24 мая, в День памяти святых равноапостольных Кирилла и
Мефодия, в России отмечается День славянской письменности и
культуры. Этот праздник после многих десятилетий забвения был
возрожден в нашей стране в 1986 году, а в 1991 году ему был придан статус государственного. Вместе с тем, по своему содержанию
День славянской письменности и культуры давно является одним
из важнейших государственно-церковных праздников. С полным
правом можно говорить об уникальности этого праздника духовности, проводимого Русской Православной Церковью совместно с
государственными органами власти. Он представляет собой значимое явление в духовной и культурной жизни всего славянского
мира. Обращение к истокам национальных культур славянских народов, их тесная взаимосвязь подчеркивают органичное единство
и, вместе с тем, многообразие славянских культурных традиций.
Истоки праздника славянской письменности и культуры неразрывно связаны с
чествованием святых равноапостольных
Кирилла и Мефодия. Исторический подвиг
солунских братьев заключается в том, что
они составили славянскую азбуку, перевели
с греческого на славянский язык Священное
Писание и богослужебные книги, чем способствовали введению и распространению
славянского богослужения. Также, опираясь
на глубокие знания греческой и восточной
культур, обобщив имевшийся опыт славянского письма, создали славянскую азбуку и
заложили начало грамматики и письменности. Составленная около 863 г. солунскими
братьями азбука и выработанная ими письменность – в истории славянских культур
явления судьбоносные. Подвижнический труд
этих просветителей заложил основы церковного единства, культурного процветания и
национального самосознания славян.
Разработанная святыми Кириллом и
Мефодием письменность оказала огромное
влияние на развитие нашей отечественной
книжности и литературы. В сознании многих
поколений славянских народов они стали
символами славянского письма и славянской
культуры.
Крещение Руси святым равноапостольным великим князем Владимиром, произошедшее в 988 году, позволило русскому
народу не только обрести письменность.
Именно с момента Крещения Руси русский
народ становится в подлинном смысле слова
народом, единой общностью. Если до Крещения Руси существовали лишь разрозненные
славянские племена, то с принятием христианства начинается созидание Святой Руси,
русского народа, который с этого момента
призван был стать частью нового народа
Божия – Церкви Христовой. Немалую роль
в этом новом, духовном рождении русского
православного народа сыграла церковнославянская
книжность, которая пришла
на Русь через учеников святых равноапостольных Мефодия и Кирилла из Болгарии.
Именно с момента принятия Православия
на Руси создаются первые школы, начинается образование и духовное просвещение.
Кирилло-Мефодиевская традиция миссионерства позволила русским святым, таким как
святитель Стефан Пермский, принести свет
веры Христовой другим народам и помочь
им создать свою письменность.
Продолжателями традиций миссионерства
и просвещения в духе святых Мефодия и
Кирилла являлись и первые сибирские архипастыри, которые с самого момента основания
епархии в г. Тобольске полагали большие
усилия в деле просвещения светом веры
Христовой многочисленных инородцев, а также
заботились о научении их грамоте. Особенно
примечательны в этом деле труды сибирских
святителей Филофея и Иоанна, митрополитов
Тобольских. Святитель Филофей, будучи митрополитом Тобольским, предпринимал многочисленные миссионерские путешествия по Иртышу
и Оби, подчас с опасностью для жизни, чтобы
просветить светом Христовой веры остяков,
вогулов и самоедов – жителей сибирского
края. За все время его святительского служения в православную веру было обращено
около 40 000 инородцев. Святитель Филофей
заботился также и о духовном просвещении и
образовании, так что его стараниями и в соответствии с указом Петра I на архиерейском
дворе была организована в Сибири в 1703
году первая школа. Впоследствии в 1743 году
архиерейская школа при митрополите Антонии
(Нарожницком) была преобразована в семинарию, которая стала первым крупным учебным
заведением в Сибири. Из Тобольской духовной
семинарии вышли многие выдающиеся деятели: историк Сибири Петр Словцов, митрополит
Московский Макарий, великий подвижник и
миссионер, и многие другие.
Жестокие гонения на Церковь в нашей
стране в годы воинствующего атеизма привели к разрушению храмов и монастырей,
закрытию духовных семинарий и церковноприходских школ. Была совершенно разрушена система духовного образования и
церковного просвещения, что не могло не
отразиться на духовно-нравственном состоянии общества. Верных сынов Отечества
объявляли врагами народа и отправляли в
лагеря или расстреливали. Тех же, кто чинил
в стране самые страшные беззакония, называли великими вождями, отцами народов.
Имена людей, обагривших свои руки кровью
новомучеников и исповедников, кровью тысяч ни в чем не повинных людей, до сих
пор носят улицы и площади наших городов,
в то время как имена многих миллионов
умученных и убиенных за веру и Отечество
до сих пор преданы забвению.
Промыслом Божиим с падением в России
безбожной власти началось постепенное
возрождение Православной веры в нашей
стране. За последние два десятилетия были
открыты тысячи храмов, сотни монастырей,
десятки духовных школ. Миллионы россиян
обратились к Православию как к единственному источнику спасения в бушующем мире
греха, страстей и пороков. Все эти перемены, несомненно, произошли в нашей стране
по молитвам новомучеников и исповедников,
тех, кто в годину лютых гонений не потерял
надежды на Спасителя и продолжал быть
верным Ему даже до смерти.
Отмечая положительные явления, мы не
можем не говорить о тех негативных процессах в духовно-нравственной сфере общества,
которые вызывают тревогу за будущее России,
русского народа и его культуры. Сегодня уже
с самых высоких трибун произносятся слова
обеспокоенности демографическим кризисом
в России, катастрофическим уменьшением
населения страны. К глубокому сожалению,
руководители страны, социологи, политологи и
экономисты основную причину кризиса видят
в экономических и социальных проблемах
общества, забывая о том, что главной причиной всех нынешних бедствий России является
безбожие и стремление многих людей жить
распутно, безнравственно, в соответствии со
своими низменными желаниями и греховными
устремлениями. Особую роль в укреплении в
стране ложных идеалов, губящих молодое поколение, будущее страны, порой играют средства массовой информации и, в особенности,
телевидение. Сегодня стереотипы вульгарного
поведения, навязываемые телевидением, становятся нормой для молодых людей. Отсюда
и многие пороки нашего общества: пьянство,
наркомания, преступность, жажда наживы,
денег, распутная жизнь.
Сегодня россиянам жизненно необходимо обратиться к истокам своей духовной
традиции, к православной вере для того,
чтобы возродить нравственные основы
жизни общества, возродить самое существо
жизни народной, возродить язык родной
русский и праотеческий – славянский и в
конечном итоге стать причастными великой
православной культуре наших отцов и дедов.
На пути этого возрождения празднование
дней славянской письменности и культуры
становится важной вехой, без которой мы
не сможем осознать, кто мы и откуда, кем
призваны быть. Вспоминая память святых
равноапостольных Мефодия и Кирилла, мы
должны не просто чествовать этих великих
учителей славян за создание ими азбуки,
но сами приобщиться к тому великому наследию, которое завещали нам эти учителя
славян, – вере Православной, вере Христовой. Именно поэтому так важно, чтобы
день славянской письменности и культуры
был бы подлинно всенародным праздником
пробуждения, праздником движения нашего
народа к истокам, к вере в Бога, во Христа
Спасителя, праздником духовного возрождения и нравственного возрастания.
Димитрий, Архиепископ Тобольский
и Тюменский, ректор Тобольской
православной духовной семинарии
|