ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

№5 2014 г.         

Перейти в раздел [Документы]

Счастье Божие и счастье человеческое

«А счастье – оно словно птица, упустишь и не поймаешь...», – пела некогда одна известная русская певица. Эти слова как нельзя точно характеризуют качество земного счастья: яркое, красивое, влекущее, обещающее, но стоит приблизиться к нему – вспорхнуло, – и нет его; и остается в сердце только пустота и горечь разочарования. «И гордый демон не отстанет, пока живу я, от меня. И ум мой озарять он станет лучом чудесного огня. Покажет образ совершенства и, вдруг, отнимет навсегда. И, дав предчувствие блаженства, не даст мне счастья никогда».

Столетие за столетием, тысячелетие за тысячелетием люди в недоумении бродят по этому миру в поисках счастья, в изумлении озираются вокруг: им кажется, что оно где-то рядом, стоит только протянуть руку и взять его, но рука опять и опять хватает пустоту. И какие только планы, программы, решения не предлагали умы человечества, чтобы сделать людей совершенно счастливыми, однако люди от века в век счастливее не становятся. Наоборот, можно с уверенностью сказать, что горя и несчастья в мире с каждым годом становится все больше.

Что происходит с людьми, почему человечество, несмотря на все достижения цивилизации, идет по пути духовно-нравственной деградации? На этот вопрос уже давно ответил Спаситель, Господь Иисус Христос, когда открывал Своим ученикам будущие судьбы мира: «Когда же сидел Он на горе Елеонской, то приступили к Нему ученики наедине и спросили: скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века? Иисус сказал им в ответ: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: Я Христос, и многих прельстят.

Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец: ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам; все же это – начало болезней. Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое; и тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга; и многие лжепророки восстанут, и прельстят многих; и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь; претерпевший же до конца спасется. И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец» (Мф. 24, 3-14).

«И, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь...». Именно охлаждение любви – главная причина нравственного упадка человечества. Люди, гоняясь за призраком земного счастья, замыкаются на своем «эго», теряют совесть, чувство долга, чувство святого, забывают главное в своей жизни – Бога. А Бог, по словам Евангелиста Иоанна Богослова, есть Любовь. Человек, отдаляясь от Бога, теряет способность любить и от этого становится глубоко несчастен. Только в Боге человек обретает высший смысл своего бытия, а смысл этот – обретение любви. Такой любви, о которой сказано в Евангелии: «Нет больше той любви, как если кто душу свою положит за друзей своих» (Ин. 15, 13).

Жертвенной любви не хватает современному человечеству. Каждый тянет «одеяло жизни» на себя, и от этого оно «трещит по швам» и вот-вот лопнет. Фундаментальный закон, на котором держится все мироздание, – это любовь. Оскудение любви приводит мир к упадку и исчезновению.

То, что происходит с человечеством, забывшем Бога, хорошо проиллюстрировал русский философ, славянофил Иван Аксаков: «Прогресс, отрицающий Бога и Христа, в конце концов, становится регрессом; цивилизация завершается одичанием; свобода – деспотизмом и рабством. Совлекший с себя образ Божий человек неминуемо совлечет – уже совлекает – с себя и образ человеческий и возревнует об образе зверином». В наше время можно уверенно добавить, что возревнует об образе сатаны.

Каждый человек хочет быть счастливым, потому что стремление к счастью заложено в человека Творцом, но не каждый знает, где искать его, это счастье. И в своих поисках люди часто забредают не туда, и вместо счастья обретают горе и разочарование. Кто-то, после многих безуспешных попыток стать счастливым, скажет, что счастье – это просто красивая сказка, придуманная кем-то для хоть какого-то украшения серого, бессмысленного земного бытия. Мы же, христиане, скажем, что счастье есть, только искать его нужно совсем не там, где на протяжении веков люди ищут его: в изменении социально-политического строя, в стяжании земных благ и удовольствий. Искать счастье нужно в Боге. Потому что Бог есть Жизнь, Он есть Источник света, радости, смысла, мира, утешения и, наконец, – любви. Разве не этого ищет человек: разве не света, радости, смысла, мира, утешения и любви?

Что же нужно сделать, чтобы приобщиться Божественному счастью? Нужно совсем немного и, в то же время, очень многое. Нужно покаяться. Свою проповедь Евангелия Господь Иисус Христос начал со слов: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4, 17).

Что же такое покаяние? Покаяние с греческого переводится как перемена ума. То есть человек должен изменить свой внутренний мир: ум, волю, чувства, желания; оторваться от земли и устремиться к Богу. Человеку нужно перестать видеть смысл своей жизни в чем-либо земном, потому что все земное тленно и временно, ему нужно обрести смысл своего бытия в Вечном Боге. «Ищите прежде всего Царства Небесного и Правды его, а остальное все приложится вам» (Мф. 6, 33), – говорит Господь Иисус Христос. Это слова самого Бога, и не верить им у нас нет никаких оснований, потому что Бог – Абсолютная Истина! Иными словами, Господь как бы говорит человеку: «Ищи большего и вечного, а о меньшем и временном Я Сам позабочусь, потому что Я – твой Бог, Я – твой любящий Отец».

Вот что значит покаяние в богословском осмыслении. На практике же покаяние реализуется в Таинстве Исповеди. В этом Таинстве верующий во Христа и крещеный в Православной Церкви человек через правильно поставленного священника (преемника апостолов) получает прощение своих исповеданных грехов и обретает возможность начать жизнь заново, с чистого листа. «Страшно от того, что не живется – спится. И все двоится, четверится. В прошлом грехов так неистово много, что и оглянуться страшно на Бога. Да, и когда замолить мне грехи мои, ведь я на последнем склоне круга. А самое страшное, невыносимое – это то, что никто не любит друг друга».

Какая уникальная возможность – снять с себя груз своих прошлых постыдных дел и посмотреть на мир очищенным оком своего сердца! «Блаженны чистые сердцем, потому что они узрят Бога» (Матф. 5, 8), – сказано в Евангелии. После искреннего покаяния человек начинает чувствовать в своем сердце живое присутствие Бога, и радость от осознания примирения с Творцом наполняет жизнь человека настоящим неземным счастьем. И в свете этой радости все земные дешевенькие радости теряют свою привлекательность и начинают видеться такими, какие они и есть: жалкими, мелкими и ничтожными!

Более того, человек имеет возможность не просто получить прощение всех своих грехов и начать жить заново, он может теснейшим образом соединиться с Богом: человек может вкушать Бога! «Какие странные слова, – удивится кто-то, – как человек может вкушать Бога?!» А мы, христиане, говорим: «Может!» В Православной Церкви существует Таинство Причащения, по-другому – Литургия (греч. – общее дело) или – Евхаристия (греч. – благодарение), в котором православный христианин может вкушать Тело и Кровь распятого за наши грехи Богочеловека Иисуса Христа. В этом Таинстве в человека входит Христос, а вместе с Ним – и «полнота Божества» (Кол. 2, 9), и преображает все человеческое естество: душу, тело, ум, волю и чувства. Лучше понять суть этого Таинства можно на таком примере. Когда человек заболевает, и его кровь, зараженная болезнью, перестает выполнять свои животворные функции, то берут кровь здорового человека, вливают ее в тело больного, и он оживает. То же самое происходит и здесь.

В израненное грехом и зараженное смертью естество человека входит исцеленное и преображенное, пронизанное Божественной благодатью естество Богочеловека Христа, и природа человека становится похожей на природу Спасителя. После Причастия в человеческом естестве происходят необыкновенные изменения: притупляется действие страстей и греховных навыков, утихают гнев и раздражение, зависть и похоть, скупость, мелочность и сварливость, лицемерие, трусость и тщеславие, человек умиротворяется, утончается ум, появляются радость, мир, долготерпение, кротость, воздержание, доброжелательность к людям, жертвенность, свобода – внутренняя, духовная свобода. Главное же, приходит четкое осмысление своей жизни. А ведь обрести высший, вечный смысл жизни и посвятить себя на служение ему – и есть истинное благо для человека.

Но лучше «один раз увидеть, чем сто раз услышать». Не будем лишать себя великих даров Божиих, которые приобретены нам бесценной Кровью Богочеловека Иисуса Христа, пролитой для нашего спасения на Голгофском Кресте. Поспешим в Божий храм, омоем свою измученную душу покаянием, соединимся с Богом в Таинстве Причащения и обретем вечное, надежное, настоящее, ни с чем земным не сравнимое счастье, которое никто и ничто не сможет отнять у нас здесь, на земле, и которое пойдет с нами в жизнь вечную!

Иерей Николай СУШКОВ,
штатный клирик храма Всех Святых
г. Тюмени

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.