В первые века христианства в воскресенье, следующее за Пасхой, неофиты (т. е.
недавно крестившиеся) меняли свои праздничные белые одежды, в которых ходили
всю неделю после своего крещения (оно
первоначально совершалось в Церкви лишь
в особые дни, в первую очередь, на Пасху).
В этот день уже в наше время в белые
одежды, точнее, белые подвенечные платья, стремятся облачиться многие невесты:
всем знакомая сегодня Красная горка – это
первый день после длинного Великого поста, когда разрешается венчаться.
Но все это, конечно же, второстепенно!
Что же празднует Церковь на исходе
Светлой седмицы? Антипасху! В этом странном, на первый взгляд, многих смущающем
названии нет никакого противопоставления
Пасхе. В переводе с греческого «Антипасха» значит «вместо Пасхи». Так называется
следующая после Светлой неделя, по Уставу она еще именуется Новой неделей.
Почему же Новая, почему «вместо»?
Дело в том, что в воскресенье Новой недели Церковь вспоминает человека, для которого в каком-то смысле Пасха наступила на
неделю позже других апостолов, – апостола
Фому.
В день Своего Воскресения, войдя
дверьми затворенными и представ перед
своими ближайшими учениками, Христос не
встретил среди них Фому: по каким-то причинам того не было с десятью апостолами.
А придя позже, он не мог до конца поверить (да и кто бы смог!) услышанной от
своих собратьев небывалой, неслыханной
вести о том, что Учитель жив: Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу
перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю (Ин.
20:25). И увидел – через неделю, в то самое воскресенье, которое мы сегодня именуем Фоминым. Господь мой и Бог мой! –
это восклицание Фомы и есть как бы обновление пасхальной радости, новая радость. Оттого и неделя называлась Новой.
А почему Фома назвал Христа и «Господом», и «Богом»?
Такое обращение апостола ко Христу
неслучайно. Еще задолго до догматических
определений Вселенских Соборов Фома, подобно великому богослову, исповедовал в
Иисусе две природы – Божественную и человеческую. Блаженный Феофилакт Болгарский пишет: «Смотри, как тот, кто сначала
не верил, от прикосновения к ребру сделался отличным богословом. Ибо он проповедал два естества и одно лицо во едином
Христе. Сказав “Господь”, исповедал человеческое естество; ибо “Господь” употребляется и об людях, например: “Господин!
если ты вынес Его” (Ин. 20:15). А сказав
“Бог мой”, исповедал божеское существо и
таким образом исповедал Одного и Того же
Господом и Богом».
Ты поверил, потому что увидел Меня;
блаженны невидевшие и уверовавшие (Ин.
20:29), – отвечает апостолу Спаситель.
«Помянул Он и нас, удаленных от Него
и пространством, и временем! Не забыты
Господом и мы, воспоминающие событие,
от которого отделены восемнадцатью столетиями», – комментирует эти слова Христа
святитель Игнатий (Брянчанинов). А значит,
и мы, живущие двадцать веков спустя, тоже
не забыты...
Праздник уверения апостола Фомы отмечался точно уже в IV веке (упоминание
о нем содержится в «Апостольских постановлениях», датируемых приблизительно
380 годом). Им оканчиваются самые торжественные, ликующие дни празднования Пасхи. Хотя до самого Отдания Пасхи (а Отдание – это последний день воспоминания о
празднике) все службы по-прежнему будут
начинаться с пасхального тропаря: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть
поправ и сущим во гробех живот даровав!»
И, как писал о неофитах блаженный Августин, так и обо всех христианах в эти
дни можно сказать: «Белизна, слагаемая с
одеждой, навсегда остается в сердце».
По материалам сайта Фома.ру
|