Награждение медалью «Партизану Отечественной
войны» II степени священника Феодора Пузанова
|
22 июня 1941 года – по церковному календарю это День всех святых, в земле
Российской просиявших, – нацистская Германия напала на Советский Союз. С первых же
дней войны Русская Православная Церковь, продолжая вековую традицию, посвятила себя
защите Отечества. В этот же день Местоблюститель Патриаршего престола митрополит
Сергий обратился к народу с посланием «Пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви».
В нем, в частности, говорилось: «Фашистские разбойники напали на нашу
Родину. Попирая всякие договоры и обещания, они внезапно обрушились на нас, и вот
кровь мирных граждан уже орошает родную
землю… Но не в первый раз приходится русскому народу выдерживать такие испытания.
Божией помощью и на сей раз он развеет
фашистскую вражескую силу… Нам, пастырям Церкви, в такое время, когда Отечество
призывает всех на подвиг, недостойно будет
лишь молчаливо посматривать на то, что
кругом делается, малодушного не ободрить,
огорченного не утешить, колеблющемуся не
напомнить о долге и о воле Божией… Православная наша Церковь всегда делила судьбу
народа. Вместе с ним она испытания несла
и утешалась его успехами. Не оставит она
народа своего и теперь».
Патриарший престолоблюститель благословил верующих на оборону Отечества. Это
послание зачитывалось в храмах, и многие
уходили на фронт, на смертный бой с врагом,
благословленные Церковью.
Незабываемо яркое слово было сказано митрополитом Алексием за литургией
в кафедральном соборе в Москве 10 июля
1941 года:
«Патриотизм русского человека ведом
всему миру. По особенным свойствам русского народа он носит особый характер самой
глубокой, горячей любви к своей Родине…
Когда Родина в опасности, тогда особенно
разгорается в сердце русского человека эта
любовь… Не только как на священный долг
смотрит он на дело ее защиты, но это есть
непреодолимое веление сердца, порыв любви,
который он не в силах остановить, который
он должен до конца исчерпать… И теперь
русский народ в беспримерном единстве и
с исключительным порывом патриотизма
борется против сильного врага, мечтающего
раздавить весь мир и варварски сметающего
на своем пути все то ценное, что создал мир
за века прогрессивной работы всего человечества. Борьба эта не только борьба за свою
Родину, находящуюся в великой опасности,
но можно сказать – за весь цивилизованный
мир, над которым занесен меч разрушения».
В храмах служили молитвы о даровании
победы. За богослужением возносились
молитвы «О еже подати силу неослабну,
непреобориму и победительну, крепость же
мужеству воинству нашему на сокрушение
врагов и супостат наших и всех хитрообразных их наветов».
14 октября 1941 года митрополит Сергий
призвал «пожертвованиями содействовать нашим доблестным защитникам». И этот призыв
Патриаршего местоблюстителя оказал моментальное действие: приходские общины стали
вносить в фонд обороны крупные денежные
пожертвования.
Верующие и духовенство Ленинградской
епархии в Фонд обороны за годы войны
внесли более 5 млн рублей. Троицкая община в Горьком собрала в Фонд обороны
миллионы рублей и много теплых вещей. По
всей же стране через Церковь поступило
300 миллионов рублей. Собранные Церковью
средства шли и на содержание раненых, в
помощь детям-сиротам, потерявшим на войне родителей, на подарки бойцам Красной
армии, шефство над госпиталями и т. д. При
храмах создавались санитарные пункты и
убежища для престарелых людей и беспризорных детей.
30 декабря 1942 года Патриарший престолоблюститель митрополит Сергий обратился к
верующим с призывом: «Соорудим на наши
церковные пожертвования прихожан колонну
танков имени Дмитрия Донского. Пусть наша
церковная колонна понесет на себе благословение Православной нашей Церкви и ее
неумолкаемую молитву об успехах русского
оружия…» И не осталось ни одного храма, ни
одной церковной общины в стране, которые
были бы в стороне от этого священного долга,
кто уклонился бы от такого участия в деле
спасения Родины. Уже через четыре месяца
было собрано свыше 8 млн рублей и большое
количество золотых и серебряных вещей. В
том числе духовенство и верующие Москвы
и Московской области внесли свыше 2 млн
рублей; 1 млн составила сумма пожертвований прихожан блокадного Ленинграда.
Вносились также пожертвования на авиаэскадрилью имени Александра Невского. Так,
духовенство и верующие Горьковской области
собрали на эскадрилью имени Александра
Невского 1 млн 40 тыс. рублей, в том числе
протоиерей А.А. Архангельский пожертвовал
из своих средств 200 тыс. Это был далеко не
единственный личный взнос церковного служителя. Настоятель Казанской церкви города
Кузнецка Пензенской области протоиерей А.
Михайлов внес на постройку боевой эскадрильи 110 тыс. рублей. Священник Успенской
церкви города Ижевска Владимир Стефанов
пожертвовал 273 тыс. рублей. Можно привести еще множество примеров личных пожертвований духовенства на строительство
танковой колонны «Дмитрий Донской» и
эскадрильи «Александр Невский».
Активная патриотическая деятельность духовенства и верующих Русской Православной
Церкви обуславливала сдвиги в государственных церковных отношениях.
Коренные перемены в этих
отношениях последовали после
приема Сталиным 4 сентября
1943 года виднейших православных иерархов: Патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского),
Ленинградского митрополита
Алексия (Симанского) и экзарха Украины митрополита
Николая (Ярушевича).
Результат беседы Сталина
с иерархами РПЦ, как отмечал
митрополит Иоанн (Снычев),
превзошел все ожидания. Все
до единого вопросы, поставленные иерархами, были решены положительно
и столь радикально, что принципиально изменили положение Православия в СССР.
Передача танковой колонны «Димитрий Донской»,
построенной на средства РПЦ
|
Был решен самый главный вопрос – принято
решение о созыве Архиерейского Собора
и выборах Патриарха, престол которого
18 лет пустовал. Возобновил свою деятельность Священный Синод. Были открыты
духовные учебные заведения – академии и
семинарии. Церковь получила право печати
и издания литературы. 8 сентября 1943 года
в Москве состоялся Архиерейский Собор, избравший Патриархом всея Руси митрополита
Московского Сергия (Страгородского).
Коренные перемены в положении РПЦ
создали еще больше возможностей для ее
деятельности во имя победы над фашизмом.
Справедливо отмечено, что удивительное
самоотвержение, великодушие, беспримерное
мужество, которые явил наш народ в период
Великой Отечественной войны, и есть вклад
Русской Православной Церкви в Победу над
богоборческой, чудовищной по своей жестокости силой германского фашизма. Духовное
попечение людей в годы войны давало силу и
самоотверженность русскому воину, мудрость
и умение его полководцам.
В докладе на заседании Архиерейского
Собора в сентябре 1943 года «Долг христиан перед Церковью и Родиной в эпоху
Отечественной войны» митрополит Алексий
(Симанский) отметил: «Народ чувствует свой
долг перед Родиной, в нем живет сознание
правды нашей брани, а в среде верующего
народа – с народной своею Православной
Церковью. Сила Православия осеняла всю
нашу историю, делала народ единым, объединенным в своих вековых великих святых…»
Так на Архиерейском Соборе отметили
великую значимость веры православной и
Русской Православной Церкви в сплочении
народа во время тяжелейшей борьбы со
смертельным врагом.
Заслуги Русской Православной Церкви
перед народом и страной в годы Великой
Отечественной войны были высоко отмечены
и советским правительством. Многие церковнослужители были награждены государственными наградами.
Еще в 1851 году поэт Никитин в своем
патриотическом стихотворении, посвященном
Родине, говорил:
Уж и есть за что,
Русь могучая,
Полюбить тебя,
Назвать матерью,
Стать за честь твою
Против недруга,
За тебя в нужде
Сложить голову!
От наших предков из рода в род передается всем поколениям в нашей земле
чувство глубокой любви к своему Отечеству…
Современные патриотические песни говорят
о нашей общей любви к родной Земле в
таких словах: «Как невесту, Родину мы любим, бережем, как ласковую мать!» Великая
священная освободительная война дала нам
со всею яркостью почувствовать всю правду
этих слов и зажгла в нашем сердце готовность отдать все свои силы на служение
нашей Родине.
Безусловно, самым ярким признанием
значения патриотической деятельности РПЦ,
ее роли в достижении победы над фашизмом
явилось награждение орденом Трудового
Красного Знамени Патриарха Московского и
всея Руси Алексия I за выдающиеся заслуги
в деле организации патриотической работы в
период Великой Отечественной войны.
В ответном слове после вручения ему ордена председателем Президиума Верховного
Совета СССР Шверником 23 августа 1946
года в Кремле Патриарх Алексий I сказал:
«Если в тяжелую годину военных испытаний
нашей Родины служители Церкви с честью
выполнили свой патриотический долг перед
нею, то с сугубым усердием они будут и во
время мирного строительства полагать свои
силы на выполнение этого же долга и этим
оправдают то высокое доверие, которое нам
оказывает наше правительство».
Прошло время. Искусственно воздвигаемое многие годы противостояние государства
и Русской Православной Церкви окончилось,
и власть воздала должное не только роли
Церкви в годы тяжелых испытаний войны с
фашизмом, но и на всем протяжении истории
нашего государства.
«Россия всегда была очень патриархальной и религиозной страной, в которой Церковь
всегда играла огромную роль, – отметил Президент Российской Федерации В.В. Путин, –
и была государствообразующим институтом,
и моральной школой, и в известной степени
даже административным фактором. В России
моральная составляющая всегда являлась
очень существенной для состояния общества
и государства… Я убежден, что государство
должно поддерживать Церковь».
Михаил Иванович ФРОЛОВ
|