ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

№5 2010 г.         

Перейти в раздел [Документы]

«Золотое слово» Патриарха

Со всех концов Уральского федерального округа съехались люди на встречу с Первосвятителем Русской Православной Церкви Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. Несколько дней провел он в поездке по Уралу. Этот мощнейший по своему производственному потенциалу край сейчас переживает не лучшие времена. И поэтому особенно важно, что Святейший Патриарх не только посетил храмы и монастыри Екатеринбургской и Верхотурской епархии, не только вел переговоры с руководством Свердловской области и Уральского федерального округа, но и побывал на производстве, встретился с представителями уральской общественности. Его речь в екатеринбургском дворце спорта «Уралочка», обращенная к представителям Уральского федерального округа, надолго останется в памяти собравшихся. Неслучайно один из уральских журналистов назвал ее программным документом.

Главной темой выступления Предстоятеля Русской Православной Церкви стал труд. Труд как служение, труд как Литургия. Что передадим мы будущим поколениям? Над этим вопросом предлагает задуматься Патриарх Кирилл обществу: «Следующее поколение - это не свалка. Ему нужно передавать лишь самое важное, без чего это поколение жить не сможет!». Материальные ценности преходящи, ни одна идеология не просуществовала больше трех-четырех поколений, и только стремление человека к Богу остается вечным базисом, на котором основывается вся наша материальная и эмоциональная жизнь. Лишь с помощью веры, говорит Патриарх, мы сохраняем для следующего поколения тот нравственный идеал, матрицу, которая поможет дальше формировать человека как образ Божий.

Одним из непременных качеств нового человека, считает Первосвятитель, является способность человека достойно участвовать в общем труде. «Сам Бог, помещая человека в Рай, повелел ему этот Сад Эдемский возделывать. Значит, нельзя быть в раю, не работая. Даже если человек захочет быть счастлив без труда, он никогда счастливым не будет...». Но люди должны ясно видеть, ради чего они трудятся. Предстоятель Русской Православной Церкви рассказал собравшимся притчу о трех каменотесах, которых по очереди спросили, что они делают. Первый ответил, что отесывает камень, второй - зарабатывает деньги, чтобы кормить семью, третий - строит храм. Для первого труд лишь тяжкая обязанность. Второй работник все-таки думает о семье, ему тоже трудно, его так же печет солнце, но он вспоминает жену и детей, поэтому для него труд преобразуется из тяжелой необходимости в способ участия этого человека в жизни других людей. Третий же ясно понимает, что он соработник в общем великом деле созидания.

За простотой речи Первосвятителя крылся такой глубинный смысл, что собравшиеся в зале буквально впитывали в себя каждое его слово: «Бог повелел нам трудиться. А в одиночку мы сейчас трудиться не можем, мы трудимся сообща. Труд есть общее дело. А знаете, как «общее дело» переводится на греческий язык? Литургия. Когда в храме мы совершаем Божественную литургию, мы совершаем общее дело. И это не случайное совпадение слов. Есть такое понятие «литургия после литургии». Если мы свою трудовую деятельность воспринимаем как служение Богу и ближним, то мы общее дело в храме продолжаем потом каждый на своем рабочем месте. Все человеческое общество должно совершать такую Литургию, в молитве обращаясь к Богу и через свой труд служа друг другу».

У каждого участника этого служения своя мера ответственности перед Богом и людьми. «Те люди, которые имеют власть над другими: начальники, собственники, руководители, - несут колоссальную ответственность за этот общий труд. И если им кажется, что результатом должно быть получение прибыли, которую потом можно будет потратить только на себя, то эти люди согрешают против Бога и против ближних своих. И никогда эта прибыль, появившаяся в результате труда другого человека, но используемая только для себя и ради себя, не принесет человеку счастья и благополучия. А почему? Да потому что это против Воли Божией», - строгим обличением звучали со сцены слова Патриарха.

Подобные руководители, считает Первосвятитель, могут разрушить мир вокруг и внутри себя: «Бог избирает людей и в каком-то смысле испытывает, проверяет на подлинность, на честность, на жизненную ориентацию. Он дает человеку деньги и говорит: используй. Человек начинает использовать, но ему все мало, ему нужно все больше. Начинаются рейдерские захваты, возникает желание всех скрутить, стать монополистом. Люди стонут, экономика страдает. А человек голову потерял.

И у него уже столько, что из ушей валится, а все равно радости нет... Чем выше человек во власти, чем больше у него экономического могущества, чем больше у него подчиненных, тем больше его работа должна становится служением. Иногда спрашивают: а почему нет авторитета у светских руководителей? Да потому что народ видит и чувствует потребительское отношение к себе со стороны этих руководителей. Народ для таких руководителей просто масса, просто техническое средство, средство производства...»

И тут Патриарх дает единственно верный совет: «Если тебя совсем высоко народ поднял, жизнь только для себя заканчивается, все твои родные и близкие должны быть в одной упряжке, должны нести на себе этот крест служения. А хочешь иметь больший объем личной жизни - уходи с этой работы и занимайся тем, что не будет иметь отношения к судьбе тысяч людей!»

Но не надо думать, что служение в труде накладывает особые обязанности только на руководителей. «Ну а что же трудящийся человек? На нем тоже огромная ответственность. Его ум, его руки производят материальные ценности. И люди труда должны ясно понимать, что они делают большое общее дело...Если каждый в коллективе сам за себя, каждый несун, каждый приписчик, каждый халтурщик, что означает в совокупности этот отрицательный человеческий фактор для экономики, для страны, для народа? Это потеря ценностей, отсутствие всякой солидарности. Общество становится дряхлым, слабым, не способным к мобилизации, потому что каждый привык тянуть на себя и обманывать другого», - сказал в своем выступлении Патриарх Кирилл.

В служении общей Литургии нет места грязи. «Когда мы сквернословим на рабочем месте, грубим, когда мы приходим пьяными, когда гадко относимся к людям другого пола, будь то в кабинете начальника или на рабочем месте простого работника, мы оскверняем человеческие отношения!» - звучали вдохновенные слова Первосвятителя.

«Вот если руководители всегда будут видеть в своих подчиненных людей, предмет своей любящей заботы, а не формального использования человека в экономическом плане, когда он у станка, или в политическом плане, когда он идет к урне голосовать, если каждый, кто трудится, будет видеть эту заботу и отвечать на нее благоговейным отношением к труду, тогда другим станет не только наше Отечество, тогда другим станет весь мир», - говорил Патриарх, и в зале многие прочувствовали важность этих слов, поэтому едва сдерживали слезы.

Хотя вряд ли речь Предстоятеля Русской Православной Церкви понравилась всем, кто находился в тот момент во дворце спорта или смотрел прямую трансляцию по областному телевидению - есть души, которым уже трудно отозваться на слова Первосвятителя. Неслучайно многие екатеринбургские средства массовой информации потом просто замолчали самые важные моменты выступления Патриарха Кирилла и, вырвав некоторые фразы из контекста, попытались представить его речь легкомысленным набором слов и неправильно произнесенных географических названий. Но, как сказал сам Первосвятитель на недавней встрече с общественностью в Ереванском университете, «важно, чтобы Церковь никогда и ни при каких обстоятельствах не изменяла божественному критерию и всегда сохраняла мужество и способность говорить людям, где добро, а где зло».

Елена КОШКАРОВА,
Екатеринбург - Тюмень

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.