ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

№5 2015 г.         

Перейти в раздел [Документы]

Объяснение Божественной литургии. Часть 3

(Окончание. Начало см. в выпусках
газеты № 3 и № 4, 2015 г.)

После пения молитвы Господней «Отче наш»:

Диакон: Вонмем (будем внимательны).

Священник: Святая святым! – К святыне допускаются лишь святые. Под святыми здесь подразумеваются не только совершенные в добродетели, но и стремящиеся к совершенству, но еще не достигшие его. И им ничто не препятствует освящаться через причащение Святых Таин и стать святыми.

Хор: Еди'н Свят, Еди'н Госпо'дь Иису'с Христо'с, во сла'ву Бо'га Отца'. Ами'нь.

Никто не получает освящения сам от себя, ибо это не есть дело человеческой добродетели, но от Христа и через Христа. Он многих делает святыми, но на самом деле Он один единственно Свят.

Хор поет запричастный стих (краткое песнопение, соответствующее дню недели или празднику).

Чтец читает поучение и молитвы ко Причащению.

Причащение является целью самого Таинства Евхаристии и есть соединение с Телом Церкви. Церковь есть Тело Христово, и нельзя считать себя христианином, то есть принадлежащим Христу, Его Церкви, и не причащаться Христовых Таин. Верующие соединяются в Евхаристии со своим Главой Христом в одно Тело – Святую Церковь. И как Он, Глава Церкви, Свят, так свято и Тело Его – Церковь, и оно освящает всех членов Тела. В древней христианской Церкви считалось, что кто не был без уважительной причины за Евхаристией и не причащался три воскресных дня подряд, тот сам себя отлучил от Тела Христова. В настоящее время сроки Причащения устанавливаются для каждого христианина индивидуально, по совету духовника.

Участие в евхаристической жизни есть исповедание своей связи и единства со Христом, и Кровь Его «очищает нас от всякого греха» (1 Ин. 1, 7), который «царствовал в смертном теле нашем» (ср.: Рим. 6, 12). Без участия в этом Таинстве невозможно быть полноценным членом Церкви, без участия в этом Таинстве невозможно проникнуть в тайну того, зачем пришел на землю Христос, в тайну Его крестной любви, невозможно получить силу исполнять Его заповеди, невозможно научиться любить друг друга. От нас требуется не только вера, но и строгое исполнение евангельских заповедей и участие в Божественной Евхаристии.

Преподобный Симеон Новый Богослов говорит, что Причастие, будучи Светом, не может оставаться незамеченным. Если же чувство встречи с Богом еще не пришло, то нужно позаботиться о покаянии, очищении греховного, огрубевшего от пороков сердца, по слову Христову: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5, 8). Освящение, просвещение и обожение христианин получает тогда, когда приступает к Святому Причащению с надлежащим духовным расположением – с сознанием святости и величия Таинства, с желанием в нем участвовать, с осознанием собственного недостоинства, с благоговением, благодарностью Богу за спасение, совершенное Им во Христе Иисусе, и за приобщение к преподаваемой Святыне.

Если кто подходит к Причащению как только ко внешнему действию, обряду, совершая это лишь по обычаю или по каким-либо другим, не имеющим отношения к сущности Таинства соображениям, то к таковому полностью относятся слова апостола Павла: «…кто будет есть Хлеб сей или пить Чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от Хлеба сего и пьет из Чаши сей. Ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем» (1 Кор. 11, 27-29).

Человек, очищающий себя покаянием и воздержанием и причащающийся Святых Христовых Таин, становится поистине христианином.

Открываются Царские врата.

Диакон: Со страхом Божиим и верою приступите!

Хор: Благословен Грядый во имя Господне, Бог Господь и явися нам.

Этими словами возвещается нам о явлении Господа в Святых Тайнах: священнослужители выносят из алтаря Святую Чашу для Причащения людей, которые готовились к Причастию, постились, исповедовались и получили благословение священника.

Со страхом – то есть с величайшим благоговением и глубокой верой, с сердечным сокрушением и умилением мы приступаем к Причастию. Руки складываем на груди – в знак исповедания Распятого за нас. Покаянное чувство говорит о начале духовной жизни. Пред Святой Чашей мы исповедуем свою веру в Таинство, в Божественную силу Святых Даров, повторяя за священником слова молитвы:

Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога Живаго, пришедый в мир грешныя спасти, от нихже первый есмь аз. Еще верую, яко сие самое есть пречистое Тело Твое и сия самая есть честная Кровь Твоя. Молюся убо Тебе: помилуй мя и прости ми прегрешения моя, вольная и невольная, яже словом, яже делом, яже ведением и неведением, и сподоби мя неосужденно причаститися Пречистых Твоих Таинств, во оставление грехов и в жизнь вечную. Аминь. Вечери Твоея Тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими; не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзанием Ти дам, яко Иуда, но, яко разбойник, исповедаю Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем. Да не в суд или во осуждение будет мне Причащение Святых Твоих Таин, Господи, но во исцеление души и тела.

Аминь.

– и веруем, что ныне совершается для нас Его Тайная Вечеря (Вечери Твоея Тайныя днесь...), и просим Сына Божия принять нас в число ее участников (причастника мя приими). Хор: Тело Христово приимите, источника безсмертнаго вкусите.

Поет вместе с хором и весь народ во время Причащения. Христиане, очистившие свою совесть на исповеди, подходят к Святой Чаше, чтобы соединиться со Христом. У самой Чаши уже не крестятся, внятно называют свое имя и, открыв уста, принимают Святые Тайны. После принятия Святыни нужно поцеловать нижний край Чаши, как прободенное ребро Христово. После Причащения мирян священник погружает частицы из просфор, ранее вынутые на проскомидии о живых и усопших, в Чашу со словами: Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде (здесь) Кровию Твоею Честною, молитвами святых Твоих (по молитвам святых Твоих). Эти слова являются завершением начавшегося на проскомидии литургийного поминовения. И, по слову святителя Василия Великого, великая польза бывает душам тех людей, имена которых поминаются во время Божественной литургии.

Священник возглашает: Спаси, Боже, люди Твоя и благослови достояние (наследие) Твое, – испрашивая у Господа благословения верным чадам Церкви – Его наследию, полученному от Бога Отца, и осеняет молящихся крестным знамением. Затем священник кадит Святые Дары, произнося тихо: Вознесися на Небеса, Боже, и по всей земли слава Твоя. Из этих слов и последующего перенесения Святых Даров на жертвенник, символизирующего преславное Вознесение Господне, явствует, что мы причащаемся прославленного, вознесенного Тела Господа как залога нашего обожения и прославления в невечернем дне – Царствии Небесном.

Хор: Видехом свет истинный, прияхом Духа Небеснаго, обретохом веру истинную, Нераздельней Троице покланяемся, Та бо нас спасла есть.

Последнее священнодействие на Литургии – явление Святых Даров.

Священник Чашей совершает знамение креста над антиминсом, тихо произносит: Благословен Бог наш, – и, повернувшись лицом к народу, осеняет молящихся (которые в это время преклоняют свои головы) Святой Чашей и громко возглашает: Всегда, ныне, и присно, и во веки веков. Святые Дары уносятся и поставляются на жертвенник.

Благословение Чашей символизирует тот момент, когда Спаситель, благословляя учеников, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Это означает Вознесение Господа Иисуса Христа в Небесное Царство и Его Второе Пришествие. «Сей Иисус, вознесшийся [от нас] на небо, придет таким же образом», как видели Его апостолы возносящимся на Небо (ср.: Деян. 1, 11). Это священнодействие напоминает об обетовании Спасителя пребывать в Церкви до скончания века, а также побуждает верующих к всегдашнему прославлению Господа Иисуса Христа.

Хор: Да исполнятся уста наша хваления Твоего, Господи, яко да поем славу Твою, яко сподобил еси нас причаститися святым Твоим, Божественным, Безсмертным и Животворящим Тайнам; соблюди нас во Твоей святыни весь день поучатися правде Твоей. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.

Это песнопение выражает наше благодарение Богу за дар Святого Причащения и содержит моление о сохранении нас как можно долее во святыне: в духовной чистоте, благодатном соединении со Христом, – для научения делам правды, то есть праведности и святости Божией.

Диакон возглашает благодарственную ектению:

Прости приимше Божественных, Святых, Пречистых, Безсмертных, Небесных и Животворящих, Страшных Христовых Таин, достойно благодарим Господа.

Хор: Господи, помилуй.

Диакон: Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.

Диакон: День весь совершен, свят, мирен и безгрешен испросивше, сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим. Хор: Тебе, Господи.

Благодарственная ектения – это наша личная благодарность Богу. Недостаточно принять Святые Тайны и быть причисленным к святым – нужно продолжать просить у Бога заступничества и помощи, просить, чтобы начавшийся день был совершенен. Не только молитвенное благоговейное приготовление к принятию Святых Таин, но и достойная (в непрестанной молитве и хранении ума) жизнь по приобщении Святых Таин Тела и Крови – необходимые условия достойного Причащения. Именно о таком достойном прохождении дня, в который мы стали участниками Таин Христовых, и возносит свои молитвы Святая Церковь в заключительной ектении Божественной литургии. Священник поднимает Евангелие и возглашает: Яко Ты еси освящение наше, и Тебе славу воссылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне, и присно, и во веки веков. Затем Он делает Евангелием знак креста и кладет его на престол. Этим действием нам снова напоминается о том, что Христос пришел в мир ради освящения. И все те, кто пришел в Царство Божие, те, кто шествовали с нами – отовсюду пришедшие, – теперь освящены через Бога Отца, Сына и Святого Духа.

Православное учение об освящении человека посредством Таинства Евхаристии прямо следует из учения о Евхаристии Самого Христа Спасителя: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6, 56). Таким образом, святость Самого Христа Бога является источником освящения для всякого приобщающегося Его Святых Тела и Крови, для всей Церкви, соделывающим ее «царственным священством, народом святым» (1 Пет. 2, 9).

Священник: С миром изыдем, – выходит под амвон для чтения молитвы, что означает наше смирение перед Богом и неспособность человека, носящего плоть, видеть полноту Божественной Славы.

Хор: О имени Господни (то есть с именем Божиим в душе, с миром Христовым в мысли и сердце).

Совершаются заамвонная молитва, как бы подытоживающая содержание молитв Литургии, и молитвословия отпуста.

Священник:

Благословляяй благословящия Тя, Господи, и освящаяй на Тя уповающия, спаси люди Твоя и благослови достояние Твое, исполнение Церкве Твоея сохрани, освяти любящия благолепие дому Твоего. Ты тех воспрослави Божественною Твоею силою и не остави нас, уповающих на Тя. Мир мирови Твоему даруй, Церквам Твоим, священником, воинству и всем людем Твоим. Яко всякое даяние благо и всяк дар совершен свыше есть, сходяй от Тебе, Отца светов. И Тебе славу, и благодарение, и поклонение возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне, и присно, и во веки веков.

Окончив заамвонную молитву, предстоятель входит через Царские врата. Те, кто будет призывать имя Божие, войдут в Царствие Его. Таким образом, все совершилось для нас. Закон исполнен во Христе. В Нем исполнились пророчества, и все дары розданы нам через Духа Святого.

Произносится полный отпуст, священник поминает имена святых, память которых празднует в этот день Церковь:

Воскресый из мертвых, Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, святых славных и всехвальных апостол (и святого, егоже есть храм, и святого, егоже есть день), святых и праведных Богоотец Иоакима и Анны и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец.

Хор поет многолетие:

Великаго Господина и Отца нашего Кирилла, Святейшаго Патриарха Московскаго и всея Руси, и Господина нашего Высокопреосвященнейшаго Димитрия, митрополита Тобольскаго и Тюменскаго, братию святаго храма сего и вся православныя христианы, Господи, сохрани их на многая лета!

По обычаю, перед отпустом священник берет крест с престола и после отпуста, осенив крестом народ и сам поцеловав крест, дает его для целования молящимся как знамение Христовой победы над смертью, а чтец читает благодарственные молитвы. Затем священник опять осеняет крестом народ и возвращается в алтарь, причем Царские врата и завеса закрываются.

Раздается святая просфора и антидор (порусски – «вместодарие»). Антидором называются части от богослужебной просфоры, из которой был изъят литургийный Агнец. Антидор не простой хлеб, но освященный на проскомидии священнодействиями, связанными с воспоминаниями Рождества и страданий Господа Иисуса Христа, крестным знамением и речениями Священного Писания о Христе – Агнце Божием. Поэтому церковное правило предписывает с благоговением относиться к антидору и просфоре, принимать их натощак и запрещает преподавать их некрещеным. Раздаяние антидора и просфор народу служит напоминанием древних трапез братолюбия (см.: 1 Кор. 11, 20-34; Иуд. 1, 12).

Прежде чем верующие покинут храм – Царство Божие, чтобы идти в мир, им дается небесное отеческое благословение. Когда мы готовы идти в мир, мы подходим, чтобы поцеловать крест и руку держащего его священника как знак креста Христова, который мы несем в мир. Приняв участие в Святой Евхаристии, мы уходим, ожидая новой встречи с Господом вокруг Его трапезы в Его Царстве. Мы выходим в мир, чтоб быть соработниками у Господа в проповеди Его Царствия, в приобщении к Евангелию всех народов. Как Господь говорит своим Апостолам: «Жатвы много, а делателей мало; итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою» (Лк. 10, 2). Мы являемся свидетелями у Господа того благодатного мира, который Господь даровал всем верующим в Него. «Во мне будете иметь мир, – говорит Господь, – а в мире будете иметь скорбь, но мужайтесь, ибо Я победил мир» (ср.: Ин. 16, 33). Все то греховное, соблазнительное, искушающее нас, мы побеждаем силой Возлюбившего нас (ср.: Рим. 8, 37). Так что мы можем смело уповать на помощь Господа, Который говорит: «Вот, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф. 28, 20).



Примечание.


Всенощное бдение и Литургия совершаются со многими поясными и земными поклонами и крестным знамением. Этим внешним действием выражаются наши молитвенные чувства. Крестное знамение до'лжно изображать на себе правильно, с благоговением, не спеша, соединив вместе три первых перста правой руки в знак того, что Бог есть Троица Единосущная и Равночестная, а остальные два перста сложив и пригнув к ладони в ознаменование того, что Иисус Христос есть Бог и человек, сошедший на землю нашего ради спасения. Сложенную таким образом десницу (правую руку) следует полагать сначала на чело, чтобы просветил Господь ум наш, затем на живот, дабы Он укротил воюющую на дух плоть, а после на правое и на левое плечо – для освящения нашей деятельности. Сотворив крестное знамение на себе, совершаем поклон, досязая рукой до земли.

Церковный Устав строго требует, чтобы мы совершали поклоны в храме Божием не только истово, чинно и все одновременно, но неторопливо («не борзяся») и своевременно, то есть именно тогда, когда это указано. Поклоны и коленопреклонения следует совершать по окончании всякого краткого прошения или молитвословия, а не во время его исполнения. Крестное знамение совершается без поклонов в следующих случаях: на «Аллилуия» в середине шестопсалмия, при пении Символа веры и «Отче наш», при произнесении слов «Христос, истинный Бог наш» и «силою Честнаго и Животворящаго Креста», при начале чтения Апостола, Евангелия, Паремий. Поклоны без крестного знамения совершаются в следующих случаях: при возгласе «Мир всем», при всяком благословении священнослужителем всех молящихся. Крестимся, когда бываем осеняемы крестом, Святою Чашею, Евангелием и святою иконою. При прикладывании к священным предметам следует полагать два поклона перед целованием и один после целования святыни.

Читая молитву, следует внимательно вдумываться в слова ее, и, помолившись к Богу, нужно выслушать и ответ Его. Кроме труда над сохранением внимания во время молитвы, следует воспитывать в себе чувство благоговения к величию Божию, а также чувство сокрушения о своей немощи и грехах. Настоящая молитва создает особую настроенность жизни христианина и определяет его поступки, его поведение, и в этом – результат молитвы, ибо не напрасно сказал Господь: «Не всякий, говорящий Мне: Господи, Господи! – войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф. 7, 21). Цель жизни христианина есть стяжание Духа Святого, по учению преподобного Серафима Саровского. Дар Духа – это такое состояние души в отношении нравственных поступков, когда человек проверяет каждый свой шаг на соответствие заповедям закона Божия и Евангельскому учению (и если конкретное действие в какой-то степени противоречит одной из заповедей, то человек воздерживается от этого поступка).



Значение ангельской песни «Аллилуия».


Во время ее пения замолкает все земное. Эта небесная ангельская песнь «Аллилуия» в переводе означает: «хвалите Сущего» (на древнееврейском – Яхве). Здесь мы соединяемся с небесной Литургией, когда происходит непосредственное явление Бога и силы Его, и мы восхваляем Его в особенно торжественные моменты: при Малом входе с Евангелием, перед чтением Евангелия, при Великом входе с Честными Дарами, когда они ставятся на престол, по возгласе «Святая святым», по Причащении Святых Даров Тела и Крови Господней и перенесении их на жертвенник.

Архимандрит Зосима (Горшунов),
г. Тобольск

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.