ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

№5 2014 г.         

Перейти в раздел [Документы]

О причащении Святых Христовых Таин на Пасху и Светлую седмицу

Целью нашей жизни является духовное преображение и обновление. Оно осуществляется не только нашими усилиями, но, в особенности, нашим таинственным соединением с Богочеловеком Иисусом Христом – Источником жизни. Таинство, в котором это соединение осуществляется, именуется Причащением, и происходит оно во время Божественной литургии, где хлеб и вино в чаше становятся истинным телом и кровию Господа нашего Иисуса Христа. Его мы впервые получаем только после крещения и миропомазания.

Данное Таинство установил Сам Иисус Христос во время Тайной Вечери, накануне Своих страданий и крестной смерти; взяв хлеб и благодарив Бога Отца, благословил и подал ученикам, говоря: «Приимите, ядите, сие есть Тело Мое, Которое за вас предается». Так же взяв чашу с вином и возблагодарив, подал им, говоря: «Пийте от нея вси, ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за вас и за многих изливаемая во оставление грехов». И Он заповедал им делать так всегда в воспоминание о Нем. «Кто ест Мою плоть и пьет Мою кровь: во мне пребывает и Я в нем. Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день».

Это есть духовная поддержка, в которой мы нуждаемся, чтобы расти в вере, и мы должны регулярно приступать к причащению со страхом Божиим, верой и любовью после духовного приготовления постом и молитвой и Таинством покаяния. Кто не будет приступать к этим таинствам, тот не будет иметь в себе жизни и духовной силы.

Во время поста вопросов не возникает: мы все причащаемся, сугубо готовясь в посте, молитве, в делах покаяния, на то и десятина годичного круга времени – Великий пост. Но как причащаться на Светлой седмице? Обратимся к практике древней Церкви. «Они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах» (Деян. 2, 42), – то есть они постоянно причащались. Причастие Тела и Крови Христа было для них символом жизни во Христе и существенным моментом спасения, самым главным в этой быстротекущей жизни. Причастие было для них все. «Ибо для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение» (Фил. 1, 21). Естественно, все христиане собирались вокруг общей Евхаристической Чаши на Пасху. Но нужно отметить, что первое время поста пред Причастием вообще не было. Постовые требования появились только с IV-V веков.

Что такое Причащение? Награда за хорошее поведение, за то, что ты постился или молился? Нет. Причастие – это То Тело, это Та Кровь Господа, без Которых ты если погибнешь, то погибнешь окончательно. Иоанн Златоуст пишет, что следует непрестанно прибегать к Таинству Евхаристии, причащаться с должной подготовкой и тогда можно насладиться тем, чего желаем. Ведь истинная Пасха и истинный праздник души – это Христос, Который приносится в Жертву в Таинстве.

Четыредесятница, то есть пост Великий, один раз в год бывает, а Пасха трижды в неделю, когда причащаешься. А иногда и четыре, точнее же, столько раз, сколько мы захотим, ибо Пасха – это не пост, но Причастие. Подготовка не в том, чтобы вычитывать три канона неделю или сорок дней говения, а в очищении совести.

«Кого нам похвалить, – говорит Иоанн Златоуст, – тех, кто причащается один раз в году, тех, кто часто причащается, или тех, кто редко? Нет, похвалим тех, кто приступает с чистой совестью, с чистым сердцем, с безупречной жизнью». А подтверждение тому, что Причащение возможно и на Светлой седмице, есть во всех древнейших анафорах (литургиях). В молитве перед Причащением сказано: «Сподоби державною Твоею рукою преподати нам Пречистое Тело Твое и Честную Кровь, и нами всем людям».

Эти слова мы читаем и на Пасхальной литургии Иоанна Златоуста, что свидетельствует об общем Причащении мирян. Примечательно, что святой Иоанн Кронштадтский, тоже защитник частого Причащения, писал, что тот священник, который причащается на Пасху и на Светлой седмице один, а своих прихожан не причащает, подобен пастырю, пасущему только себя самого.

По уставу пост на Светлой седмице не положен. И если кто хочет причаститься, пусть приготовится к этому молитвою, прочитав правило ко Святому Причащению, состоящее из канона ко Причащению и молитв. Перед этим испытав свою совесть в соответствии с Заповедями Божиими и евангельским учением, испросив благословения духовника, выдержав евхаристический пост, т.е. не вкушая пищу после полуночи. Сохраняя благочестивое настроение и разумное воздержание даже и в непостной пище, можно приступить ко Святому Причащению два, три раза на Светлой седмице.

Одно из правил Трульского собора 691 года говорит нам: «От святаго дня Воскресения Христа Бога нашего до Недели Новыя, во всю седмицу верные должны во святых церквах непрестанно упражняться во псалмех и пениях и песнех духовных, радуяся и торжествуя во Христе, и чтению Божественных Писаний внимая, и Святыми Таинами наслаждаяся. Ибо таким образом со Христом купно воскреснем, и вознесемся». Из этого правила ясно следует, что миряне призываются причащаться на литургиях Светлой седмицы.

Архимандрит Зосима (ГОРШУНОВ),
г. Тобольск

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.