Особенность нашего времени – множество родственников, умерших без крещения
или о судьбе которых нам неизвестно. В
преддверии Троицкой родительской субботы (в этом году – 30 мая) хотелось бы поговорить на такую важную тему, как молитва о некрещеных.
В докладе на епархиальном собрании
Москвы 2003 года (см. Журнал Московской
Патриархии, 2004, № 2) Святейший Патриарх Алексий II отметил:
«В последнее время все более получает распространение почитание святого мученика Уара. В честь него строятся часовни, пишутся иконы… Во времена воинствующего атеизма в нашей стране много людей выросло и умерло некрещеными, и их
родственники хотят молиться об их упокоении. Такая частная молитва никогда не запрещалась. Но в церковной молитве, за богослужением, мы поминаем лишь чад Церкви, приобщившихся к ней через Таинство
Святого Крещения.
Некоторые настоятели, руководствуясь
меркантильными соображениями, совершают церковное поминовение людей некрещеных, принимая массу записок и пожертвований на такое поминовение, уверяя людей,
что такое поминовение равносильно Таинству Святого Крещения. У людей малоцерковных создается впечатление, что необязательно принимать Святое Крещение или
быть членом Церкви, достаточно лишь помолиться мученику Уару. Такое отношение
к почитанию святого мученика Уара недопустимо и противоречит нашему церковному вероучению».
Церковь может отпевать лишь тех, кто
принадлежит ей. Заметим, что канон мученику Уару неуставной. А вот в уставной Цветной Триоди, в службе Троицкой родительской
субботы в каждой песне мы молимся о крещеных православных христианах. К примеру:
«Вси помолимся Христу, творяще память
днесь от века мертвых, да вечнаго огня избавит я, в вере усопшия, и надежде жизни
вечная» (Песнь 1-я) – в русском переводе:
«Все помолимся Христу, в сей день совершая память от века мертвых, да от вечного
огня избавит их, усопших в вере и надежде жизни вечной» (здесь и далее русский
текст богослужебных книг цитируется по переводам, сделанным иеромонахом Амвросием (Тимротом) – см. на сайте Предание.ру).
«В страшное Твое пришествие, Щедре,
одесную овец Твоих постави, православно Ти
в житии послужившия, Христе, и преставльшияся к Тебе» (Песнь 7-я) – «При страшном пришествии Твоем, Милосердный, справа с овцами Твоими поставь православно в
жизни Тебе, Христе, послуживших и преставившихся к Тебе».
«Сокрушивый первее сень смертную, возсияв яко солнце из гроба, сыны воскресения
Твоего сотвори, Господи славы, вся умершия в вере, во веки» (Песнь 8-я) – «Сокрушив прежде тень смертную, воссияв как
солнце из гроба, сынами Воскресения Твоего соделай, Господи славы, всех, умерших
в вере, навеки» и т. п.
Согласно Служебнику, на проскомидии
совершается поминовение «о всех в надежде воскресения, жизни вечныя и Твоего
[обращение к Богу] общения усопших православных». Также в последовании Евхаристического канона Литургии святителя Иоанна Златоуста говорится: «Еще приносим Ти
словесную сию службу о иже в вере почивших…» («Еще приносим Тебе это словесное
служение за в вере почивших»). О неверующих ни слова. Будем помнить слова евангельские: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать,
осужден будет». (Мк. 16, 16).
Правило 5-е Седьмого Вселенского Собора (787 г.) гласит: «Грех к смерти есть, когда
некие, согрешая, в неисправлении пребывают… жестоковыйно восстают на благочестие
и истину… В таковых нет Господа Бога, если
не смирятся и не истрезвятся от своего грехопадения». У митрополита Макария (Булгакова) в «Православно-догматическом богословии», т. II, читаем: «Умершие в смертных
грехах, в нераскаянности и вне общения с
Церковью не удостаиваются ее молитв, по
этой заповеди апостольской».
33-е Правило Лаодикийского Поместного
Собора (ок. 360 г.) запрещает совместную
молитву с еретиками: «Не подобает молиться с еретиком или отщепенцем». 9-е Правило того же собора запрещает поминовение усопших, погребенных на неправославных кладбищах.
Долгое время существовала давняя повсеместная традиция отделять православные кладбища от прочих – немецких, татарских, еврейских, армянских и др. И сейчас
заупокойная молитва в кладбищенских храмах и часовнях совершается, согласно Служебнику, о «зде [здесь] лежащих и повсюду
православных». За «зде лежащих иноверцев
или некрещеных» Церковь не молится. Церковные канонические правила не допускают
возможности молиться за умерших еретиков, язычников и представителей нехристианских религий, более того, объявляют еретикам анафему, чем свидетельствуется, что
они находятся вне молитвенного общения с
Соборной Апостольской Церковью.
Что делать тем, у кого есть усопшие некрещеными дорогие сердцу близкие? Владыка
Афанасий (Сахаров), прославленный в лике
святых исповедник за веру Христову, в своем труде «О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви» отвечает на этот
вопрос в 4-й главе – «Поминовение усопших
на домашней молитве». Он справедливо пишет: «На домашней молитве по благословению отца духовного может быть совершено
поминовение даже и тех, кого нельзя поминать на церковном богослужении… Поминовение усопших, по смирению и за послушание Святой Церкви перенесенное на нашу
домашнюю келейную молитву, будет ценнее
в очах Божиих и отраднее для усопших, чем
совершенное в храме, но с нарушением и
пренебрежением уставов Церковных».
О возможности частного поминовения в
домашней молитве тех умерших, кто не может быть помянут в церковном собрании, говорил и преподобный старец Лев Оптинский.
Не допуская церковной молитвы за скончавшихся вне Церкви, преподобный Лев завещал молиться за них келейно так: «Взыщи,
Господи, погибшую душу [отца моего, мужа,
сына и т.п.]: аще возможно есть, помилуй.
Неисследимы судьбы Твои. Не постави мне
в грех молитвы сей моей, но да будет святая воля Твоя».
Итак, о наших дорогих сердцу родных некрещеных мы всегда можем молиться келейно, в домашней молитве. И не забывать подавать милостыню. Да поможет им Господь!
Елена Зарова, г. Тобольск.
|