ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

№5 2013 г.         

Перейти в раздел [Документы]

Молчун

Диме шел третий год, когда папа повез их в гости к бабушке Свете: его, маму и сестренку Алену – в другой, как казалось ему, мир, далеко, далеко…

Здесь, дома, он знал, что есть бабушка Галя и еще бабушка Надя. Но баба Света живет очень далеко, и ехать на машине надо очень долго. Так объясняла ему пятилетняя сестричка Аленушка. И он все, что ему объ- ясняла сестра, понимал, и после ее очеред- ного пояснения утвердительно кивал головой и говорил: «Да!», или «Мама!», или «Баба!». Потому что у него эти слова выговаривались хорошо, а остальные пока он только пытался выговаривать, но безуспешно.

А вот слушать Дима очень любил. И всегда внимательно выслушивал, с широко открытыми голубыми глазами, не отрывая взгляда от губ собеседника. А затем говорил «баба» или «мама», а иногда «да» и хлопал в ладоши, восторгаясь, наверное, тем, что понял собеседника. И за то, что он мало говорил, домашние прозвали его «Молчун».

В гости ехали действительно долго, так что Дима успел задремать на руках у мамы. И проснулся лишь тогда, когда папа выносил его из машины.

Дима увидел дом, окруженный зеленью, цветы в палисаднике, а у ворот – радостную, с протянутыми руками бабу Свету и рядом улыбающегося деда Сашу… Но дед подхватил Диму вперед бабушки и своими сильными руками высоко поднял его над головой. Дима радостно смеялся и кричал: «Баба! Баба!». А дедушка сказал: «Молчун, когда же ты скажешь новые слова?» – и понес его во двор.

А назавтра был день рождения бабы Светы. Прямо в саду поставили стол, стулья. Было тепло и солнечно. Дима бегал между кустами смородины и искал сестричку, кото- рая пряталась от него.

Но вот, в очередной раз выскочив из куста, Алена закричала: «Не нашел! Не нашел!» – и побежала к калитке. Там Дима увидел еще одну бабушку, которая радостно обнимала Алену, а потом позвала: «Ну, кто там такой несмелый, беги скорее сюда ко мне!». Но Дима разглядывал бабушку и не мог ее припомнить.

Алена взяла его за руку и сказала:

– Пойдем к нашей прабабушке Нине, ты ее уже видел, только давно, когда был со- всем маленьким.

Дима вроде бы вспомнил что-то, заулы- бался и сказал: «Баба!» – и тут же застеснял- ся, но потрогал бабушкину родинку на щеке. Потом прабабушка взяла чистую дорожку с забора и пошла вглубь сада. Там она по- стелила на траву у куста смородины дорожку и сказала детям:

– Поди набегались? Вон какие вспотев- шие!.. Теперь время отдохнуть. Она села на край постеленной дорожки и позвала наблюдающих за ней детей:

– Елена! Дима! Идите ко мне! Как тут хорошо!.. Только еще бы и подушечку сюда… Дети подбежали и уселись рядом. – А ну-ка, Елена, поди, принеси из дома подушечку.

Алена, уже привыкшая к тому, что эта бабушка всегда ее называет Еленой, а не Аленой, как все, – говорит, что по-церковному она Елена, – быстро встала и побежала в дом.

А Диму бабушка усадила поближе к себе и стала его хвалить, какой он большой вырос, красивый и просто богатырь!

Алена принесла не одну, а две подушечки. Положила большую Диме, а поменьше – себе. Потом Дима захотел маленькую и начал за- бирать ее у сестренки. Получилась ссора. Бабушка еле угомонила внуков, и когда те немного успокоились, сказала:

– Посмотрите, какая вокруг красота! Небо голубое-голубое, по нему бегут облака. А Алена спросила:

– Как бегут?!

– Посмотрите, – сказала бабушка, – вот конек-горбунок из облаков, видите? Он-то и бежит. А вот дедушка с длинной белой бородой.

А Алена сказала:

– А я знаю, кто это! Это Боженька! Бабушка спросила:

– А откуда ты это знаешь, Аленушка?

– А мне баба Надя сказала, что Боженька на небе живет. И что люди, когда умирают, живут тоже на небе.

– Да, правильно сказала баба Надя. Толь- ко я добавлю, что не люди на небе живут, а их души. И не все души попадают на небо, где очень, очень красиво, и называется это место Рай.

– Как в сказке? – спросила Алена.

– Да, как в сказке, как в самой, самой красивой сказке, – ответила бабушка. – И не все души попадают в эту самую красивую сказку. Потому что Боженька не принимает к Себе в Рай вредных и злых. Тех, кто обижает родных и чужих.

И тут Алена удивила бабушку:

– Как были братья Каин и Авель, да, бабушка?

– Да, правильно ты говоришь, внученька. А кто рассказал тебе про них?

– Не рассказал, баба, ты совсем забыла, что подарила нам детский журнал «Сибиря- чок», вот мама нам его и читает.

И Алена начала пересказывать рассказ о братьях Авеле и Каине.

– Молодец, Елена, что быстро запо- минаешь и хорошо пересказать можешь.

Благодать Божия пусть всегда будет с то- бою, – сказала прабабушка и тихо запела: «Богородице, Дево, радуйся…».

Дима, которого Алена оттолкнула при их споре на край постельки, встал и быстро улегся рядом с бабушкой, обняв ее и усердно вслушиваясь в песню.

Алена хотела было сопротивляться, про- тянув к Диме руку, но услышала тут слова бабушки:

– Внучата вы мои дорогие! Вы же не такие, как Авель и Каин, нет ведь?

– Нет, баба! – и Алена обняла братика, который был так счастлив, что закричал: «Да, баба!».

Скоро все сели за стол и стали поздравлять бабу Свету. Дети поели и опять пошли отдыхать на травку – на постельку у смородины. Там они о чем-то разговаривали, и часто слышался голос Димы: «Да! Мама, баба!» – утверждаю- щий что-то. Было шумно в саду…

А когда бабу Свету стала поздравлять ее мама, прабабушка Алены и Димы, – стало тихо. Бабушка что-то сказала – Дима плохо понимал, о чем она говорила. Но когда она запела: «Многая лета! Многая лета! Многая лета!», – Диме, лежащему на подушечке, стало так легко и весело, что от этого у него заго- ворил язык. И он громко, торопясь, чтобы его услышали, вслед за бабушкой запел: «Многая лета! Многая лета! Многая лета!».

Дима был очень рад, что у него получилось. От радости он хлопал в ладошки и хохотал. И все удивились и правильно произне- сенным словам, и правильному повторению мотива, как по нотам.

Все смотрели на Диму, повернув головы в его сторону, и видели его, радостного, смеющегося и хлопающего в ладоши. А дедушка Саша от восторга громко, на весь сад тоже запел басом: «Многая лета! Многая лета! Многая лета!».

А прабабушка Нина, перекрестившись, поблагодарила Боженьку за знак, потому что поняла все, и прошептала тихо: «Дима теперь будет говорить!..».

Валентина Тимофеевна БУЛЬБА,
с. Новоселезнево,
Казанский район

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2025 г.