Празднование 12/25 февраля, 13/26 октября и во вторник Светлой седмицы
…Все мы являемся свидетелями знаменательного события – Иверский образ Пресвятой Богородицы
вновь обрел свое историческое место в самом центре первопрестольной Москвы, в воссозданной Иверской
часовне у Воскресенских ворот. С великим трепетом и благоговением наши предки именовали Русь Домом Божией Матери. И это не было горделивым превозношением. В этих словах верующий русский народ
выражал свою смиренную благодарность Царице неба и земли за Ея великие и богатые милости, свидетельствовал о них перед другими народами и выражал свою любовь к Той, Которая многократно приходила
ему на помощь в трудные моменты... Совершая ныне новое сретение Иверской иконы Божией Матери,
мы твердо верим, что, как в былые времена, Пресвятая Богоматерь, Которая множество раз являла Свои
предстательство и милосердие в бесчисленных Своих иконах, не оставит и впредь град наш, страну нашу
Российскую и народ ее Своим Покровом.
Патриарх Алексий II
По преданию Святой Горы Афон, образ Божией Матери, известный как Иверская
икона, впервые явил свои чудеса в царствование греческого императора Феофила
(IX век), во времена лютых иконоборческих
гонений. Достоверная же история этого образа восходит к XI веку, когда иноки афонской Иверской обители узрели на морской
глади достигавший до неба огненный столп
и, пораженные, повторяли лишь одно: «Господи, помилуй!» Изо всех соседних монастырей сошлись к морю иноки и по усердной молитве увидели, что стоит этот столп
над иконой Богоматери. Но чем ближе подходили братия к водам морским, тем далее
уходила от них икона. Тогда собрались они
в храм и со слезами молили Господа, чтобы
дозволил Он им обрести новую святыню.
В то время подвизался в Иверской обители старец Гавриил, жизни строгой, нрава
же детски простого. Летом нес он подвиг
молчания на вершине неприступной скалы,
зимой сходил к братии; облаченный во власяницу, вкушавший лишь овощи с водою, походил он на земного ангела, как и подобает принявшим на себя ангельский чин. Емуто и явилась в сонном видении озаренная
дивным небесным светом Владычица и повелела: «Скажи настоятелю с братией, что
Я хочу дать им Свою икону, покров Свой
и помощь; потом же ступай в море – иди
с верою прямо по волнам, и тогда узнают
все Мою любовь и благоволение к обители
вашей».
Старец передал свой сон настоятелю, и
наутро иноки с кадилами и лампадами отправились к берегу. Под молебное пение
братии ступил Гавриил на воду и, поддерживаемый той верою, которая горами движет,
чудесно прошел по волнам как по суше и
принял в свои руки святую икону.
С ликованием встретили ее иноки на
берегу, три дня и три ночи творя перед
образом молебствия, а затем внесли в соборную церковь, где и поставили в алтаре.
На другой день монах, зажигавший лампады в храме, иконы на этом месте не
нашел. Она висела над вратами обители.
Образ внесли в храм, однако наутро повторилось то же самое.
И вновь было видение старцу Гавриилу,
и повелела ему Владычица объявить братии: «Не хочу быть охраняемой вами, но
хочу Сама быть Хранительницей вашей не
только в земной, но и в небесной жизни.
Испросила Я у Господа милость вам, и доколе будете видеть икону Мою в своей обители, дотоле благодать Сына Моего к вам
не оскудеет».
В благодарной радости выстроили иноки
во славу Пречистой храм над вратами своей обители и поставили в нем икону. Тут
изначальный образ пребывает и поныне.
Эта икона именуется «Портаитисса» – то
есть «Вратарница», или «Привратница»; по
месту же явления в Иверской обители она
называется Иверской. Дивный символ, связанный с названием иконы, выражен в акафисте: «Радуйся, благая Вратарнице, двери
райские верным отверзающая!»
Множество преданий связано с этой
иконой. Однажды некий разбойник ударил
ее мечом, и тогда из лика Богоматери исторглась кровь, доселе видимая на иконе.
Разбойник покаялся и окончил свою жизнь
среди братии Иверской обители, пребывая в
подвиге строгого поста и молитвы.
Немало и иных чудес было явлено от
Иверской иконы. И сейчас издали, с волн
морских, взирают на стены монастырские
русские паломники, ибо строго запрещает
Устав Святой Горы ступать на ее землю
праздным гостям, а нога женщины не касалась ее вот уже почти тысячу лет.
Веками отмаливали великие афонские
старцы грехи нашего суетного и заблудшего
мира. Потому, быть может, Господь еще и
терпит нас, грешных и слабых, что доселе пребывают в нашем мире столь великие
подвижники, своим молитвенным подвигом
спасающие всех православных христиан.
По великой любви народа русского к
Иверскому образу еще в середине XVII столетия принесено было в Россию несколько
чтимых списков с него, из коих наиболее
прославились образ в Иверском Валдайском
монастыре и образ в московской часовне у
Воскресенских ворот Китай-города, написанный по просьбе Патриарха Московского к
архимандриту афонскому Пахомию. И когда
в 1648 году три инока-святогорца поднесли
царю Алексею Михайловичу готовый образ,
то приложили к нему и письменное повествование:
«Как есми приехал Пахомий в наш
монастырь, собрав всю свою братию,
365 браток, сотворили есма великое молебное пение с вечера и до света и святили есма воду со святыми мощами; святою
водою обливали чудотворную икону Пресвятыя Богородицы, Старую Портаитскую
(Вратарную) и в великую лохань ту святую
воду собрали; собрав, паки обливали новую
доску, всю из кипариса, и опять собрали
ту святую воду в лохань; и потом служили
Божественную литургию с великою верою, и
после святой литургии дали ту святую воду
и святые мощи иконописцу... И та икона
новописанная не рознится ничем от первой
иконы ни длиною, ни шириною, ни ликом –
слово в слово новая, аки старая».
Этот самый список, известный как московская Иверская икона, встречали 13 октября 1648 года у Воскресенских ворот царь
с семейством, патриарх и великое множество народа православного. Образ был помещен на воротах, которые с тех пор стали
называть Иверскими. Затем, в 1669 году,
перенесли его в деревянную часовню, а с
1791 года чудотворная пребывала в каменной часовне с синим, словно небо, и усеянным золотыми звездами куполом и двумя
золотыми фигурами апостолов при дверях.
Иверская прославилась множеством чудес и исцелений, каковые записывались в
особую книгу. Нескончаемым потоком шли
к ней москвичи и гости первопрестольной,
дабы помолиться и получить благословение
Пречистой на свои труды. Цари и царицы
благочестивые, въезжая в белокаменную,
прежде Кремля заходили в Иверскую часовню. Как вспоминали старые москвичи, по
ночам святую икону возили из дома в дом
в закрытой карете, запряженной шестеркой
лошадей, в сопровождении духовенства.
Впереди скакал всадник с факелом. Кучера
на козлах сидели без шапок, а в сильный
мороз обвязывали головы платками.
Бытописатель старомосковского благочестия Иван Сергеевич Шмелев вспоминал,
как истово готовились в замоскворецких домах к такой встрече с чудотворной:
«Новым кажется мне наш двор – светлым, розовым от песку, веселым. Я рад,
что Царице Небесной будет у нас приятно.
Конечно, Она все знает: что у нас под шатерчиком помойка, и лужа та же, и мусор
засыпали песочком; но все же и Ей приятно, что у нас стало чисто и красиво и что
для Нее все это. И все так думают. <…>
Видно передовую пару шестерки, покойной рысью, с выносным на левой… голубую
широкую карету. Из дверцы глядит голова
монаха. В глубине смутно золотится. <…>
Под легкой, будто воздушной, сенью, из
претворенного в воздух дерева, блистающая
в огнях и солнце, словно в текучем золоте,
в короне из алмазов и жемчугов, склоненная скорбно над Младенцем, Царица Небесная. <…>
Вся Она – свет, и все изменилось с
Нею и стало храмом. <…> Народ стережет
священную карету. На ее дверцах написаны
царские короны, золотые. Старушки крестятся на Ее карету, на лошадей; кроткие у Ней
лошадки, совсем святые».
В 1929 году Иверскую часовню закрыли,
а в 1934-м и вовсе снесли вместе с Воскресенскими воротами, дабы тревожить в дни
парадов ревом бронированных чудовищ величавый покой Кремля. Пропала, думалось
многим, и сама чудотворная. Тот список,
который замещал Иверскую, пока она навещала дома москвичей, оказался в замоскворецкой церкви Николы в Кузнецах, где
поныне пребывает в киоте перед правым
клиросом Сергиевского придела.
Сама же Иверская, как полагают благочестивые прихожане, была перенесена на
клирос северного придела храма Воскресения в Сокольниках. Подлинность этого образа неоднократно подтверждалась православными московскими старожилами; что
же до сомнений, то в них повинны еретики-обновленцы, устроившие позднее в этом
храме свое капище и тем дерзнувшие было
бросить тень и на чудотворную.
Однако все возвращается на круги своя.
4 ноября 1994 года Святейший Патриарх
Алексий II после Божественной литургии в
новосозданном Казанском соборе на Красной площади совершил и освящение закладного камня Иверской часовни. Так промыслительно пересеклись судьбы двух чтимых
всею Русью Богородичных икон, Иверской
и Казанской, дивное умножение образов
которых лишь прибавляло им благодатной
силы.
В сентябре 1995 года Святейший Патриарх Алексий II обратился к настоятелю
афонского Иверона архимандриту Василию
с просьбой о написании для всероссийской
паствы нового списка с «общей нашей Заступницы Богоматери Вратарницы». При
усердных молитвах братии Святой Горы в
кратчайшие сроки таковой образ и был написан благочестивым священноиноком Лукой из афонского Ксенофонтова монастыря.
25 октября 1995 года, в канун празднования Иверской иконе, греческий самолет
доставил новый список в Москву в сопровождении двенадцати насельников Святой
Горы во главе с архимандритом Василием. С радостью и благоговением встретили
москвичи вновь обретенную святыню у входа в Богоявленский патриарший собор, под
звон колоколов и пение тропаря внеся ее
под своды храма для всеобщего поклонения. Всю ночь перед Иверской непрерывно
совершались молебны и читался акафист.
На следующий день, 26 октября (13-го
по старому стилю), крестный ход с Иверской иконой прошел по Никольской улице
в Казанский собор к началу Божественной
литургии, которую возглавил Святейший Патриарх Алексий II. А около часа дня святую
икону пронесли через восстановленные в
прежнем великолепии Воскресенские ворота к Иверской часовне, освященной патриархом в сослужении сонма иерархов и
духовенства.
Этот знаменательный день положил начало неиссякаемому потоку православных
христиан к чтимой иконе Заступницы и
Хранительницы нашей не только в настоящей, но и в будущей вечной жизни.
Как говорил великий афонский подвижник, старец Паисий Святогорец, «есть еще
люди Божии, люди молитвы, и Добрый Бог
терпит нас и снова приведет все в порядок… Наилучшим образом устроит все Добрый Бог, но необходимо многое терпение
и внимание… То, что происходит сейчас,
продлится недолго. Возьмет Бог метлу!
В
1860 году на Святой Горе было много турецких войск, и поэтому на какое-то время
в монастыре Иверон не осталось ни одного
монаха. Отцы ушли… Только один монах
приходил издалека возжигать лампады и
подметать. И внутри монастыря, и снаружи
было полным-полно вооруженных турок, и
этот бедняжка, подметая, говорил: “Матерь
Божия! Что же это такое будет?” Однажды,
с болью молясь Божией Матери, он видит
приближающуюся к нему Жену, светящуюся
и сияющую лицом. Это была Матерь Божия.
Берет Она из его руки метлу и говорит:
“Не умеешь ты хорошо подметать, Я Сама
подмету”. И начала подметать, а потом исчезла внутри алтаря. Через три дня ушли
все турки! Матерь Божия их выгнала… Бог
в конце концов расставит все по своим
местам, но каждый из нас даст ответ за
то, что он сделал в эти трудные годы своей
молитвой, добротой… Нынешней ситуации
можно противостать только духовно, а не
по-мирски».
Тропарь, глас 1
От святыя иконы Твоея, о Владычице
Богородице, исцеления и цельбы подаются
обильно, с верою и любовию приходящим
к ней. Тако и мою немощь посети и душу
мою помилуй, Благая, и тело исцели благодатию Твоею, Пречистая.
Молитва
О Пресвятая Дево, Мати Господа, Царице небесе и земли! Вонми многоболезненному воздыханию душ наших, призри с
высоты святыя Твоея на нас, с верою и
любовию покланяющихся пречистому образу Твоему. Се бо, грехми погружаемии и
скорбьми обуреваемии, взирающе на Твой
образ, яко живей Ти сущей с нами, приносим смиренная моления наша. Не имамы
бо ни иныя помощи, ни инаго предстательства, ни утешения, токмо Тебе, о Мати всех
скорбящих и обремененных! Помози нам,
немощным, утоли скорбь нашу, настави на
путь правый нас, заблуждающих, уврачуй
и спаси безнадежных, даруй нам прочее
время живота нашего в мире и тишине проводити, подаждь христианскую кончину и на
Страшном Суде Сына Твоего явися нам,
милосердая Заступница, да всегда поем,
величаем и славим Тя, яко благую Заступницу рода христианскаго, со всеми угодившими Богу. Аминь.
Молитва, чтомая в часовне Иверской
иконы Божией Матери,
пред Ее образом на молебне
О Пресвятая Госпоже Владычице Богородице! Приими недостойную молитву нашу,
и сохрани нас от навета злых человек и
от внезапныя смерти, и даруй нам прежде
конца покаяние. На моление наше умилосердися и радость вместо печали даруй.
И избави нас, Госпоже, от всякия беды и
напасти, скорби и болезни, и от всякаго
зла. И сподоби нас, грешных рабов Твоих,
одесную стати во Втором Пришествии Сына
Твоего, Христа Бога нашего, и наследники
быти Царствия Небеснаго и жизни вечныя
со всеми святыми в безконечныя веки веков. Аминь.
Надежда ДМИТРИЕВА,
Православие.ру
|