Святитель Игнатий Брянчанинов пишет:
«Каждый избери себе чтение [святых] Отцов,
соответствующее своему образу жизни... чтоб
можно было не только любоваться и наслаждаться чтением отеческих писаний, но чтоб
можно было прилагать их к самому делу. Христианин, живущий посреди мира, должен читать сочинения великих святителей, писавших
для народа, научающих добродетелям христианским, идущим для тех, которые проводят
жизнь среди занятий вещественных».
Практические советы о духовной жизни и борьбе со страстями даются в книгах
аввы Дорофея «Душеполезные поучения» и
Иоанна Синайского «Лествица». Перечисленные книги очень полезны, они помогут нам
научиться молитве и всем сердцем полюбить Христа. Старец Паисий Святогорец советовал читать «Лавсаик», «Отечник». Это
практика духовной жизни. Это воспитание
на примере святых.
Исключительно полезны книги, написанные самим старцем Паисием: «Отцы-святогорцы и святогорские истории», «Письма», «Арсений Каппадокийский», «Афонский
старец Хаджи-Георгий», а также другие сочинения старца, вошедшие в пять томов его
творений. Полезно прочитать каждому «Житие старца Паисия Святогорца», составленное иеромонахом Исааком, которое знакомит нас с этим подвижником, ныне уже прославленным преподобным.
Из русских творений святых отцов можно
читать Игнатия Брянчанинова, Феофана Затворника, Тихона Задонского, творения Оптинских старцев; книгу игумена Никона (Воробьева) «Нам оставлено покаяние», собрание «Житий святых» святителя Димитрия Ростовского.
Они написаны простым и понятным языком.
Для чего же нужно чтение святых отцов? Первое – чтобы научиться, как подвизаться против страстей. Эти книги подобны богатому собранию врачебных средств:
в нем душа может приискать для каждого
из своих недугов спасительное врачевство,
как писал святитель Игнатий Брянчанинов.
Второе, как пишет опять же святитель Игнатий, – чтение отеческих книг очень нужно
и полезно к познанию воли Божией, ибо отцы,
читая слово Божие, переданное нам в Святом
Писании, исполнили его и прошли деятельной
жизнью, оставив нам пример в своих учениях.
Духовные книги, которые мы читаем, должны быть таковы, чтобы написанное в них могло быть нами применено на практике. Плод от
чтения – познание своей немощи и смирение,
а не тот, что «все знаю» и чтобы в случае
беседы показывать эти знания перед другими.
Главное – это исполнение прочитанного.
Иначе, как написано об этом в книге «Душеполезные поучения» аввы Дорофея, прочитанное и не исполненное будет свидетельствовать
против нас. Мы знали о том, как нужно исполнять Божьи заповеди, и не исполнили.
Иерей Александр Попов,
настоятель храма в честь
иконы Божией Матери «Целительница»
г. Тюмени
|