ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

№4 2023 г.         

Перейти в раздел [Документы]

НАША ВЕРА В БОГА – ЭТО ВЕРА В ТО, ЧТО БОГ ДЛЯ ВСЕХ ХОЧЕТ СПАСЕНИЯ

21 октября 2022 года в эфире «Радио Вера Тюмень», в программе «Светлый час», состоялась вторая беседа с ключарем Знаменского кафедрального собора протоиереем Николаем Цирке. Ведущий программы – протоиерей Григорий Мансуров.

Протоиерей Григорий: Сегодня у нас день памяти митрополита Филофея Тобольского (Лещинского). Эту фамилию он унаследовал от своих родителей. Святитель Филофей – один из наших главных тюменских святых, его мощи покоятся в Троицком соборе мужского монастыря.

Теперь у нас есть еще один святой, память которого мы отмечаем в октябре, – иерей Михаил Красноцветов, новомученик Церкви Русской ХХ века. 12 октября 1937 года его расстреляли вместе с другими священнослужителями Всехсвятского храма Тюмени. Скорее всего, его похоронили на Затюменском кладбище, которое находилось тогда в районе нынешней улицы Полевой. Могилы были, естественно, безымянными. Сейчас там город. Такая вот история у больших городов, они разрастаются. Кладбища сначала входили в городскую черту, потом терялись, и ничего с этим не поделаешь.

Святитель Филофей возглавлял Сибирскую кафедру в XVIII веке в Тобольске и Тюмени, много миссионерствовал, построил Благовещенский собор, который потом взорвали. Построил Троицкий собор, главный храм мужского монастыря Тюмени. Он сохранился. Сегодня это старейшее здание Тюмени начала XVIII века. Мощи святителя находятся на территории монастыря. Я не был в Тюмени в 2006 году, когда мощи были обретены. Отец Николай, расскажите об этом.

Протоиерей Николай: Из тюменского Вознесенско-Георгиевского храма был совершен крестный ход. Священство во главе с владыкой Димитрием на руках несли мощи через мост. Изначально святитель Филофей заповедал похоронить себя у входа в Троицкий собор, чтобы каждый заходящий в храм попирал его ногами – настолько было высоко смирение владыки. Он был просветителем Сибири, крестил более 40 тысяч человек. Как рассказывает его житие, язычники хотели совершить над ним насилие, чтобы убить за то, что многих привел к вере. Его предупредили, чтобы он ушел с этого места. А он наоборот, встретил этих людей с крестным ходом. Так любовь победила жестокость местного населения.

Святитель Филофей – это утешение для нашего города. Мы имеем возможность припадать к его мощам для исцеления и вразумления. Небесное воинство, святые угодники ходатайствуют о людях на земле. Поэтому, братья и сестры, от всего сердца вас поздравляем с этим праздником!

П.Г.: Он попросил себя похоронить прямо у входа в Троицкий собор, чтобы люди не могли пройти мимо, не наступив на его могилку. Однако его последователи, ученики не смогли этого исполнить в точности, похоронив рядом с входом.

Этот факт подтверждают изображения известного фотографа Прокудина-Горского начала ХХ века, который по заказу императора запечатлевал историю России в фотографии. Тогда уже появилась цветная печать. Он много чего снимал в Тюмени, Тобольске, Рафайлово, Ялуторовске. Эти фотографии сохранились, ушли в эмиграцию и там осели в вашингтонской библиотеке Конгресса США.

Спустя годы по фото ялуторовского собора восстановили его внешний облик и сделали проект нового Сретенского собора. Есть также фотография с ракой святителя Филофея, где изображен придел рядом с Троицким собором, могилка и ростовой, живописный образ. Видно, что был деревянный пристрой из бруса. Вот такой придел-притвор был построен. Если входить сегодня в центральную часть Троицкого собора, то мы входим сразу в храм. Я думаю, что этот притвор был сделан специально для мощей святителя Филофея. А в ХХ веке, чтобы сохранить его останки, они были перенесены в Вознесенско-Георгиевский храм и тайно спрятаны. Это отдельная история. Дочь тюменского священника, современника тех событий, передала информацию, где они примерно находились в заречном храме.

Отец Николай, давайте представим себе, что вы разговариваете с человеком, который ничего не знает о Боге. Таких сложно найти в России, но допустим. Вдруг он задумался, что Бог есть, есть совесть, какой-то внутренний голос, но он не знает, с чего начать духовную жизнь. Пришел, допустим, к вам такой человек, что вы ему скажете? На самом деле таких людей множество, особенно сейчас: время непростое, люди начинают задумываться о Боге. Что делать, как делать, чтобы Бог услышал?

П.Н.: Когда человек приходит в храм Божий и, тем более, подходит к священнику, я думаю, что это уже самое большое и важное начало. Когда человек пришел говорить с Богом, Он обязательно услышит. Потом, когда уже приобретаешь опыт духовной жизни, то уже пользуешься теми примерами, которые нам дала Церковь, чтобы иметь опыт обращения. С чего начать? Если человек крещеный, то, конечно, он надевает на себя крест – то орудие Божие, которым Господь искупил нас и дал нам Божественную силу. Необходимо научиться, прежде всего, правильно креститься, читать краткие молитвы перед началом всякого дела: «Господи, благослови!», в процессе – «Господи, помоги!», закончил дело – «Слава Тебе, Господи!»

Слава Богу, меня мамочка с детства водила в Церковь. Мы далеко ездили из деревни. Помню только ноги у людей, потому что всегда сидел на ножках у моей мамы. Мы ездили на большие праздники, в каникулы.

П.Г.: Вы в Омск ездили? В Тарскую или на Труда?

П.Н.: На Труда. А потом в 15 лет Господь как-то Сам привел. Тогда мне Господь и даровал эту милость. По милости Своей только Бог нас приводит. Даже не знаю, как это объяснить, это нужно услышать. К любви жизни в Церкви меня уловил иеромонах Борис (Храмцов). Он уже отошел ко Господу. Однажды подарил мне богослужебную просфору, и это был удивительный момент. Я спросил: «Для чего просфора?» Он мне сказал, чтобы я ее разрезал и понемногу каждое утро натощак после молитвы кушал. С этого и началось мое воцерковление. Потом стал ходить на клирос, в алтаре прибираться. Первый год я часто обращал внимание на слова молитвы «и весь живот наш Христу Богу предадим». Думаю: что же это значит? Наверное, нужно низко кланяться. Я на этих словах службы всегда очень глубоко над ними задумывался.

П.Г.: Чтобы живот сминался от поклона пополам!

П.Н.: Да-да. А это, оказывается, жизнь во Христе, Господе нашем. И вот так помаленьку приобретаешь церковный опыт. Нам Бог даровал дом – Церковь Божию, таинства. Священник во время богослужения учит, как и когда надо креститься, когда кланяться – люди же смотрят. Даже маловоцерковленные приходят и смотрят, как, что делает батюшка или диакон. Так и происходит научение. А через год уже все это запомнится, и можно уже сказать: Господи, слава Тебе! П.Г.: То есть нужно быть наблюдательным, смотреть по сторонам.

П.Н.: Я знаю, что батюшки советуют выучить самую главную молитву, которая есть у христиан, произнесенную устами Самого Христа, – «Отче наш». В этой молитве семь прошений. На основе ее составлены все другие молитвы. Многие священники говорят начинать с этой молитвы.

Как-то спросили у грузинского патриарха Илии, который приехал в Мекку (не для богослужения, а с официальным визитом), – самый главный представитель Мекки его спрашивает: «Сколько ваши православные христиане молятся? У нас пять раз». «А мы, – говорит патриарх, – семь. В 17-й кафизме (в 118-м псалме) есть слова: “Семь раз в день прославляю Тебя, Господи!”».

П.Г.: Да, есть такое правило – семь раз. В богослужение включены часы – 1-й, 3-й, 6-й, 9-й, – и мы в идеале должны их все прочитывать. Они должны совершаться в разное время. Когда-то так и было: изобразительны, вечерня, утреня, полунощница, повечерие. Получается даже больше семи.

Отец Николай, но как человеку современному встретить священника? Не знаю, как у вас в Знаменском соборе, а я опубликовал свой номер телефона в открытых источниках, где расположена информация о храме. П.Н.: И у нас есть телефоны всех священников. В церковной лавке всегда можно спросить номер любого. Если вдруг человек придет и не застанет священника, то всегда сможет ему позвонить. Это сейчас уже отработанный вопрос.

П.Г.: Мне на неделе поступает около десяти звонков, и практически сто процентов стандартные – как покреститься? В мир приходят новые люди, и возникает вопрос, как их покрестить. Давайте об этом поговорим. Что вы предлагаете людям?

П.Н.: Сейчас, слава Богу, можно побеседовать. Люди сами интересуются. Они хотят не только крестить, но и иметь уже какой-то опыт. Поэтому обязательно стараемся встретиться. Если ребенок рождается в воцерковленной семье, то крестим без вопросов. А кто первый раз пришел, предлагаем ознакомится с информацией о крещении. Отец Зосима, наместник Свято-Троицкого монастыря, нам в этом помог. Мы обязательно поговорим, проведем собеседование. Если ребенок чуть-чуть постарше, то обязательно с ним знакомимся, чтобы он не боялся бородатого человека и смог бы к нему привыкнуть. Мы вместе подойдем к иконам, пообщаемся. Тогда ребенок на крещении будет уже к священнику относиться как к родному человеку. Это очень хорошо и полезно.

Обязанность крестного – молиться за своего крестника. Крестный должен ответственно подойти к этому таинству, иметь уже какой-то опыт, чтобы воспринять чистое дитя в свои руки. Люди стараются соблюдать правила Церкви, насколько это возможно по здоровью, по состоянию, по работе. Стараются исповедаться, причаститься. После чего мы заранее обговариваем день. В нашем соборе общего крещения нет, в основном индивидуальное. Священников много, и каждый из них берет на себя ответственность за крещаемого младенца. Он уделяет время семье, общается, потом назначает день для крещения. В этом отношении у нас все хорошо организовано.

П.Г.: Количество людей сократилось по сравнению с тем, когда были общие крещения?

П.Н.: По сравнению с 90-ми годами – конечно!

П.Г.: По сравнению с прошедшими десятью годами. Было время, когда батюшка в определенное время в соборе освящает крестики, потом крещение. По сравнению с той практикой сейчас меньше? Сейчас стало больше требований. Они раньше тоже были, но общего характера.

П.Н.: Сейчас, наоборот, побольше крестятся. Люди идут в Церковь, потому что нам нужна помощь и милость Божия. Они видят, что прошло время моды, появились правила для крещения. И понимают, что если человек родился для вечности, он должен участвовать и в других таинствах Церкви – исповедоваться, причащаться. «И блажен, и треблажен, – как говорит святитель Иоанн Златоуст, – тот, который вкусил веру с молоком матери». Конечно, страх Божий невозможно передать, его можно почерпнуть только у того, у кого он есть. Конечно, это мама, это папа. Это благословение перед сном, когда ребенок видит, что нужно перекреститься.

Я имел радость служить с грузинским патриархом Илией. Мне ребята перевели с грузинского его проповедь на русский язык. Он говорил о том, что дети должны брать благословение у родителей и даже у мамы целовать руку – насколько это дорого! Родительское благословение – это фундамент для будущей жизни. Даже если ребенок не крещен, его можно научить креститься. Это очень важно.

П.Г.: А взрослым вы что предлагаете узнать или сделать?

П.Н.: Если есть возможность – дарим им Евангелие. Из четырех книг он должен прочитать хотя бы одну, чтобы перед ним раскрылась книга любви Христовой, чтобы увидеть из нее, для чего мы крестимся, Кто такой Господь, Кто такая Пречистая Божия Матерь, почему апостолы шли за Христом, почему Господь крестился в водах Иордана, почему воскрес. Люди стараются читать и понимать. С мобилизацией было немножко по-другому, приходилось торопиться.

П.Г.: Меня часто взрослые спрашивают о крещении. Я им задаю вопрос: «Вы в браке? Ваши отношения зарегистрированы? Я смогу вас покрестить, если вы распишетесь или подадите заявление».

П.Н.: Батюшка, только так и нужно делать!

П.Г.: У вас так же?

П.Н.: Так же.

П.Г.: Живущих в сожительстве мы не крестим.

П.Н.: Представьте, что человек крестится. Да, он верует в Господа, он получает обновление, прощение всех грехов до единого. И только вышел – сразу душу свою драгоценную замарал! Это очень больно. Для человека, знающего чистоту души, это больно. Поэтому нужно идти только этим путем.

П.Г.: Ко мне обращаются с просьбой у нас в храме покрестить ребенка: «Куда только ни звонили – не разрешают. Мы с женой хотим крестить ребенка, но мы не расписаны». Обычно я в таких случаях ребенка крещу. Но меня поразило, что в большинстве храмов Тюмени им отказали. Хотел с ними поговорить: как же так? Что, вообще никогда не соберетесь жениться на матери собственного ребенка?

П.Н.: Я тоже о таком подходе слышал…

П.Г.: Хорошо, давайте дальше. Какие требования к крестным? Что они должны знать? Могут ли они быть мужем и женой? По традиции Церкви это, вроде как, непринято.

П.Н.: По традиции да. Хотя определенных канонов нет.

П.Г.: Достаточно одного крестного?

П.Н.: Да, можно и одного. Это когда любовь позволяет, то можно и двух. Обязанность крестного – это, прежде всего, молитва за своего крестника, передавать свой опыт этому чаду.

П.Г.: По правилу, крестный должен быть одного пола с ребенком. Или сейчас ситуация такая, что хоть какой уже пусть будет? Часто с мужчинами сложности. Обычно женщину найти проще… У вас в соборе взрослых крестят полным погружением?

П.Н.: Да, слава Богу, есть такая возможность.

П.Г.: Хорошо, вот человек покрестил своего ребенка. Он сам обратился к Богу, вы ему все рассказали. Он тоже крещеный, живет в браке, все хорошо. А что дальше? Семья, дети, работа… Как находить время для Бога и продолжать христианскую жизнь? Многим кажется, что вот я покрестился (-лась), в храм ходил, был на исповеди, прочитал Евангелие – я все сделал. Ставлю жирную галочку у себя в «жизненном блокнотике», что с Богом у меня теперь «все хорошо». И как достучаться до человека, как ему объяснить, что этого мало. Как привить ему вкус к Церкви?

П.Н.: Господи Боже, да познают Тебя Духом Святым все народы земли! Даже не знаю, что сказать по этому поводу. Нужно хотя бы беречь те минуты, когда Господь стучится в твое сердце. Не отталкивать Его, когда хочется откликнуться, когда есть желание помолиться, прийти на исповедь, причаститься, приступить к таинствам, которые даны нам Богом. Господь стучится в каждое сердце, и нужно беречь эти моменты. «Сыне, дай Мне твое сердце, Я войду в него и свечеряю с тобою». Когда мы это слышим, Господь все чаще и чаще дает эти моменты.

П.Г.: Человек, который раньше никогда не причащался, не исповедовался, спрашивает, как подготовиться. Какие правила вы ему предложите? Не знает, у кого спросить, и спрашивает у вас. Нет у него того, кто возьмет его за руку и скажет, что и где почитать, куда прийти. Объясните человеку, который ничего не знает. Он не знает, как поститься, какие читать молитвы.

П.Н.: Вечернее богослужение, которое мы должны посещать накануне Причастия, и литургия утром – это дар Бога человеку. Это наш труд, молитвенная подготовка к самому большому таинству Церкви – Причастию. Для начала нужно посмотреть степень воцерковления, степень здоровья, обстоятельства работы. Нужно стараться ходить на вечернее богослужение накануне дня Причастия. Обязательно со всеми примириться, ни на кого не держать зла, всех простить. Потому что, когда мы имеем на кого-то какую-то обиду или зло, мы не имеем права причащаться святых Христовых Таин. Из молитвенного правила, которое мы стараемся исполнить, можно заранее начать читать Правило ко Причащению. Сегодня много книг, молитвословов, где собраны все последования для подготовительной молитвы. Это канон покаянный Господу Иисусу Христу, в котором душа изливается в слезном покаянном состоянии перед Богом. Это молебный канон ко Пресвятой Богородице – Божией Матери. Это канон ангелу-хранителю, самому близкому нашему другу, который находится с нами вместе в течение всей жизни и радуется нашему обновлению и плачет о наших грехах. И, конечно, когда о. Григорий Мансуров служил в Знаменском соборе, говорил, чтобы мы прочитали неспеша Последование ко святому Причащению. «После вы поймете, какая глубина заложена в Том, к Кому ты сейчас идешь». Я до сих пор помню эти слова. Когда мы просим у Бога, мы находим ответ, для чего мы соединяемся с Господом, вкушая Его Тело и Кровь.

Вечером после двенадцати часов ночи перед Причащением человек воздерживается от пищи и питья. Предварительно перед таинством мы соблюдаем дни говения. Раньше люди постились целую неделю. Потом стали поститься 2-3 дня. Удобно причащаться после постного дня – на Афоне монахи так и делают. Они для мирских людей эталон. А для монахов образец – ангелы. В среду постный день – в четверг причащаются. В пятницу постный день – в субботу причащаются. Мы в основном причащаемся в воскресенье, потому что в этот день во всех храмах совершается богослужение. Если здоровье позволяет, люди стараются поститься построже.

П.Г.: А если человек пьет таблетки?

П.Н.: Батюшка отец Дмитрий Смирнов, упокой Господь его душу, говорил, что таблетка не является пищей. А если давление или сахарный диабет? Я знаю одного батюшку, который настолько покрывает немощи людей, что благословляет человека даже утром покушать. Потому что сахарный диабет бывает разной степени.

П.Г.: Это нужно лично знать человека.

П.Н.: Каждый человек причащается, как ему удобно, в том храме, куда он ходит, везде есть расписание богослужений. Кто приходит в храм первым, того встречает Божия Матерь, так что на службу не опаздываем! Исповедаться стараемся вечером, чтобы литургия была всецело посвящена Богу.

П.Г.: Утренняя исповедь может затянуться. Один человек исповедуется, а его все ждут. Поэтому утром исповедуем только больных и маленьких детей.

Исповедь, Причастие – это важнейшие христианские таинства. Если человек считает, что он живет с Богом, крещеный, то все решается одним вопросом: когда ты последний раз был на Исповеди и Причастии?

П.Н.: Когда я пришел много лет назад в Знаменский собор, там служили отец Николай Иванычев и отец Иаков Трофимюк. Люди приходили к ним с какими-то внутренними переживаниями, внешними неполадками. Это батюшки, которые прошли суровую школу, времена гонений, переводы с одного прихода на другой. Было время, когда священники вообще могли лишиться храма за какую-то проповедь. И вот первый вопрос, который они задавали: когда ты последний раз был на исповеди? Когда человек заглянет внутрь своей души, обновит ее, выскажет свою сердечную боль, сердечно покается, то и получит прощение от Бога. Как старец Паисий Святогорец говорил: «Сфотографируйся до Причастия и после и сразу увидишь разницу». Тогда и внешние обстоятельства меняются. Наша вера в Бога – это вера в то, что Бог для всех хочет спасения.

П.Г.: Как обычному человеку, который работает, – у него семья, обязанности, может быть, на большой должности, кто-то на двух работах или просто постоянно находится в мирской суете, – как ему молиться? Сколько? Есть молитвословы – там много всего написано: есть утренние, вечерние молитвы, в продолжение дня, перед едой. Как читать, что читать? По книге, по памяти? Если кто-то не успевает, может включить аудиозапись? Давайте об этом поговорим. Какой минимум можно предложить?

Есть человек, например, который совсем не молится. Я ему говорю, чтобы начал читать молитву хотя бы перед едой. «У вас одно только поглощение пищи займет минут десять. А еще приготовить, убраться. А тут полминуты прочитать “Отче наш”. Куда еще меньше? Начните крестик носить. Господь установил правило: шесть дней трудись, один день посвяти Богу. Да и то – не один день, а 1,5-2 часа, пока длится служба».

П.Н.: Святитель Димитрий Ростовский говорит, что у человека должно быть пусть малое, но ежедневное правило. В начале своего воцерковления можно выбрать хотя бы то, что тебе легло на сердце. Есть время – помолись побольше. Как говорил Иоанн Кронштадтский: «Поработал побольше – больше поел, меньше поработал – меньше поел». Про молитву так говорил: «Умоляю вас, братия, старайтесь учиться молиться медленно – пусть мало, но нужно, чтобы вы согревались молитвой». А отец Николай с острова Залит говорил: «Начинаешь дело – “Господи, благослови”, в процессе – “Господи, помоги”, закончил – “Слава Тебе, Господи!”» В молитве «Отче наш» ты призываешь Самого Отца Небесного, Который является твоим Отцом.

П.Г.: А Иисусова молитва только для монахов?

П.Н.: «Кто призовет имя Божие – спасется», – говорит апостол Павел. Он говорит о непрестанной молитве. Праведный Алексей Мечев просил своих духовных чад запомнить, что непрестанная молитва – это не механическая молитва. Это вопль из глубины сердца.

П.Г.: Любая молитва может превращаться в механическую: слова повторяешь, а при этом мысли могут быть в другом месте.

П.Н.: Помню, один иеромонах – Гавриил, сухумский старец, – ответил на мои слова, о том, что я устал: «А ты подумай, что ты сегодня службу совершаешь последний раз в жизни. Еще всегда проси ангела-хранителя, когда нужно тебе что-то совершить, – он тебе поможет». Отцы знали, что мы ничего не можем без Бога.

П.Г.: Хоть как, но молись. Хоть по молитвослову, хоть по памяти, за рулем, в автобусе. Не стесняйся достать молитвослов. Это вообще исповедничество. Стесняешься – читай по памяти, что знаешь.

П.Н.: Мне один монах говорит: «Зашел в торговый центр купить хлеба – перекрестись крестным знамением, это проповедь будет! В автобусе едешь мимо храма – перекрестись. Пусть стесняются те, кто этого не делает». Понятно, что это состояние человеческой души.

П.Г.: Это некая борьба с собой: сломать свое стеснение, перебороть – это много значит. Я помню, как-то надел подрясник, пошел по Омску – мне же его благословили, значит я должен его носить. Обычно его в пакетике носят, как до храма дошли – надевают. А я подумал: «Что я, стесняюсь что ли?» И у меня такая внутренняя борьба была! Я надел его и пошел. Зашел в лифт, спустился. Пока дошел до автобуса, в автобусе ехал – пережил какой-то невероятный человеческий суд, сотни пар глаз с разными чувствами… После этого уже больше не стеснялся веры. Мне было тогда шестнадцать лет.

Меня в детстве – лет десять мне было – мама одного моего друга поставила в очень неожиданную ситуацию, где я повел себя как апостол Петр во дворе первосвященника. Она сказала обо мне, что это только моя бабушка молится, я, мол, этого не делаю – правда? А я, чтобы от меня отстали, ответил: «Да». И тут же почувствовал, что отрекся… Хотя еще не ходил тогда в церковь, крестик не носил, советское время было, но знал, что Бог есть, что зовут Его Иисус Христос. …И понял, что в этот момент от Него отказался. Так я тогда это прочувствовал, что, когда мне благословили подрясник, понял, что надо его носить.

П.Н.: Господи, слава Тебе!

П.Г.: Я, конечно, сейчас по каким-то хозяйственным делам без него езжу, снимаю, чтобы не испачкать. Но не потому, что стесняюсь, – просто в хозяйственных делах он неуместен.

Отец Николай, сейчас мало людей венчается. Почему? Неужели это какая-то второстепенная вещь? Неужели без этого можно жить и быть христианином? Или мы стали больше требований предъявлять к брачующимся?

П.Н.: Мой батюшка говорил, что ни одной минутки нельзя жить без венчания. По милости Божией, мои папа и мама, братья и сестры – все стараются исповедоваться, причащаться и жить духовно. Я им в подметки не гожусь. Когда мама с папой поженились, папа не был крещеным. Потом, когда родились мои братья и сестры, папа покрестился, в этот же день было венчание. И потом родились мы с сестрой. В Церкви служим только мы. То есть это отпечаток своего рода, Божие благословение. Это очень важно. Хотя знаю, что мои братья лучше, чем я.

Люди думают, что они расписаны государством и этого достаточно. Как сказал Священный Синод – это не является блудом, но такой брак не свят. Люди думают: ну и ладно, а вдруг мы расстанемся, потом еще в церковном разводе участвовать. Во всем этом есть какая-то очень большая боль. Надо созревать, в чистоте содержать супружество. Это очень важно, потому что люди даны друг для друга как ангелы-хранители.

Венчаются, конечно. Особенно в связи с последними событиями. Ребята, которые уходят на мобилизацию, стали венчаться. Буквально за прошлую неделю двоих повенчали. Конечно, сейчас меньше, чем в 90-е, когда была мода. Боль священнического сердца в том, что брак не все сохранили. Приходят, чтобы развестись. Желаю, чтобы Господь нам дал ответственность.

П.Г.: Как в древности – креститься старались под конец жизни, из благочестивых соображений: «я же не могу жить и не грешить. А уж если я крещусь, то должен быть святым». Император Константин только под конец жизни крестился. Кстати говоря святой. Как и русские князья перед смертью принимали монашество и уже в монашеском чине предстояли перед Богом. Так же в древности относились к факту крещения. Святые, кстати, по этому поводу ругались: «что же вы делаете, так нельзя, нужно креститься!» А они, вроде бы, из благочестивых соображений: «в Бога будем веровать, но не креститься». Но ведь и причащаться тогда не будем! А вдруг тебя смерть настигнет? Так же и здесь: «мы не будем венчаться, а вдруг мы разойдемся». Зачем тогда рождаться на свет, вдруг мы умрем? А мы точно умрем. Что же теперь, не рождаться?

П.Н.: Нужно обязательно мыслить, как говорил Серафим Саровский: «То, что облобызала Церковь Православная, – все для христианина должно быть любезно».

П.Г.: Нужно собороваться всем подряд или только больным?

П.Н.: Обязательно должен быть индивидуальный подход. У каждого есть духовные и душевные переживания. Сейчас, кстати, их стало гораздо больше. Люди приходят и просят соборования. Есть у человека начальная стадия какой-то болезни – ждать что ли, когда он совсем сляжет? Мы же у Бога просим исцеления. Если человеку надо, то можем соборовать.

П.Г.: Отец Николай, как часто бывают такие случаи, что пришли молиться за болящего – и он излечивается? Чудеса, одним словом. Это необязательно в плане соборования. Пришел человек сам с тяжелой, неизлечимой, прогрессирующей болезнью, в Церкви исцеляется или просто с болезнью живет дальше: годы идут, болезнь есть, но в то же время жизнь идет и все нормально. Много ли таких случаев?

П.Н.: Я как-то на этом особо не заострял внимание в своей священнической жизни. Просто не обращал внимание. Но знаю одного священника, который служит в нашей епархии, который сильно болел, исцелился и служит, слава Богу, до сих пор. Исцеления точно есть. Господь знает, как это делать. Знал одного военного человека, у которого была очень страшная болезнь. Он поехал на остров к батюшке отцу Николаю, и тот дал ему кушать то, что ему нельзя. После этого прожил еще четыре года, не чувствуя болезни. Милость Божия дается и через покаяние и Причастие.

П.Г.: Часто вас зовут причащать больных? Я знаю, вы в хоспис ходили раньше.

П.Н.: Хоспис сейчас другие батюшки посещают. Я езжу на дом. Слава Богу, люди причащаются – кто не может дойти до храма, – чтобы не остаться без Христа. Признаюсь, есть такие представления, что если батюшку пригласить, то человек умрет. Он, естественно, может умереть, почему нет? Мне на днях один молодой священник рассказывал. Только его рукоположили, он пришел в храм, а ему говорят, что надо причастить больного и именно сегодня. Он пришел к нему домой. Человеку было так плохо, что кричал от боли. Его причастили, и через пять минут он отошел в вечность. Представляете – быть причастным Телу и Крови Христа для исцеления души и тела, для жизни вечной! Поэтому жаль, что люди иногда боятся призвать священника, чтобы напутствовать человека. Говорят: «Что это вы меня хороните? Хотите, чтобы я умер?» Наоборот, для жизни, дай Бог тебе здоровья, живи еще столько, сколько тебя Бог благословит, – но ты будешь со Христом. Люди Божии, если нет возможности прийти в храм, зовите священника!

П.Г.: А если есть возможность приехать в храм – приезжайте или привозите своих родственников. Бывает, что зовут к тем, кто и ходить может, и сам приехать. Человек может прийти в храм, но службу выстоять не по силам. Но мы же не говорим, что на всю службу приходить нужно больному. Пусть приедет, как младенцы приезжают, ближе к Причастию. Не знаю, как в других храмах, я выхожу перед Причастием еще раз посмотреть, кто пришел на исповедь. Ситуации бывают разные – тяжелобольной или дети. Тут же исповедую. Человека подвели под ручки, помогли ему. Если тяжело, можно уйти после Причащения, не дожидаясь конца службы. Нужно ценить труд священника. Если вы хоть немного передвигаетесь, пусть и с помощью, – можно и приехать.

Давайте поговорим о том, что жизнь наша земная кончается, уходят близкие. Что людям нужно знать об этом? Если человек еще живой, то первое, что нужно делать, – звать священника. Пусть он лучше хоть «в последний вагон запрыгнет». Его собственная душа покается, не молитвами родственников, которых еще, может, и не будет, а из состояния собственного покаяния. Как правильно похоронить близкого человека, что нужно сделать? Как все это сделать по-христиански?

П.Н.: Когда человек болен и не может подняться с постели, отцы Церкви советуют просвещаться чтением Евангелия. Я всегда стараюсь своим близким подсказать – почитай Евангелие. Серафим Саровский говорит, что от чтения Евангелия просвещается ум, просвещается сердце и даже очищается воздух. У митрополита Антония (Блума) описан один случай, когда человек совсем лежал без памяти и пришел к нему пастор другой конфессии. «Что я могу с ним сделать?» – говорит он митрополиту Антонию. Он посоветовал почитать больному Евангелие. Тот проявил усердие и стал читать. Больной лежал без памяти, а священник читал ему Евангелие. Потом на третьи сутки открывает глаза и четким голосом отвечает: «То, что ты мне читал, я все слышал. Теперь я знаю, что Христос пришел спасти грешников», – закрыл глаза и умер.

Очень важно, когда человек страдает, напутствовать его Божественным освящением, Божиим словом. Я знал одного христианина – Жвавова Николая, ректора медицинской академии. Он врач, и знал, что уходит. За месяц до смерти попросил меня к нему приехать. Я приехал. Мы с ним попрощались. Он сказал, что ему осталось жить не больше месяца. Созвал всех друзей, чтобы попрощаться, попросить прощения. Я был очень поражен, как у него получилось со всеми помириться, умереть по-христиански, конечно, с напутствием святым Причащением, Исповедью. Очень хорошо, что отпевали его в храме. Человек первый раз был посвящен Богу в храме при крещении – и проводили его в последний путь в вечность тоже в храме. Конечно, это определенные переживания, дополнительные мероприятия. Но если такая возможность есть, нужно идти этим путем. В храме все настраивает на богообщение.

П.Г.: Это тоже древняя традиция. Вечером привезти тело человека в храм. Ночью там никого нет, все разошлись после вечерней службы. На утро люди в храме собираются. Если служба идет, во время службы тело стоит в храме рядом с пришедшими. Если службы нет, то просто совершается отпевание. Если родственники покойного церковные, то можно на ночь в храме остаться. Я ключи оставлю от калитки, храм открыт всю ночь, каждый желающий может ночью приехать, побыть рядом с умершим, почитать Псалтирь. Раньше человек три дня стоял, не было никаких моргов.

Я вообще не понимаю, зачем человека вскрывают, это какое-то «жертвоприношение». Зачем это нужно? Как будто все мы потенциальные убийцы: вдруг его отравили или еще что. Неправильно это. Мы обычно сторонимся этой темы, стараемся ее не поднимать. Но я не понимаю, зачем это нужно и кому. Если тренироваться нужно, так для этого манекены есть, студенты на них тренируются. Раньше тело человека три дня находилось в храме или дома, родственники за это время осознавали, что произошло. А сейчас человека забрали еще живым, увезли в реанимацию и звонят уже после того, как он умер: давайте приезжайте, все оформляйте. И потом близкие его видят буквально один час на прощании. Это если им еще зал дадут. А если нет, то только на кладбище. Здесь уже стоят с лопатами: давайте скорее, нам еще дальше работать. Хорошо, если священник придет, отпоет, люди побудут полчаса рядом с гробом. Люди даже не успевают осмыслить, что произошло. А так, если в храм привезли, можно на ночь остаться, сменяя друг друга. И утром побыли, почитали Псалтирь. Душа человека тоже рядом находится. Это очень хорошо. Люди, которые так прощаются, – мне кажется, им легче.

П.Н.: Есть такое удивительное повествование. Два друга решили, что когда Господь заберет из них кого-то первым в вечность, если будет у него возможность, придет, расскажет, как там. Когда один ушел первым, его отпели, похоронили. Его друг сидит в раздумьях, переживает за ушедшего. И вдруг тот заходит в его комнату: «Ты просил, чтобы я пришел, и вот я здесь». Он спрашивает его: «Как ты?» – «Когда умер, то видел себя со стороны, свою жену, детей. Старался их как-то утешить, они плакали. Мне было больно от того, что они не чувствовали, что я рядом. Особым утешением было, когда пришел мой духовник и стал возносить молитву, совершая каждение вокруг моего тела. Я почувствовал такую радость и утешение, что душа моя ограждена молитвой. Когда молитва прекратилась, на душе опять была скорбь, потому что мне нужно было уходить. Я видел плачущую жену и детей… Ну ладно, мне некогда, я пошел».

П.Г.: Как поминать родственникам умершего, как молиться, как часто ходить на кладбище?

П.Н.: Любое поминовение мы совершаем прежде всего в храме. Это заупокойная молитва на литургии, можно подать записочку. Попросите священника совершить панихиду. Если есть возможность – на девятый, сороковой день, на годовщину пригласить священника на могилу помолиться. Блаженная Паша Саровская говорила: «Если бы священник знал, что только один раз махнет он кадилом – как много это значит для человека!» …В домашних условиях – это Псалтирь. В дни особых поминовений хорошо, если родственники все вместе соберутся, исповедуются, причастятся.

Старец Паисий Святогорец говорил, что домашняя молитва, молитва Церкви, милостыня – для усопшего приносят много-много утешения. Но особую радость для него составляет благочестивая жизнь его близких на земле.

Набор текста: Наталья ЛИПАЕВА

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.