На долю человечества всегда выпадало
немало испытаний, страданий и катастроф.
Главным же во все времена для каждого
человека оставалось одно: извлечь из этого
урок для себя и не забыть о главном.
Что же это, главное? На вопросы сайта
«Православие и мир» отвечает протоиерей
Кирилл КАЛЕДА, настоятель храма во имя
Новомучеников и исповедников Российских
в Бутове.
– Отец Кирилл, сейчас в газетах часто
мелькает слово «кризис». Но разве кризис,
который так пугает весь мир, сложнее
времени, в которое пришлось делать свой
выбор новомученикам и исповедникам
Российским? Они вымолили для нас мирные
и спокойные годы, но мы, их потомки,
не восприняли их подвиг своим сердцем.
Может быть, этот кризис – время и повод
задуматься о чем-то забытом нами?
– В последнем интервью, которое дал
Святейший Патриарх Алексий II за месяц до
своей кончины, последний вопрос как раз
касался этого кризиса. Смысл ответа Святейшего
Патриарха в том, что кризис нам дан,
чтобы заставить людей подумать не только о
материальных благах, но и о своей душе, о
своей судьбе и о судьбе своих ближних.
Несомненно, современная цивилизация
– это цивилизация потребления, и она
ориентировала на организацию счастливой,
благоустроенной жизни. Причем жизни
эгоистической, совершенно не обращающей
внимание на то, что происходит за дверью
твоей квартиры, за забором твоего коттеджа
и за границами твоей страны. Есть несколько
стран, которые, вырвавшись вперед,
фактически паразитируют на чужом труде
и несчастье, но при этом, совершенно не
обращая внимания на то, что происходит
вокруг, самодовольно считают себя преуспевающими:
«Мы такие молодцы».
Конечно, этот кризис – время остановить
этот безумный бег, задуматься и переоценить
те идеалы, которыми сейчас живет человечество.
Схема, предложенная небезызвестным
заокеанским государством, неприемлема для
дальнейшей жизни человечества. И не только
во всем мире, но в каждой отдельно взятой
стране, в том числе и в нашей, нужно остановить
этот наш бег за какими-то мнимыми
идеалами, осмотреться и подумать: «А туда
ли мы бежим?»
Конечно, очень важно использовать это
время себе на пользу, на переориентацию
идеалов. С одной стороны, это время экономического
спада, но с другой – замедления
дьявольской спешки, в которую мы вовлечены
этим мнимым прогрессом и погоней
за земным благоденствием. Несомненно,
мы уже можем видеть положительные результаты
кризиса. Во всяком случае, уже
остановлено строительство самого высокого
небоскреба в Европе. Известно, что в России
Красную площадь от строительства на
ней двух небоскребов в 1930-х годах спасло
именно отсутствие денег. А был ведь проект
построить на месте ГУМА два огромных
небоскреба.
Важно, чтобы мы переоценили те идеалы,
ради которых живем, обратились внутрь себя
и поняли, что единственное, что бессмертно
и может войти в вечность – это наша душа,
а не мерседесы, коттеджи, вертолеты или
еще что-то такое.
– Но страдает ведь не только мировая
экономика. Больше всего досталось
людям среднего достатка, которые взяли,
к примеру, ипотечные кредиты.
– Конечно, пострадали, и еще большее
количество пострадает. Надо понимать, что
мы только-только входим в этот кризис, во
всяком случае, по прогнозам экономистов. И
последствия кризиса будут, наверное, очень
длительными, потому что он действительно
всемирный.
Если говорить о конкретном человеке
– его можно только пожалеть. Но, в конце
концов, даже для богатых людей это тоже
трагедия. В каком-то смысле по-человечески
всем можно только сострадать.
Когда мы переживали кризисы 90-х годов,
это было нашей внутрироссийской проблемой.
Этот кризис будет более затяжным и
глобальным, выход из него будет сложнее.
Реально ожидать какой-то помощи извне, как
тогда, в виде гуманитарных продуктов нам
не придется. Но речь не об этом. Сейчас
в России, слава Богу, построено и открыто
много храмов. Но ведь они стоят пустыми.
Я иногда посещаю одно село в Тульской
области. Церковь там закрывалась лишь на
непродолжительное время в конце 1940-х
годов – начале 1950-х, когда-то это был
единственный храм на район, народу собиралось
много, а сейчас на воскресных службах
там несколько служителей-энтузиастов
и батюшка, которому уже за 90. В лучшем
случае – два-три семейства придет. А это
село, в котором раньше было почти 500 домов!
Сейчас оно стоит почти пустое. Хотя
жизнь потихонечку налаживается, началось
оживление: туда, в этот глухой уголок едут
люди, кто-то покупает землю… Но церковь
стоит пустая. Она почти никому не нужна.
И таких примеров не счесть. Недавно одна
наша прихожанка, которая живет в Подмосковье,
в Рузском районе, рассказала,
что у них то же самое: два человека на
воскресной службе.
– Приходя на службу в переполненные
московские храмы, это сложно представить.
– Да, это сложно представить. Но давайте
теперь посчитаем, сколько храмов в
столице, сколько людей умещается в них, и
соотнесем это число с общим количеством
жителей Москвы.
– Капля в море.
– Да, конечно, но мы уповаем на те слова,
которые Христос сказал Своим ученикам:
«Вы – соль мира». Наверное, истинно верующие
никогда не составляли большинство, но
сегодня ситуация в духовном плане крайне
тяжелая. Может, кризис, а это в какой-то
степени и духовная встряска, кого-то заставит
задуматься, то ли мы делаем, или надо
брать пример с людей, которые жили иначе,
которые имели ценность, ради которой они
были готовы отдать жизнь. Ведь в чем заключается
подвиг новомучеников? Они ради
веры во Христа отдавали свои жизни. Не
квартиры. Не дома. Свои жизни. И спокойно
говорили своим истязателям, что это наказание
послано за грехи народа.
– В 1990-е годы, когда рухнула целая
мировоззренческая система, не говоря
уже об экономических проблемах, начался
массовый приток людей в Церковь.
Но сейчас родилось новое поколение,
которое, похоже, еще дальше от Церкви,
чем были когда-то мы. Стоит ли ожидать
новой волны?
– Это поколение более индифферентно.
Я думаю, что ожидать мощного потока воцерковляющихся
вряд ли придется. Но всетаки
надеюсь, что определенное осмысление
того, что происходит, у какой-то части наших
сограждан произойдет. И надеюсь, что это
будет более глубокое осмысление, чем та
волна крещений и посещений воскресных
школ, которая происходила в начале 90-х,
когда это было просто модно.
– В кризис начали сворачиваться и
благотворительные проекты.
– Несомненно. Многие батюшки уже сетуют,
что стало сложнее строить храмы. Но
все-таки главная наша задача – не строительство
каменных стен храмов, а строительство
храмов душ человеческих. Быть прорабом
и администратором даже в священническом
облачении гораздо проще, чем быть пастырем
словесных овец. Может быть, кризис отвлечет
нас от того, что надо бежать договариваться с
кем-то о закупке очередной стопки кирпичей
и от раздумий о том, куда их положить, а мы
обернемся к тем нескольким душам, которым
нужно наше внимание.
Господь дал нам тот период подъема,
который мы уже прожили. Сейчас наступает
другой период, и главное – правильно понять,
что делать. Приведу совершенно светский
пример. Когда Александр Сергеевич Пушкин
оказался в Болдино в карантине из-за холеры,
он мог бы начать ходить на охоту, пить вино…
А он за эти три месяца написал совершенно
замечательные «Повести Белкина», которые
вошли в сокровищницу мировой литературы.
Вопрос в том – сможем ли мы использовать
данное нам время с пользой?
– Можно ли говорить о том, что кризис
– это некое наказание, суд над нами?
– Я думаю, что мы уж очень далеко заходим.
Господь пытается остановить наш бег
и делает это очень милосердно.
Беседовала Валерия ЕФАНОВА.
Православие.ru
|