Целью нашей жизни является духовное преображение и обновление. Оно осуществляется не только
нашими усилиями, но, в особенности, нашим таинственным соединением с Богочеловеком Иисусом
Христом – Источником жизни. Таинство, в котором это соединение осуществляется, именуется Причащением, и происходит оно во время Божественной литургии, где хлеб и вино в чаше становятся истинным телом и кровию Господа нашего Иисуса Христа. Его мы впервые получаем только после крещения и миропомазания.
Данное Таинство установил Сам Иисус
Христос во время Тайной Вечери, накануне
Своих страданий и крестной смерти; взяв
хлеб и благодарив Бога Отца, благословил
и подал ученикам, говоря: «Приимите,
ядите, сие есть Тело Мое, Которое за вас
предается». Так же взяв чашу с вином и
возблагодарив, подал им, говоря: «Пийте от
нея вси, ибо сие есть Кровь Моя нового
завета, за вас и за многих изливаемая во
оставление грехов». И Он заповедал им делать так всегда в воспоминание о Нем. «Кто
ест Мою плоть и пьет Мою кровь: во мне
пребывает и Я в нем. Ядущий Мою плоть и
пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную, и
Я воскрешу его в последний день».
Это есть духовная поддержка, в которой
мы нуждаемся, чтобы расти в вере, и мы
должны регулярно приступать к причащению
со страхом Божиим, верой и любовью после
духовного приготовления постом и молитвой
и Таинством покаяния. Кто не будет приступать к этим таинствам, тот не будет иметь
в себе жизни и духовной силы.
Во время поста вопросов не возникает:
мы все причащаемся, сугубо готовясь в посте,
молитве, в делах покаяния, на то и десятина
годичного круга времени – Великий пост. Но
как причащаться на Светлой седмице?
Обратимся к практике древней Церкви.
«Они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и
в молитвах» (Деян. 2, 42), – то есть они
постоянно причащались. Причастие Тела и
Крови Христа было для них символом жизни во Христе и существенным моментом
спасения, самым главным в этой быстротекущей жизни. Причастие было для них все.
«Ибо для меня жизнь – Христос, и смерть
– приобретение» (Фил. 1, 21). Естественно,
все христиане собирались вокруг общей
Евхаристической Чаши на Пасху. Но нужно
отметить, что первое время поста пред
Причастием вообще не было. Постовые
требования появились только с IV-V веков.
Что такое Причащение? Награда за хорошее поведение, за то, что ты постился или
молился? Нет. Причастие – это То Тело, это
Та Кровь Господа, без Которых ты если погибнешь, то погибнешь окончательно. Иоанн
Златоуст пишет, что следует непрестанно прибегать к Таинству Евхаристии, причащаться
с должной подготовкой и тогда можно насладиться тем, чего желаем. Ведь истинная Пасха
и истинный праздник души – это
Христос, Который приносится в
Жертву в Таинстве.
Четыредесятница, то есть
пост Великий, один раз в год
бывает, а Пасха трижды в неделю, когда причащаешься. А
иногда и четыре, точнее же,
столько раз, сколько мы захотим, ибо Пасха – это не пост,
но Причастие. Подготовка не
в том, чтобы вычитывать три
канона неделю или сорок дней
говения, а в очищении совести.
«Кого нам похвалить, – говорит Иоанн Златоуст, – тех, кто
причащается один раз в году,
тех, кто часто причащается, или
тех, кто редко? Нет, похвалим тех, кто приступает с чистой совестью, с чистым сердцем,
с безупречной жизнью». А подтверждение
тому, что Причащение возможно и на Светлой
седмице, есть во всех древнейших анафорах
(литургиях). В молитве перед Причащением
сказано: «Сподоби державною Твоею рукою
преподати нам Пречистое Тело Твое и Честную Кровь, и нами всем людям».
Эти слова мы читаем и на Пасхальной
литургии Иоанна Златоуста, что свидетельствует об общем Причащении мирян. Примечательно, что святой Иоанн Кронштадтский,
тоже защитник частого Причащения, писал,
что тот священник, который причащается на
Пасху и на Светлой седмице один, а своих
прихожан не причащает, подобен пастырю,
пасущему только себя самого.
По уставу пост на Светлой седмице не
положен. И если кто хочет причаститься,
пусть приготовится к этому молитвою, прочитав правило ко Святому Причащению,
состоящее из канона ко Причащению и молитв. Перед этим испытав свою совесть в
соответствии с Заповедями Божиими и евангельским учением, испросив благословения
духовника, выдержав евхаристический пост,
т.е. не вкушая пищу после полуночи. Сохраняя благочестивое настроение и разумное
воздержание даже и в непостной пище,
можно приступить ко Святому Причащению
два, три раза на Светлой седмице.
Одно из правил Трульского собора 691
года говорит нам: «От святаго дня Воскресения Христа Бога нашего до Недели
Новыя, во всю седмицу верные должны во
святых церквах непрестанно упражняться
во псалмех и пениях и песнех духовных,
радуяся и торжествуя во Христе, и чтению
Божественных Писаний внимая, и Святыми
Таинами наслаждаяся. Ибо таким образом со
Христом купно воскреснем, и вознесемся».
Из этого правила ясно следует, что миряне призываются причащаться на литургиях
Светлой седмицы.
Архимандрит Зосима (ГОРШУНОВ),
г. Тобольск
|