Назвать этот день праздником, даже самым большим праздником – слишком мало. Он важнее любого праздника и значимее
любого события в мировой истории. В этот день все человечество, а значит – каждый из нас, получило надежду на спасение,
потому что Христос воскрес. Этот день называется Пасхой, что значит – «переход», и отмечается в Православной Церкви как самый главный день в году. В Пасхе – вся суть христианства, весь
смысл нашей веры.
«Слово «Пасха», – пишет святой Амвросий Медиоланский, – означает «прехождение». Назван же так этот праздник,
торжественнейший из праздников, в ветхозаветной Церкви – в воспоминание исхода
сынов Израилевых из Египта и вместе с тем
избавления их от рабства, а в Церкви новозаветной – в ознаменование того, что Сам
Сын Божий, чрез Воскресение из мертвых,
перешел от мира сего к Отцу Небесному,
от земли на Небо, освободив нас от вечной
смерти и рабства врагу, даровав нам «власть
быть чадами Божиими» (Ин. 1, 12)».
Распятие Христа произошло в пятницу,
которую мы теперь называем страстной, на
горе Голгофе, вблизи городских стен Иерусалима. Один из учеников Спасителя, Иосиф
Аримафейский, с разрешения прокуратора
Иудеи Понтия Пилата снял Тело Спасителя
с Креста и похоронил Его. Первосвященники
выставили у Гроба Господня стражу.
По иудейским обычаям гроб представлял
собой пещеру, выдолбленную в скале. Тело
умершего смазывали маслами и благовониями, обвивали тканью и клали на каменную
плиту. А вход в пещеру закрывали большим
камнем. Так поступили и с Телом Иисуса
– за одним исключением. Его Погребение
было совершено в спешке – заканчивалась
пятница, а в субботу (которая наступает
с вечера пятницы) по иудейским обычаям
нельзя делать никаких дел. И поэтому тело
Иисуса не успели умастить благовониями.
Благочестивые женщины, ученицы Христа,
очень переживали по этому поводу. Они любили Христа, и им хотелось, чтобы Он ушел
в Свой последний земной путь «как полагается». Поэтому рано утром в воскресенье, взяв
благовонные масла, они поспешили к Гробу,
чтобы исполнить все, что нужно. Благовонные
масла еще называются миром, вот отчего тех
женщин мы называем женами-мироносицами.
«По прошествии субботы, на рассвете
первого дня недели, пришли Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб. И вот
сделалось великое землетрясение, ибо Ангел
Господень, сошедший с небес, приступив,
отвалил камень от двери гроба и сидел на
нем; вид его был, как молния, и одежда его
бела, как снег; устрашившись его, стерегущие
пришли в трепет и стали, как мертвые; Ангел
же, обратив речь к женщинам, сказал: не
бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса
распятого; Его нет здесь – Он воскрес, как
сказал. Подойдите, посмотрите место, где
лежал Господь, и пойдите скорее, скажите
ученикам Его, что Он воскрес из мертвых…»
(Мф. 28, 1-7), – так повествует Евангелие.
Женщины, изумленные самим фактом
явления им Ангела, действительно подошли
и посмотрели. И удивились еще больше,
увидев, что гробница пуста. В пещере
лежала только ткань, в которую было завернуто Тело, и платок, который был на
голове Христа. Немного придя в себя, они
вспомнили слова, сказанные когда-то Спасителем: «Как Иона был во чреве кита три
дня и три ночи, так и Сын Человеческий
будет в сердце земли три дня и три ночи»
(Мф. 12, 40). Они вспомнили и другие слова
Христа о Воскресении через три дня после
смерти, казавшиеся им туманными и непонятными. Ученики Христа думали, что слова
о Воскресении – это метафора, что Христос
говорил о Своем Воскресении не в прямом
смысле, а в переносном, что речь шла о
чем-то другом! Но оказалось, что Христос
воскрес – в самом прямом смысле этого
слова! Печаль женщин сменилась радостью,
и они побежали сообщить о Воскресении
апостолам… А стражники, которые дежурили
возле Гроба и видели все, немного придя
в себя от удивления и испуга, пошли рассказать об этом первосвященникам.
Это сейчас мы точно знаем, что после
мучений Христа будет Его вечная слава, а
после распятия на Кресте – Его светлое
Воскресение. Но представьте состояние Его
учеников: униженный, ненавидимый властями и не принятый большинством людей,
их Учитель умер. И ничто не вселяло в
апостолов надежду. Ведь даже Сам Иисус
умирал со страшными словами: «Боже мой!
для чего Ты оставил Меня?» (Лк. 15, 34). И
вдруг ученицы Христа сообщают им такую
радостную новость…
Вечером того же дня апостолы собрались
в одном иерусалимском доме, чтобы обсудить
происшедшее: сначала они отказывались
верить в то, что Христос воскрес – слишком
уж это было неподвластно человеческому пониманию. Двери дома были наглухо заперты
– апостолы опасались преследования властей.
И вдруг неожиданно вошел Сам Господь и,
встав посреди них, сказал: «Мир вам!».
Кстати, апостола Фомы в воскресенье в
том иерусалимском доме не было. И когда
другие апостолы рассказали ему о чуде,
Фома не поверил – за что, собственно, и
был прозван неверующим. Фома не верил
в рассказы о воскресении Иисуса до тех
пор, пока собственными глазами не увидел
Его. А на Его Теле – раны от гвоздей,
которыми Христа прибивали к Кресту, и
пробитые копьем ребра Спасителя… После
этого Фома, как и другие апостолы, пошел
проповедовать – донести до каждого Благую весть. И мученически умер за Христа:
он-то точно знал, что Христос воскрес, и
даже угроза смертной казни не заставила
апостола перестать говорить об этом людям.
После этого Господь являлся апостолам,
и не только им, еще не один раз – до тех
пор, пока на сороковой день после Своего
Воскресения не вознесся на Небо. Прекрасно зная человеческую природу: мы ничему
не верим, пока не убедимся в этом сами, –
Иисус, по сути, пожалел своих учеников. Чтобы они не мучились сомнениями, Он часто
находился среди них, разговаривал с ними,
подтверждая тем самым то, во что поверить
на первый взгляд было невозможно, – то,
что Христос воскрес!
Апостол Павел, который вообще никогда
не видел Христа в Его земной жизни, но которому Он явился после Своего Воскресения,
обозначил суть нашей веры: «Если Христос
не воскрес, то вера ваша тщетна... то мы несчастнее всех человеков» (1 Кор. 15, 17-19).
Христос воскрес и вознесся на Небо, но
Он всегда присутствует в Своей Церкви. И
любой из нас может прикоснуться к Нему
– на главном христианском Богослужении,
Литургии, когда священник выходит к людям
с Телом и Кровью воскресшего Христа…
И нет на земле слов радостнее, чем
те, что говорят друг другу люди в Светлое
воскресенье и последующие сорок дней:
«Христос Воскресе! Воистину Воскресе!».
По материалам сайта Пасха.ru
|