ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

№5 2013 г.         

Перейти в раздел [Документы]

День памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия – народный праздник духовности и славянской культуры

24 мая, в День памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, в России отмечается День славянской письменности и культуры. Этот праздник после многих десятилетий забвения был возрожден в нашей стране в 1986 году, а в 1991 году ему был придан статус государственного. Вместе с тем, по своему содержанию День славянской письменности и культуры давно является одним из важнейших государственно-церковных праздников. С полным правом можно говорить об уникальности этого праздника духовности, проводимого Русской Православной Церковью совместно с государственными органами власти. Он представляет собой значимое явление в духовной и культурной жизни всего славянского мира. Обращение к истокам национальных культур славянских народов, их тесная взаимосвязь подчеркивают органичное единство и, вместе с тем, многообразие славянских культурных традиций.

Истоки праздника славянской письменности и культуры неразрывно связаны с чествованием святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Исторический подвиг солунских братьев заключается в том, что они составили славянскую азбуку, перевели с греческого на славянский язык Священное Писание и богослужебные книги, чем способствовали введению и распространению славянского богослужения. Также, опираясь на глубокие знания греческой и восточной культур, обобщив имевшийся опыт славянского письма, создали славянскую азбуку и заложили начало грамматики и письменности. Составленная около 863 г. солунскими братьями азбука и выработанная ими письменность – в истории славянских культур явления судьбоносные. Подвижнический труд этих просветителей заложил основы церковного единства, культурного процветания и национального самосознания славян.

Разработанная святыми Кириллом и Мефодием письменность оказала огромное влияние на развитие нашей отечественной книжности и литературы. В сознании многих поколений славянских народов они стали символами славянского письма и славянской культуры.

Крещение Руси святым равноапостольным великим князем Владимиром, произошедшее в 988 году, позволило русскому народу не только обрести письменность. Именно с момента Крещения Руси русский народ становится в подлинном смысле слова народом, единой общностью. Если до Крещения Руси существовали лишь разрозненные славянские племена, то с принятием христианства начинается созидание Святой Руси, русского народа, который с этого момента призван был стать частью нового народа Божия – Церкви Христовой. Немалую роль в этом новом, духовном рождении русского православного народа сыграла церковнославянская книжность, которая пришла на Русь через учеников святых равноапостольных Мефодия и Кирилла из Болгарии. Именно с момента принятия Православия на Руси создаются первые школы, начинается образование и духовное просвещение. Кирилло-Мефодиевская традиция миссионерства позволила русским святым, таким как святитель Стефан Пермский, принести свет веры Христовой другим народам и помочь им создать свою письменность.

Продолжателями традиций миссионерства и просвещения в духе святых Мефодия и Кирилла являлись и первые сибирские архипастыри, которые с самого момента основания епархии в г. Тобольске полагали большие усилия в деле просвещения светом веры Христовой многочисленных инородцев, а также заботились о научении их грамоте. Особенно примечательны в этом деле труды сибирских святителей Филофея и Иоанна, митрополитов Тобольских. Святитель Филофей, будучи митрополитом Тобольским, предпринимал многочисленные миссионерские путешествия по Иртышу и Оби, подчас с опасностью для жизни, чтобы просветить светом Христовой веры остяков, вогулов и самоедов – жителей сибирского края. За все время его святительского служения в православную веру было обращено около 40 000 инородцев. Святитель Филофей заботился также и о духовном просвещении и образовании, так что его стараниями и в соответствии с указом Петра I на архиерейском дворе была организована в Сибири в 1703 году первая школа. Впоследствии в 1743 году архиерейская школа при митрополите Антонии (Нарожницком) была преобразована в семинарию, которая стала первым крупным учебным заведением в Сибири. Из Тобольской духовной семинарии вышли многие выдающиеся деятели: историк Сибири Петр Словцов, митрополит Московский Макарий, великий подвижник и миссионер, и многие другие.

Жестокие гонения на Церковь в нашей стране в годы воинствующего атеизма привели к разрушению храмов и монастырей, закрытию духовных семинарий и церковноприходских школ. Была совершенно разрушена система духовного образования и церковного просвещения, что не могло не отразиться на духовно-нравственном состоянии общества. Верных сынов Отечества объявляли врагами народа и отправляли в лагеря или расстреливали. Тех же, кто чинил в стране самые страшные беззакония, называли великими вождями, отцами народов. Имена людей, обагривших свои руки кровью новомучеников и исповедников, кровью тысяч ни в чем не повинных людей, до сих пор носят улицы и площади наших городов, в то время как имена многих миллионов умученных и убиенных за веру и Отечество до сих пор преданы забвению.

Промыслом Божиим с падением в России безбожной власти началось постепенное возрождение Православной веры в нашей стране. За последние два десятилетия были открыты тысячи храмов, сотни монастырей, десятки духовных школ. Миллионы россиян обратились к Православию как к единственному источнику спасения в бушующем мире греха, страстей и пороков. Все эти перемены, несомненно, произошли в нашей стране по молитвам новомучеников и исповедников, тех, кто в годину лютых гонений не потерял надежды на Спасителя и продолжал быть верным Ему даже до смерти.

Отмечая положительные явления, мы не можем не говорить о тех негативных процессах в духовно-нравственной сфере общества, которые вызывают тревогу за будущее России, русского народа и его культуры. Сегодня уже с самых высоких трибун произносятся слова обеспокоенности демографическим кризисом в России, катастрофическим уменьшением населения страны. К глубокому сожалению, руководители страны, социологи, политологи и экономисты основную причину кризиса видят в экономических и социальных проблемах общества, забывая о том, что главной причиной всех нынешних бедствий России является безбожие и стремление многих людей жить распутно, безнравственно, в соответствии со своими низменными желаниями и греховными устремлениями. Особую роль в укреплении в стране ложных идеалов, губящих молодое поколение, будущее страны, порой играют средства массовой информации и, в особенности, телевидение. Сегодня стереотипы вульгарного поведения, навязываемые телевидением, становятся нормой для молодых людей. Отсюда и многие пороки нашего общества: пьянство, наркомания, преступность, жажда наживы, денег, распутная жизнь.

Сегодня россиянам жизненно необходимо обратиться к истокам своей духовной традиции, к православной вере для того, чтобы возродить нравственные основы жизни общества, возродить самое существо жизни народной, возродить язык родной русский и праотеческий – славянский и в конечном итоге стать причастными великой православной культуре наших отцов и дедов.

На пути этого возрождения празднование дней славянской письменности и культуры становится важной вехой, без которой мы не сможем осознать, кто мы и откуда, кем призваны быть. Вспоминая память святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, мы должны не просто чествовать этих великих учителей славян за создание ими азбуки, но сами приобщиться к тому великому наследию, которое завещали нам эти учителя славян, – вере Православной, вере Христовой. Именно поэтому так важно, чтобы день славянской письменности и культуры был бы подлинно всенародным праздником пробуждения, праздником движения нашего народа к истокам, к вере в Бога, во Христа Спасителя, праздником духовного возрождения и нравственного возрастания.

Димитрий, Архиепископ Тобольский
и Тюменский, ректор Тобольской
православной духовной семинарии

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.