ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

№5 2013 г.         

Перейти в раздел [Документы]

Явления Воскресшего Христа от Пасхи до Вознесения

В третий день после Своей Крестной смерти Христос воскрес телесно из мертвых, душой сошедши во ад, и, разрушив «двери вечные», вывел оттуда всех праведников.
Самым главным и несомненным источником, представляющим нам последовательность явлений Христа после Его славного Воскресения, является Священное Писание. Но в нем от избытка чувств евангелистов не сразу можно уловить хронологический порядок тех событий. Для нашего исследования воспользуемся Синопсисом (согласным повествованием) Евангелий, и Священным преданием.

Явление Воскресшего Христа Своей Пречистой Матери

В Священном Писании ничего не говорится о явлении Воскресшего Христа Его Пречистой Матери. Неужели Сын Божий и Сын Девы, почтивший Ее Своим воплощением, внимавший в Сыновней любви и покорности Ее словам (Ин. 2, 3-5), бывший в повиновении у Нее (Лк. 2, 51), а когда Она стояла у Креста, видя Ее невыносимые душевные терзания, усыновивший Ей святого апостола Иоанна, – неужели Он забыл и оставил Ее в эти печальные дни?

Терзания сердца Божией Матери, видящей муки и смерть Своего возлюбленного Сына, трудно передать словами. Святая Церковь влагает в Ее уста такие печальные слова: «Увы Мне, Божественный Сын! Увы Мне, Свет Мира! Почему ушел Ты от Меня, Агнец Божий?» (стихира на «Господи воззвах» Великой Пятницы). «Хотела бы с Тобою умереть – не могу вынести, видя Тебя бездыханным и мертвым…» (тропарь 6-й песни «Канона на плач Пресвятой Богородицы», поемого во время целования Плащаницы.).

Нет, Божественный Сын не оставил Ее, открыв Ей Свое скорое Воскресение: «Не рыдай Мене Мати, – поет Церковь от имени умершего Господа, – видя во Гробе Сына, Его же зачала еси безсеменно, восстану бо и прославлюся и, яко Бог, вознесу во славе непрестанно верою и любовию величающих Тя» (ирмос 9-й песни канона Великой Субботы). Прошептали ли эти слова мертвые уста Христа или голос этот прозвучал в сердце Богоматери – неизвестно. Но факт этот Церковь ясно сохранила в Своей памяти. Это обещание исполнилось. Прежде апостолов Ангел возвестил радость Воскресения Богоматери, и, опять же, мы знаем об этом только из Предания: «Ангел вопияше Благодатней: Чистая Дево, радуйся, и паки реку (и снова говорю), радуйся: Твой Сын воскресе тридневен от Гроба…».

Пустой Гроб

Первое, что предстает читателю Евангелия «в первый день недели» после событий Крестных страданий и смерти Христа, – это пустой Гроб Спасителя. Христос воскрес в третий день, не нарушив печатей, поставленных первосвященниками. Первыми обнаружили это святые жены-мироносицы. Они шли с миром рано утром в день Воскресения, чтобы помазать Тело возлюбленного Учителя. Это были Мария Магдалина, Мария, мать Иакова, Саломия и Иоанна и некоторые другие (Мк. 16, 1). По пути они спрашивали друг друга: «Кто отвалит нам камень от двери гроба?».

Мария Магдалина по живости темперамента первой прибежала ко Гробу. Увидев, что огромный камень отвален (Мк. 16, 4), а гроб пуст, – она тотчас же поспешила возвестить об этом апостолам.

В это время в месте, где был Гроб, произошло «великое землетрясение», ибо «Ангел Господень, сошедший с небес,… отвалил камень от двери Гроба и сидел на нем» (Мф. 28, 2). Необычный посланник, вид которого «был как молния» и одежда… бела как снег», устрашил стражников, так что они «пришли в трепет и стали как мертвые» (Мф. 28, 3-4). Впоследствии стражники разбежались, а «некоторые (из них), вошедши в город, объявили первосвященникам о всем бывшем» (Мф. 28, 11). Этим объясняется отсутствие в дальнейшем их у Гроба.

Жены-мироносицы узнают о Воскресении Христовом

Придя ко Гробу, жены-мироносицы вошли и «увидели юношу, сидящего на правой стороне (ложа Христа), облеченного в белую одежду и ужаснулись» (Мк. 16, 5).

«Когда они были в страхе и наклонили лица свои к земле», один из Ангелов, обратившись к ним, сказал: «Не бойтесь! Вы ищете Иисуса Назарянина распятого. Его нет здесь, Он воскрес, как и говорил вам, когда был еще в Галилее… Подойдите, посмотрите место, где Он был положен. И пойдите скорее, скажите об этом ученикам Его и Петру, что Господь воскрес и предваряет вас в Галилее. Там вы Его и увидите» (Мф. 28, 5-7; Мк. 16, 6-7).

Жены-мироносицы «со страхом и радостью великою побежали возвестить» апостолам о Воскресении Спасителя (Мф. 28, 8). В Евангелии от Марка говорится, что «их объял трепет и ужас, и никому ничего не сказали, потому что боялись» (Мк. 16, 8). Это надо понимать так: они «никому не сообщили в городе о происшедшем, потому что боялись… что с ними могут сделать что-то плохое или наказать, как Христовых учениц» (прот. Борис Балашов. Христос и мы. – Клин.: «Христианская жизнь». Стр. 612).

На пути в Иерусалим происходит встреча жен-мироносиц с Воскресшим Христом: «И вот, Иисус встретил их и сказал: «Радуйтесь!» И они, приступивши, ухватились за ноги Его и поклонились Ему. Тогда говорит им Иисус: не бойтесь; пойдите возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня» (Мф. 28, 9-10).

В это время Мария Магдалина, прибежав к ближайшим ученикам Спасителя Петру и Иоанну, сообщает им: «Унесли Господа из гроба и не знаем, где положили Его» (Ин. 20, 2). Беспокойство женского сердца передается апостолам, и они уже бегут ко Гробу наперегонки. Апостол Иоанн, как более молодой, прибегает первым, но темнота и необычность обстановки внушают ему страх: «И, наклонившись, увидел только пелены лежащие, но не вошел во Гроб. Вслед за ним приходит Симон Петр, и входит во Гроб, и видит одни пелены лежащие и плат, который был на главе (Иисуса Христа), не с пеленами лежащий, но особо свитый на другом месте» (Ин. 20, 6-7).

Вид пелен, снятых с окровавленного тела Спасителя без видимых признаков отдирания прилипшей к запекшимся ранам ткани, а также плат, аккуратно сложенный, – все это поразило апостолов и привело их в недоумение. Иоанн же пишет о себе, что он «вошел во гроб, увидел (пелены), и уверовал» (Ин. 20, 8).

Явление Воскресшего Христа Марии Магдалине

Когда апостолы Петр и Иоанн в раздумье ушли, Мария Магдалина осталась одна и, сокрушаясь о том, что «унесли Господа», плакала. «И, когда плакала, наклонилась во Гроб, увидела двух Ангелов, в белом одеянии сидящих, одного у главы, другого у ног, где лежало Тело Иисуса» (Ин. 20, 12). От сильной скорби женщина даже не удивилась необычному явлению. На вопрос Ангелов, о чем она плачет, Мария отвечает теми же словами: «Унесли Господа моего и не знаю, где положили Его». «Сказав сие, она обратилась назад и увидела Иисуса, но не узнала, что это Иисус», но подумала, что это садовник, почему и спросила, не Он ли унес Тело ее возлюбленного Учителя. Тогда Господь называет ее по имени: «Мария!».

Она узнала Его и в радости хотела броситься к Его ногам. Однако Господь, желая устранить от сердца ученицы земную и плотскую привязанность, повелевает не прикасаться к Нему, а пойти и рассказать ученикам Его о том, что Он восходит к Отцу Небесному (Ин. 20, 16-18), что она и поспешила сделать. Итак, «…она пошла и возвестила (об этом) бывшим с Ним (т.е. ученикам Его) плачущим и рыдающим; но они, услышав, что Он жив и она видела Его, не поверили» (Мк. 16, 9-11). Неверие апостолов поражает так же, как неверие и черствость многих современных людей, у которых мысль о Воскресении Христовом не вызывает никаких эмоций.

Господь является двум ученикам на пути их в Эммаус

После этого Сам Христос является «в ином образе» двум ученикам (Луке и Клеопе), когда они шли из Иерусалима в Эммаус и разговаривали о событиях Голгофы. Но «глаза их были удержаны», и лишь после того, как Христос объяснил им из Писания смысл ветхозаветных пророчеств и исполнение их на Нем и, «взяв хлеб, благословил, преломил и подал им», «они узнали Его, но Он стал невидим для них» (Лк. 24, 13-16). «И вставши в тот же час, (Лука и Клеопа) возвратились в Иерусалим, и нашли вместе одиннадцать апостолов и бывших с ними» (вероятно, жен-мироносиц и других учеников) (Лк. 24, 33). Евангелист Марк говорит, что «им не поверили» (Мк. 16, 13). Вероятно, это было до того, как Господь явился Петру (об этом ниже).

Господь является Петру

Как видно из Евангелия, нетронутые пелены Спасителя лишь удивляют Петра, но не убеждают, как Иоанна, в Воскресении. «Для того чтобы удивление апостола Петра превратилось в веру, нужно было собственное явление ему Воскресшего Господа» (Прот. Борис Балашов. Указ. соч., стр. 613). Об этом явлении упоминает апостол Павел, говоря, что Христос «…воскрес в третий день, по Писанию, и что явился Кифе, потом двенадцати» (1 Кор. 15, 4-5); а также евангелист Лука: после явления ему и Клеопе Спасителя, они пришли к апостолам, «которые говорили, что Господь истинно воскрес и явился Симону» (Лк. 24, 34).

Явление Господа десяти ученикам

Особенно примечательно явление Воскресшего Христа вечером того же дня десяти ученикам при закрытых дверях: «Пришел Иисус, стал посреди и говорит им: «Мир вам!». Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои», в которых зияли раны от гвоздей и копья. Тогда «ученики обрадовались», узнав в Нем Господа (Ин. 20, 19-21). При этом Господь дуновением передал апостолам предварительные дары Святого Духа и власть отпускать грехи (Ин. 20, 22-23).

В доказательство вещественности Его воскресшего Тела, Господь попросил пищи и ел перед учениками. При этом Он напомнил слова пророков, исполнившихся на Нем, и «открыл им ум к уразумению Писаний» (Лк. 24, 41-45).

Уверение Фомы

Апостола Фомы не было с другими десятью учениками, «когда приходил Иисус» (Ин. 20, 24). На их уверения в Воскресении Господа он отвечал упорным недоверием их словам. При этом он настаивал на том, что если не увидит раны на Теле Спасителя от гвоздей и копья как символ Его смерти и Воскресения, то не поверит.

Фоме нужно было перенести тяжелое испытание сомнением: только через восемь дней Господь снова является ученикам вместе с Фомою и показывает Ему Свои раны. Неверие Фомы рассеивается, и он исповедует Христа Господом и Богом (Ин. 20, 26-27). При этом Христос говорит важные слова, значение которых неоценимо для последующих поколений, желающих прийти ко Христу: «Ты поверил, потому что увидел Меня. Блаженны не видевшие и уверовавшие» (Ин. 20, 28).

Явление Христа при море Тивериадском (Галилейском)

Почему, увидев Воскресение Господа, ученики возвратились к своим повседневным занятиям, когда они должны были бы проповедовать всем о Христе и победе над смертью? Вероятно, по причине неопределенности времени обетований Господних и неизвестности того, что же им сейчас делать. Итак, они решили заняться своим прежним делом – ловлей рыбы на море Тивериадском (оно же – Галилейское озеро). Но, несмотря на все благоприятные условия, они «не поймали в ту ночь ничего». Когда рассвело, они увидели на берегу Иисуса, но снова не узнали Его. Господь обращается к ним с привычным обращением: «Дети!». Нужно заметить, что старейший из апостолов Андрей был почти в два раза старше Христа, а большинство остальных были одного с Ним возраста. Так говорить мог только их Учитель. Но они опять не узнали Его по голосу. Лишь только Его повеление забросить сеть и чудесный улов, который они не могли выгрузить в корабль, а приволокли за собой (по точному подсчету апостола Иоанна, пойманных больших рыб было 153), уверили их в том, что «это Господь». Ревностный Петр тут же бросился в море и поплыл к берегу. Остальные добрались до берега на лодке. Встретив на берегу Господа, ученики еще раз убедились в Его Всемогуществе: на берегу был разложен огонь и уже приготовленные на нем рыба и хлеб (вновь пойманную рыбу апостолы еще не принесли) (Ин. гл. 21.).

Явление Спасителя множеству учеников в Галилее

«Одиннадцать же учеников пошли в Галилею, на гору, куда повелел им Иисус, и, увидев Его, поклонились Ему, а иные усомнились» (Мф. 28, 16-17).

Сам Воскресший Спаситель и Ангелы многократно возвещали об этом грядущем явлении, придавая этой встрече большое значение. Как ученики собрались в одно время все вместе? Или по действию благодати Божией, или по повелению Господню, не записанному в Евангелии.

Господь, как Спаситель получивший власть над всей тварью по человечеству, дает им повеление проповедовать веру и рождать всех людей через Крещение в новую святую жизнь: «И приблизившись, Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28, 18-20). С этим явлением Господа связано непреложное обетование Его для всех будущих поколений: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы» (Мк. 16, 15-18). Явление Господа более чем пятистам ученикам и апостолу Иакову

Об этих двух событиях говорится в Первом послании апостола Павла к Коринфянам: «Потом (после явления двенадцати Апостолам) Господь явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых большая часть доныне в живых (послание писалось около 58 года), а некоторые и почили; потом явился Иакову, также всем Апостолам…» (Кор. 15, 6).

Явление Господа перед Своим Вознесением

По Евангелию от Луки, Вознесение Господне происходит тотчас же после беседы Господа с учениками в иерусалимской горнице, а по Евангелию от Марка, – после беседы на горе в Галилее. Но, возможно, здесь, как и во многих других местах Евангелия, события переплетаются, и те же слова, какие были произнесены в горнице и на горе, Спаситель повторяет в напоминание ученикам и непосредственно перед тем, как уйти от них: «Тогда отверз им ум к уразумению Писаний и сказал им: так написано и так надлежало пострадать Христу и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима. Вы же свидетели сему; и Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше» (Лк. 24, 45-49). Итак, Евангелие всеми сими отрывками свидетельствует о том, что Господь «явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием», «до того дня, в который Он вознесся, дав Святым Духом повеления Апостолам» (Деян. 1, 2-3).

Сергей МАХОНИН, г. Тюмень

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.