Христос Воскресе!
В сегодняшний день, дорогие братья и
сестры, в третье воскресение по Пасхе Святая
Церковь молитвенно вспоминает святых
жен-мироносиц.
Продолжая переживать Святую Пасху
Христову, мы воздаем сегодня должное
почитание этим воистину святым ученицам
Спасителя – первым христианкам, женщинам,
чье деяние запечатлелось в Священном
Писании на все времена и прославляется
Не так много сказано в Евангелии об
этих женщинах, и имена не всех из них нам
известны. Но как назидательно это молчание
святых Евангелистов! Какая дивная красота
душ Учениц Христовых скрывается за, казалось
бы, немногими и скупыми словами
Священного Писания! Как трогательны и назидательны
для всех нас и в первую очередь
для современных христианок – жен, девиц,
отроковиц, образ мыслей, деяний, переживаний
этих первых провозвестниц Воскресения
Христова! Обращаясь к ним мыслью
и взором, мы можем увидеть почти все те
качества, свойственные истинным ученикам
Христа, которых нам – современным христианам,
к сожалению, часто не хватает.
Уверовав, простые женщины последовали
за Спасителем. Они оставили все, чтобы
быть всегда с Ним и служить Ему тем,
чем только могли послужить женщины того
времени.
Не все из них были до обращения ко
Христу добродетельны и чисты. Примером
тому – Мария Магдалина, которую Господь
исцелил от семи страстей, изгнав из нее
семь бесов. Но, облагодетельствованные
Спасителем, они все много Его возлюбили.
Некоторым из них Он, по своему неизреченному
милосердию и любви, простил многие
грехи, которые по закону иудейскому не могли
быть прощены вообще. И они, в прошлом
грешницы, стали Его верными ученицами и
неизменно следовали за Ним везде и всегда.
Их влекла любовь - любовь, превыше которой
ничего нет на земле. Чуждая сомнений, она
верна до конца, даже если конец этот порой
кажется неизбежным и трагичным.
Именно эта любовь влекла мироносиц
и в ту страшную ночь ко Гробу Спасителя.
Думается, решение это – совершить, повидимому,
безрассудное и невозможное,
идти несмотря ни на что, было вызвано
у мироносиц не столько чувством долга и
необходимости, которыми, возможно,
руководствовались праведные Иосиф и
Никодим, память которых также совершает
сегодня Святая Церковь, сколько
этой беззаветной любовью, влекущей
совершать даже невозможное.
Несомненно, и в их сердцах, как и
в сердцах ближайших учеников Господа
с момента Его ареста и до самой
Крестной смерти рождалось недоумение,
страх, боль, страдание. Но не было в
их сердцах горького разочарования,
сомнения в правде слов их Божественного
Учителя. Не было страха за себя
и свои жизни. Такое свойство имеет в
сочетании с любовью и святая простота.
Она чужда сомнения и пытливого исследования,
чужда соблазна и неверия.
Она исполнена веры.
И посмотрите, как награждаются эти
удивительные качества простых женщин.
Не употребив своего благовонного мира,
вместо мертвого тела они увидели
живого Господа. Неизреченная и Божественная
правда открывает им первым
величайшую и ни с чем не сравнимую
весть за всю историю бытия – Воскресение
Господа Иисуса. Они первые
из рода человеческого с Пречистой
Матерью Христа сподобились услышать
и узреть Воскресшего Нового Адама –
Победителя смерти и греха, Спасителя
и Подателя жизни – жизни превосходнейшей,
нежели даже жизнь первых людей в Раю.
Из мироносиц Господь соделал их благовестниками
Своего Воскресения и Своей
Славы. Какая миссия в мире может превзойти
ту, что была дарована этим женам – они
возвещают ученикам Спасителя – апостолам
– о Его Воскресении, а те уже позже будут
посланы проповедать эту весть всему миру.
Мироносицы соделались как бы апостолами
апостолов, и, услышав первое «радуйтесь!»,
эти простые женщины сподобились такой радости,
которой еще не знал мир с момента
его сотворения. Полнота этой радости превосходила
всякое разумение, она была совершенной
– духовной радостью, исполнившей чистые
женские сердца, чуждые греховной гордости,
возношения, лукавства и пристрастия.
Но посмотрите, дорогие братья и сестры,
с каким благоговением и страхом, трепетом
и смирением, неуверенностью в себе возвещают
они великую весть ученикам Господа.
Молчаливые и кроткие женщины остаются
верны себе и тогда, когда неизреченная
радость преисполняет их сердца. Отсутствие
дерзости или важности в словах и поступках
свойственно им и теперь, когда они наделены
чрезвычайным знанием.
Обращаясь к нашей жизни, давайте
вспомним, как часто мы, уверенные в своей
правоте, сами далекие от Евангельского
идеала, пытаемся назидать, навязывать и
проповедовать правила и нормы жизни. Нас
раздражает неправильный образ мыслей и
действий окружающих и, как правило, самых
близких нам людей. Конечно же, мы любим
и нам хочется, чтобы наши родные жили
правильно. Но, к сожалению, за этим желанием
и, как следствие, словами, укорами и
назиданиями стоит подчас наше самолюбие
и гордость. Нам хочется скроить ближнего
по своей мерке, внушить ему свое понимание
и видение жизни, растолковать ему, что
и как необходимо делать и даже мыслить.
Между тем, как настоящий подвиг любви,
единственно могущий благодатно повлиять
на наших ближних, заключается в кротком,
терпеливом и любовном уважении личности:
мужа, жены, детей (даже если они кажутся
нам совсем еще неразумными), родителей
с их многолетними привычками и, как нам
кажется, слабостями, сотрудников, друзей,
знакомых…
Это, несомненно, труднее, порой это
чрезвычайно трудно – просто уважать в
человеке личность. Но только так может созидаться
наш внутренний человек, и с нашим
участием реально измениться наш брат или
сестра во Христе. Только тогда, когда мы
со смирением увидим в человеке, которого
привыкли видеть каждый день, и давно
уже оценили, в котором до этого видели
лишь свое отражение, увидим красоту и
достоинство образа Божьего, живой свет
души, только тогда Сам Господь, войдя в
нашу жизнь, примет живое участие и изменит
не только того, кого мы любим, но
и нас самих.
Мы призваны быть солью земли, мы
должны быть той закваской, которая должна
квасить тесто мира. Но мы настолько
немощны, что не можем заквасить самих
себя. К сожалению, очень мало в нас истинно
Евангельского духа, той благодатной
жизни, которая рождается в сердце, уме,
душе христианина не от формального исполнения
правил, а сообщается от Живого
Источника этой жизни – от Самой Жизни –
Христа Спасителя, подается при условии искреннего
и всецелого желания нашего. Так
жили святые жены – мироносицы, которых
мы ныне вспоминаем и почитаем. Их цельность
и простота проповедует лучше всяких
слов, их любовь назидает лучше всяких
увещаний, их незыблемая вера и безумная
для всего мира надежда восхищают, дают
силы жить и укрепляют больше, чем самые
убедительные и умные доказательства и
доводы мудрецов этого века.
Две тысячи лет назад прозвучало первое
«Христос Воскресе!». Прозвучало из уст этих
самых жен, и не перестает торжествующе
звучать снова и снова. В этих двух словах
все наше упование, вся наша надежда,
радость нашей жизни, которые уже никогда
не отнимутся от верных Воскресшему. Возвещая
миру: «Христос Воскресе!», мы благовествуем
вместе со святыми мироносицами,
благовествуем Царствие Божие, открывшееся
с этим величайшим событием.
Вслед за святыми женами-мироносицами
давайте и мы прославим Воскресшего Господа
и возлюбим Его всем своим сердцем
и всем своим существом. А Он да сподобит
нас молитвами Своих верных святых учениц
вечно праздновать Святую Пасху в Его Небесном
Царстве. Аминь.
Христос Воскресе!
Иеромонах ИАКОВ (Тупиков).
Сайт Новоспасского мужского
монастыря г. Москвы
|