9 (22) мая православные христиане празднуют перенесение из Мир Ликийских в Бари великой святыни – особо почитаемых многоцелебных мощей святителя Николая Чудотворца.
В Православной Церкви память особо
чтимых святых отмечается не только в
день их преставления ко
Господу, но и в некоторые другие, значимые для
верующих дни, например –
обретения мощей. Память
святителя Николая Чудотворца также отмечается в
году дважды – 6 (19) декабря, в день преставления
(«Никола Зимний»), и 9
(22) мая («Никола Весенний»). Втора дата связана
с переносом его святых
мощей от места упокоения,
из города Миры, что в Малой Азии (ныне территория
Турции), в итальянский
город Бари.
В многочисленных изданиях жития святого и в
майской богослужебной минее мы читаем
о событиях, произошедших в 1088 году,
когда моряки из города Бари перевезли по
морю мощи святителя к себе, в Италию,
дабы спасти их от неотвратимого поругания
иноверцами. При этом сообщается, что сам
святой явился барийцам и повелел им это
сделать. В связи с этими скоро воспоминаемыми православными христианами событиями хотелось бы поделиться с читателями
некоторыми интересными фактами, которые
стали доступны мне недавно.
Свое повествование я основываю на
материалах книги православного священника Алексия Ястребова «Святыни Венеции» (Святыни Венеции:Православный
историко-художественный путеводитель по
базилике св. Марка и церквям Венеции /
Ястребов А.О. – Падуя. 2010. – 400 с.).
Наши тюменские паломники, побывавшие у
различных святынь Италии, в том числе и в
Венеции,привезли мне оттуда эту книгу, подписанную автором. Отец Алексий Ястребов
– кандидат богословия, доктор философии, с
2002 года служит настоятелем православного прихода свв. жен-мироносиц в Венеции,
достаточно глубоко исследовал данный вопрос, отображенный в нескольких главах
этой книги. Описывая события перенесения
мощей свт. Николая из Мир Ликийских в
Италию, автор книги приводит свидетельства средневековых хронистов (XII век) из
Бари – Никифора и Иоанна архидиакона и
материалы анонимного манускрипта, написанного около 1101 года очевидцем данных
событий, монахом венецианского монастыря
св. Николая.
Большинство православных людей считают, что мощи свт. Николая были целиком
вывезены в Бари, где и почивают до сего
дня. Однако в 1087 году барийские моряки
вывезли к себе на родину из г. Миры не все
мощи святителя, но лишь их значительную
часть (главу, некоторые косточки рук, ног
и другие). Остальная часть мощей через
12 лет после барийской «экспедиции» была
вывезена в Венецию. Таким образом, два
итальянских города хранят в своих храмах
(католических) великую святыню в почти
одинаковой степени.
В православном рассказе указывается
на то, что в 1088 году барийцы завладели
мощами святого вопреки воле местных жителей и православного духовенства. Латинские
хронисты указывают на те же самые факты,
но несколько подробнее.
Весной 1087 года моряки и купцы из
Бари высадились у Ликийских берегов с целью вывезти мощи свт. Николая в свой город.
Монахам, охранявшим мощи, за возможность
взять святыню было предложено большое денежное
вознаграждение. Однако
те отказались, после чего
ревнители памяти Божиего
угодника связали монахов
и завладели святынею силой. В современных уголовных кодексах сие деяние
именуется разбоем. Все
это совершалось в спешке,
без должной подготовки
(«пришел, увидел, победил»
– Г.Ю. Цезарь).
Барийский моряк по
имени Маттео, как сообщает хронист, «дерзновенно
войдя в святой гроб в
обуви и погрузив руки в
жидкость, нашел святые
мощи… Поискав там и здесь главу и найдя
ее, он вышел из гроба. Одежда и все тело
его были пропитаны той млекоподобной
жидкостью». Кроме главы святителя, Маттео
также прихватил на корабль и некоторые
другие, первые попавшиеся косточки. Из-за
спешки (пока не пришли хозяева святыни,
не разогнанные мусульманами жители города Миры и не помешали данному деянию),
матрос оставил значительную часть мощей
в гробнице. При этом некоторые косточки святителя были раздавлены сапогом
барийца, «спасавшего» мощи святого от
иноверного поругания. Об этом ли просил
святитель(если, конечно,факт его явления
барийцам не является вымыслом)? То, что
Маттео успел вынести из гробницы в руках,
было завернуто в полотно и отнесено на
корабль.
Зачем же было так спешить? Во-первых,
как уже было отмечено, из-за сопротивления
местных православных жителей, не желавших
отдавать мощи чтимого (и служившего) здесь
святого. Во-вторых, из-за стремления опередить своих главных конкурентов по добыванию мощей – венецианцев. В средневековых
западных городах считалось весьма престижным иметь как можно больше святынь.
Это влияло на их политическую значимость
и повышало к ним коммерческий интерес.
Особенно эта страсть (погоня за мощами)
усилилась к концу XI века, с начала эпохи
крестовых походов. В те времена латинские
ревнители святынь, пользуясь военным присутствием на Православном Востоке своих
единоверцев, с территории Византии и Святой Земли вывозили в огромных количествах
мощи святых, чудотворные иконы и прочие
реликвии, различные произведения искусств
и все то, что представляло какую-либо ценность. Многочисленные музеи и богатые
музееподобные храмы католического Запада
и поныне изобилуют тем, что было «заимствовано» на Православном Востоке. Мощи
святителя Николая – звенья той же цепи.
Через 12 лет после налета на Миры Ликийскиебарийцев, судьбой мощей святителя
Николая теперь озаботились и венецианцы.
Направлявшиеся к берегам Святой Земли
предприниматели и священнослужители из
Венеции, в составе участников Первого
крестового похода, высадились на Ликийских берегах. Опять было использовано то
обстоятельство, что в городе осталось малое
количество жителей и священнослужителей
(Богослужения в храме совершались 1 раз в
месяц). В пустой базилике, где крестоносцы
и коммерсанты намеревались взять мощи
святого, новые искатели святынь застали
лишь несколько сторожей и пустую разбитую раку мощей святителя с небольшим
количеством оставшегося мира. Перевернув в храме все «вверх дном» (по словам
хрониста), венецианцы предположили, что
мощи все-таки здесь и где-то должны быть
спрятаны. Сторожа молчали. После жестоких
пыток (ликийцы истошно кричали, со слезами
взывали к бывшему среди «гостей» латинскому архиепископу, с просьбой остановить
мучение) истязуемые не смогли показать
мощи, так как не знали, где они находятся. Однако, они показали то, о чем знали,
– мощи других святых:священномученика
Феодора(с того времени он тоже теперь
является святым покровителем Венеции) и
свт. Николая «дяди», служившего в том же
храме. Поиски основных мощей не увенчались успехом. Однако проницательные
предприниматели не унимались. Разбив пол
алтаря и углубившись, венецианцы все же
обнаружили оставшиеся мощи, неизвестно
кем тщательно и весьма глубоко сокрытые.
На радостях, расщедрившиеся соискатели
мощей, снисходя к скорбному рыданию
ликийского архиепископа (наследника свт.
Николая) и его паствы, изволили оставить
им какую-то малую часть святых мощей.
Корабль с реликвиями прибыл сначала
в Святую Землю, потом через 2 месяца
отбыл к итальянским берегам. «Мощи трех
святых были взяты из Мир Ликийских 30мая
1100 г., а привезены в Венецию 6 декабря
1100 г. в день памяти свт. Николая» (Указ.
соч., с. 316.). Эти мощи, вывезенные из Мир
Ликийских в XII веке, хранятся в одной раке
в церкви Сан Николо города Венециибенедектинского монастыря на острове Лидо.
Таким образом, с XI века мощи свт. Николая Чудотворца (основные части) почивают в
двух итальянских городах – Бари и Венеции.
Такова история. Однако, оставим в стороне
ряд вопросов, связанных с необходимостью
«переноса» мощей свт. Николая именно в
Италию (хотя меня давно занимал этот вопрос: почему же все-таки в Бари, а не в
Константинополь, или, по крайней мере, – не
в Рим?), с мотивами вышеуказанных деяний.
Нам остается довериться премудрому Промыслу Божию, все устраивающему многим
во благо.
Основная часть православных паломников для поклонения свт. Николаю посещает
именно город Бари, привозит оттуда освященное масло из лампад и воду, разбавленную миром, которое до сих пор источают
мощи Божия угодника. Ежегодно сотни верующих привозят в Россию восторженные воспоминания о пережитых в Бари благодатных
ощущениях, незабываемых часах трепетной
молитвы, совершенной в крипте базилики
СанНикола. Кстати, к чести нынешних потомков тех, кто выкрал мощи свт. Николая,
следует отметить, что в католическом храме
для православного придела выделено особое
место и раз в неделю православное духовенство может беспрепятственно совершать
Божественную литургию на мощах любимого
святого. И в самом городе Бари имеется
русское православное подворье с храмом и
гостиницей для паломников.
И все же, на мой взгляд, какова бы ни
была история ныне воспоминаемого нами
события, «Весенний Никола» все равно
останется для нас, православных, радостным
праздником. Ведь это – еще один повод собраться под сводами храмов и совершить
усердное моление Богу нашему и Его великому угоднику, очень полюбившемуся нам
святителю и Чудотворцу Николаю!
Протоиерей Ростислав ПЕТРОВ,
настоятель храма
свт. Николая Чудотворца, г. Тюмень
|