последних 200 лет…»
Несложно догадаться, что под «расслоением общества на два лагеря» Патриарх Кирилл подразумевал, в том числе, и
тот спор, который в различных вариациях ведется в российском политическом и
литературно-публицистическом сообществе с
первой половины позапрошлого века. Славянофилы против западников, консерваторы
против либералов, патриоты против космополитов, деревенская проза против диссидентской. Причем совершенно очевидно: в
этой борьбе всегда побеждают даже не либеральные западники от литературы (хотя с
тем, что их политическое лобби сильнее, не
поспоришь), но представители торгашеского
«третьего сословия».
Литература без нравственности
Увы, дешевые детективы, а также любовные и фантастические романы не просто в разы, а на порядки опережают в плане тиражности даже русскую литературную
классику XIX века. Не говоря уже о качественной современной прозе (высокие тиражи произведений того же Захара Прилепина, скорее, исключение из этого удручающего правила). Что же касается произведений православных писателей, то, как это
ни печально, но факт: в большинстве церковных лавок и магазинов невозможно найти книги даже лауреатов Патриаршей литературной премии.
Однако сейчас речь не об этом, но о том,
почему образовательные реформы в течение
последней четверти века вовсе, по словам
Патриарха, «сводят на нет» преподавание
русской литературы в школе. Причем это в
равной степени относится и к православному
почвеннику Федору Достоевскому, и к западнику Ивану Тургеневу, и даже к порвавшему
с Церковью Льву Толстому. Ведь какой бы
ни была мировоззренческая пропасть между теми же Толстым и Достоевским, христианские основы их литературного творчества
очевидны. А потому воспитание учащихся
на их произведениях (оговорюсь, толстовское «Воскресение» в школьную программу
не входит) даже в советские годы, несмотря на атеистичность той эпохи, сохраняло
традиционные духовно-нравственные черты.
В последние же десятилетия складывается впечатление, что, будто бы неким
«внешним управляющим», поставлена цель
не просто «монетизировать» отечественную образовательную систему, но полностью вытравить из ее гуманитарного блока
его духовно-нравственные основания, а также воспитание чувства исторической памяти,
являющегося главной основой патриотизма. Подчеркну, того самого патриотизма, о котором лидер Государства
Российского в минувшем феврале совершенно точно сказал, что «у нас нет
и не может быть никакой другой объединяющей идеи», «национальной идеи».
Нет реформам по западным лекалам
Конечно, чувство когнитивного диссонанса от того, что президент России, а также целый ряд ведущих российских политиков занимают четкие
государственнические позиции, делают
многое для защиты наших национальных интересов, а «эффективные менеджеры» на местах продолжают дело, начатое
в годы «перестройки» и «лихих 1990-х», не
ново. Увы, в наших условиях этому неспособно противостоять консервативное большинство, поскольку оно (то есть, мы с вами)
до сих пор так и не смогло самоорганизоваться. За последние годы сломить эту тенденцию не смогли и представители консервативного экспертного сообщества. А потому то, что эту функцию взял на себя Предстоятель Русской Церкви, не может не обнадеживать:
«Если не предпринять сейчас важных
шагов, то результаты могут быть очень печальными. Преподавание литературы сходит
на нет в нашей школе. И сохрани Бог, чтобы реформы, которые могут иметь место, не
усугубили существующее положение».
Да, Церковь, начиная с трагедии октября
1993 года, намеренно отстранилась от публичной политики. Да, Патриарх Кирилл сегодня акцентирует внимание на том, что преподавание литературы в школах нужно именно «деполитизировать». Но не нужно уметь
читать между строк, чтобы понять: «деполитизация» в данном случае подразумевает
прекращение политики разрушительных реформ в образовательной сфере.
Будем надеяться на то, что объект, он
же – главная жертва упомянутых реформ –
отечественное образование, еще достаточно жизнеспособен, чтобы вернуться к своим
историческим традициям и занять подобающее ему место в нашей державе.
Михаил Тюренков,
телеканал «Царьград»,
14 апреля 2016 г.
ПРАВОСЛАВИЕ.РУ
|