ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

№5 2014 г.         

Перейти в раздел [Документы]

Пока будет жива память, будет жив народ, будет жива Россия!

Свято хранить память о наших предках наставляли нас многие великие люди. В первую очередь, классики литературы. Так, например, Александр Сергеевич Пушкин однажды сказал: «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности». И это хорошо понимали на Руси еще много веков назад, до появления на свет великого поэта. Московский князь Семион Гордый еще в 1353(!) году наставлял своих наследников: «Я пишу вам се слово для того, чтобы не престала память родителей наших и наша, и свеча бы не угасла».

В 1941 году, когда началась Великая Отечественная война, Клавдии было всего шестнадцать. Она окончила неполную среднюю школу в селе Червянка, работала библиотекарем в избе-читальне, потом прошла обучение на курсах медсестер – и так оказалась в Ситниково. Отца, Григория Александровича Гуленкова – председателя Червянского сельсовета, – с первых дней войны призвали на фронт.

Много издано книг Памяти по России – в каждой области, районе, но многие имена погибших не значатся. Многие не значатся даже в списках, мобилизованных на фронт, и получилось так, что их как будто бы не было на белом свете. Другими словами, многие без вести пропавшие солдаты пропали дважды: первый раз – там,на фронте, во второй раз – они стали жертвами нашего беспамятства.

Есть у нас буклет о селе, где написано: «…В ухоженном сквере воздвигнут памятник жителям села, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны, рядом скорбная и торжественная плита с высеченными на ней их именами. 130 жителей села не вернулись домой, отдали свою жизнь за победу над врагом». Но почему-то на памятнике высечено только 121 имя погибшего солдата.

В школе у нас есть музей. Мы часто помогаем его руководителю. Очень интересна экспозиция о войне.В нашей семье тоже хранят память о воевавших дедах. Чтобы не пропала эта память, я собрала все фотографии и унесла в школьный музей. Это было решение всей нашей семьи.

Начала собирать материал о погибших односельчанах. Сначала собирала книги и газетные статьи о войне, выбрала нужный материал. Мне помогли книги Памяти по Тюмени, Исетскому, Заводоуковскому и Ялуторовскому районам, а также списки из архива районного военного комиссариата о призыве односельчан на службу с 1938 года.

Мы обратились к другим книгам Памяти, искали призванных односельчан из других районов и даже из города Тюмени.

Получилось 156 имен, среди них 55 имен пропавших без вести. 18 фотографий погибших односельчан мы нашли у родственников, пересняли их и поместили в экспозицию «Война». Всего собрано 114 снимков ветеранов войны. Но это только малая часть того, что мы еще можем сделать.

Чтобы начать поиск односельчан, которые не значатся в списках, мы опросили 15 человек. Это были люди разных возрастов: дочери и сыновья, снохи и внуки односельчан, воевавших на фронтах Великой Отечественной войны, помнившие рассказы своих родных. Недавно записали рассказы семей Юдиных, Космаревых, Черепановых и Сизиковых.

Стали записывать воспоминания родных о своих солдатах. Воспоминания Космаревой (Черепановой) Серафимы Прокопьевны и ее дочерей, Валентины Андреевны и Риммы Андреевны:«В семье было много детей. Мать, Черепанова Екатерина Калистратовна, и отец, Прокопий Семенович. Из семьи на фронт ушли 4 сына: Анатолий, Афанасий, Егор и Николай. Егор был водителем в войну. Однажды шла колонна машин, а навстречу вышла женщина и говорит, что немцев очень много в селении.

И тут снайпер попал в голову водителю первой машины. Это был Егор Черепанов. Он успел сказать, чтоб его прикрыли ветками и продолжали двигаться дальше. «А вернетесь, тогда и похороните», - сказал он. Колонна ушла дальше. Когда вернулись, Егор был мертв.»

Мать работала в поле, когда ее окликнула почтальонка. «Ноги подкосились», – рассказывала бабушка Екатерина. Поняла, что принесли похоронку. Потом была вторая похоронка, на сына Николая. «Так всю бабушкину жизнь провисели в изголовье фотографии двух ее убитых сыновей», – вспоминают внучки.

После войны как-то возвращалась Екатерина Калистратовна домой и села на попутную машину, молоковоз. Шофер смотрел на нее долго, а потом и спрашивает: «Как ваша фамилия?».

– Черепанова, – ответила она.

– У Вас был сын Егор?

– Да, был.

– Я тогда в войну был рядом с ним, когда он погиб.

Вот так была узнана правда о гибели Егора Черепанова.

«Сизиков Михаил Филиппович, рядовой, призван в ноябре 1941 года, погиб 15 июля 1943 года», – так написано в книге Памяти по Исетскому району. Скупые строки в книге.

А как хотелось бы, чтобы все прочитали, где воевал солдат, какие награды имел, как жил до войны. Поэтому и стараемся мы внести маленькую лепту в историю погибших, чтобы их имена не ушли в забвение.

Сын Геннадий с женой Галиной Васильевной проживают в селе Слобода-Бешкиль. Рассказывает Сизикова Галина Васильевна, сноха: «Сизиков Михаил Филиппович был призван на фронт в 1941 году из города Ялуторовска. Дома осталось пятеро детей, самому маленькому – Геннадию – был один месяц. Кормились тем, что у них был постоялый двор. Еды на всех не хватало, и самого малого отдали в поповский дом, где он и выжил.»

Хранятся письма с фронта. «Здравствуйте, жена Авдотья Михайловна и дети Нюра, Василиса, Коля, Зина и Гена. Шлю вам сердечный привет и желаю всего хорошего в вашей жизни. Жена Авдотья, письмо ваше получил, за что сердечно благодарю. И я даю вам ответ. Я пока живу хорошо, далее не знаю. Я получил ваше письмо и узнал, что вам хлеба не дают, и сказал своему капитану. Он написал в райисполком, чтобы вам дали хлеба. Жди ответ из райисполкома.Я остаюсь жив и здоров, того и вам желаю. Пиши чаще письма, твой муж Сизиков М. Ф.».

Юдин Михаил Филиппович,рядовой, призван в 1941 году, погиб 8 июня 1944 года, похоронен в деревне Торговице, Ковельский район, Волынская область. Его дочь, Мальцева Галина Михайловна, рассказывала о своем отце. Показывала его письма с фронта. Рассказала, что материал о нем есть в одном из Московских музеев.

Вспоминает о своем отце и Лапшин Полигорий Васильевич. Ему было совсем немного лет, когда отца провожали на фронт. Лапшин Василий Захарович родился в деревне Минино Исетского района, «рядовой, призван в 1941 году, умер от ран в 1944 году, похоронен в Гродно», – так написано в книге «Память». Но Полигорий Васильевич рассказывал, что отец возвращался домой уже после войны, в 1945 году, и танк их подорвался на мине. Семья Полигория Васильевича ездила в Гродно на могилу отца. Рассказывал, что могилы все ухожены, там чтят память погибших воинов. Домой привезли фотографию могилы отца.

Интересным был рассказ и сестры Космарева Дмитрия Васильевича Марии Васильевны. Дмитрий родился в деревне Усова Исетского района Тюменской области. Отец Василий Космарев воевал в Первую мировую войну. Вернулся домой израненный, недолго прожил, умер, оставив сына и дочь Марию. Началась война, Дмитрий ушел на фронт и погиб.

Недавно областной поисковый отряд «Кречет» вернулся с раскопок. Там ребята нашли медальон Космарева Дмитрия Васильевича. Узнали, где он погиб. Рядовой, призван в 1941 году, умер от ран 22 марта 1942 года, похоронен в деревне Бологижа, Старорусский район, Новгородская область.

Пока это все, что мы смогли сделать, но, я думаю, работа продолжится, и не останется белых пятен в истории погибших односельчан.

Никто не должен быть забыт и ничто не должно быть забыто!

Карина МАЛЮГИНА,
ученица 5 класса Слобода-Бешкильской
средней школы, Исетский район

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2025 г.