ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

№5 2015 г.         

Перейти в раздел [Документы]

Как мы молимся за некрещеных

Особенность нашего времени – множество родственников, умерших без крещения или о судьбе которых нам неизвестно. В преддверии Троицкой родительской субботы (в этом году – 30 мая) хотелось бы поговорить на такую важную тему, как молитва о некрещеных.

В докладе на епархиальном собрании Москвы 2003 года (см. Журнал Московской Патриархии, 2004, № 2) Святейший Патриарх Алексий II отметил:

«В последнее время все более получает распространение почитание святого мученика Уара. В честь него строятся часовни, пишутся иконы… Во времена воинствующего атеизма в нашей стране много людей выросло и умерло некрещеными, и их родственники хотят молиться об их упокоении. Такая частная молитва никогда не запрещалась. Но в церковной молитве, за богослужением, мы поминаем лишь чад Церкви, приобщившихся к ней через Таинство Святого Крещения.

Некоторые настоятели, руководствуясь меркантильными соображениями, совершают церковное поминовение людей некрещеных, принимая массу записок и пожертвований на такое поминовение, уверяя людей, что такое поминовение равносильно Таинству Святого Крещения. У людей малоцерковных создается впечатление, что необязательно принимать Святое Крещение или быть членом Церкви, достаточно лишь помолиться мученику Уару. Такое отношение к почитанию святого мученика Уара недопустимо и противоречит нашему церковному вероучению».

Церковь может отпевать лишь тех, кто принадлежит ей. Заметим, что канон мученику Уару неуставной. А вот в уставной Цветной Триоди, в службе Троицкой родительской субботы в каждой песне мы молимся о крещеных православных христианах. К примеру: «Вси помолимся Христу, творяще память днесь от века мертвых, да вечнаго огня избавит я, в вере усопшия, и надежде жизни вечная» (Песнь 1-я) – в русском переводе: «Все помолимся Христу, в сей день совершая память от века мертвых, да от вечного огня избавит их, усопших в вере и надежде жизни вечной» (здесь и далее русский текст богослужебных книг цитируется по переводам, сделанным иеромонахом Амвросием (Тимротом) – см. на сайте Предание.ру). «В страшное Твое пришествие, Щедре, одесную овец Твоих постави, православно Ти в житии послужившия, Христе, и преставльшияся к Тебе» (Песнь 7-я) – «При страшном пришествии Твоем, Милосердный, справа с овцами Твоими поставь православно в жизни Тебе, Христе, послуживших и преставившихся к Тебе».

«Сокрушивый первее сень смертную, возсияв яко солнце из гроба, сыны воскресения Твоего сотвори, Господи славы, вся умершия в вере, во веки» (Песнь 8-я) – «Сокрушив прежде тень смертную, воссияв как солнце из гроба, сынами Воскресения Твоего соделай, Господи славы, всех, умерших в вере, навеки» и т. п.

Согласно Служебнику, на проскомидии совершается поминовение «о всех в надежде воскресения, жизни вечныя и Твоего [обращение к Богу] общения усопших православных». Также в последовании Евхаристического канона Литургии святителя Иоанна Златоуста говорится: «Еще приносим Ти словесную сию службу о иже в вере почивших…» («Еще приносим Тебе это словесное служение за в вере почивших»). О неверующих ни слова. Будем помнить слова евангельские: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет». (Мк. 16, 16).

Правило 5-е Седьмого Вселенского Собора (787 г.) гласит: «Грех к смерти есть, когда некие, согрешая, в неисправлении пребывают… жестоковыйно восстают на благочестие и истину… В таковых нет Господа Бога, если не смирятся и не истрезвятся от своего грехопадения». У митрополита Макария (Булгакова) в «Православно-догматическом богословии», т. II, читаем: «Умершие в смертных грехах, в нераскаянности и вне общения с Церковью не удостаиваются ее молитв, по этой заповеди апостольской».

33-е Правило Лаодикийского Поместного Собора (ок. 360 г.) запрещает совместную молитву с еретиками: «Не подобает молиться с еретиком или отщепенцем». 9-е Правило того же собора запрещает поминовение усопших, погребенных на неправославных кладбищах.

Долгое время существовала давняя повсеместная традиция отделять православные кладбища от прочих – немецких, татарских, еврейских, армянских и др. И сейчас заупокойная молитва в кладбищенских храмах и часовнях совершается, согласно Служебнику, о «зде [здесь] лежащих и повсюду православных». За «зде лежащих иноверцев или некрещеных» Церковь не молится. Церковные канонические правила не допускают возможности молиться за умерших еретиков, язычников и представителей нехристианских религий, более того, объявляют еретикам анафему, чем свидетельствуется, что они находятся вне молитвенного общения с Соборной Апостольской Церковью.

Что делать тем, у кого есть усопшие некрещеными дорогие сердцу близкие? Владыка Афанасий (Сахаров), прославленный в лике святых исповедник за веру Христову, в своем труде «О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви» отвечает на этот вопрос в 4-й главе – «Поминовение усопших на домашней молитве». Он справедливо пишет: «На домашней молитве по благословению отца духовного может быть совершено поминовение даже и тех, кого нельзя поминать на церковном богослужении… Поминовение усопших, по смирению и за послушание Святой Церкви перенесенное на нашу домашнюю келейную молитву, будет ценнее в очах Божиих и отраднее для усопших, чем совершенное в храме, но с нарушением и пренебрежением уставов Церковных».

О возможности частного поминовения в домашней молитве тех умерших, кто не может быть помянут в церковном собрании, говорил и преподобный старец Лев Оптинский. Не допуская церковной молитвы за скончавшихся вне Церкви, преподобный Лев завещал молиться за них келейно так: «Взыщи, Господи, погибшую душу [отца моего, мужа, сына и т.п.]: аще возможно есть, помилуй. Неисследимы судьбы Твои. Не постави мне в грех молитвы сей моей, но да будет святая воля Твоя».

Итак, о наших дорогих сердцу родных некрещеных мы всегда можем молиться келейно, в домашней молитве. И не забывать подавать милостыню. Да поможет им Господь!

Елена Зарова, г. Тобольск.

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.