Не стоит село без праведника.
По сути в нашей жизни все определяет
«встреча» с кем-то. После этой встречи может
все измениться: либо вверх, либо вниз, либо
крутой поворот, но обязательно новая ступень.
Иногда мы можем даже и не понять, что те
изменения, которые произошли с нами в нашей
судьбе или сознании, были результатом такой
встречи. И только намного позднее осознание
приходит к нам, а оно обязательно приходит.
Так вот случилось и со мной.
Как-то на заре моей духовной молодости
поехала я в паломническую поездку в Дивеево, где, как известно, находятся мощи святого
преподобного Серафима Саровского. Надо
признаться, что ездила я тогда много и часто
по святым местам, но не столько для того,
чтобы поклониться святым мощам и чудотворным иконам, а просто чтобы посмотреть на
новые места, храмы, достопримечательности,
а за одним уж исповедаться и причаститься.
Паломников собралось много, автобус «икарус» был почти полон. Хоть он и новый, но
сидеть на узких сиденьях неудобно, а ехать
двое суток, да еще по жаре – нелегко нам
пришлось. Но мы большого внимания не обращали на неудобства – ведь мы не какие-то
обыкновенные туристы, мы паломники! А для
паломников немного пострадать – святое дело.
После села Исетского остановились, чтобы забрать еще двух паломников. Это были
мужчина и бабушка – как оказалось, сын с
матерью. Ей было где-то уже лет под 80.
Почему-то она напомнила мне украинку:
одета ли так была, как бабушки ее возраста одеваются на Украине, или еще
что-то, но еще крепкая и бодрая на вид.
Я подумала с неудовольствием: и куда
она едет, тяжело же ей будет, придется
нам с ней потом повозиться!
Когда приехали в Дивеево, то разместились, по предварительной договоренности, в «комфортабельной гостинице»
с удобствами во дворе, с кроватями
железными в два яруса, которые стояли
так близко друг к другу, что оставался
только очень узкий проход. Но нам, нескольким женщинам, повезло: мы поселились под
крышу, где на полу лежали матрасы, подушки
и немного одеял. Окно было без стекла, зато
было свежо и прохладно, мы были счастливы,
что так комфортно устроились.
Да нам и некогда было не то что сидеть
в гостинице, но и спать. Первым делом отправились искать «Канавку» Богородицы, где
видел Ее сам преподобный Серафим (да и
сейчас говорят, что многие видят, как обходит Она Свой монастырь). Стояла ночь, но
все храмы освещены, народу много, жизнь
кипит, и в то же время тишина. К раке Батюшки очередь, даже ночью народ идет
непрерывным потоком. В два часа ночи
пошли на исповедь к нашему священнику, который сопровождал нас в поездке.
Бедный отец Вячеслав! – он был молод
и очень хотел спать. Исповедь принимал,
буквально клюя носом и засыпая на ходу,
но каким-то чудом улавливая наши грехи,
которые требовали особого внимания. Так
началось наше пребывание в Дивеево.
Постепенно мы все перезнакомились.
Много было интересных людей в нашей
группе. Но больше всех мое внимание
привлекла та бабушка, которая подсела
к нам за Исетским. Особенно после того,
как мне рассказали, что у нее было 12
детей – 6 мальчиков и 6 девочек, и только
один умер в трехлетнем возрасте. Это произвело на меня большое впечатление, и я стала
присматриваться к ней. Но ничего особенного
не замечала. Вела себя она скромно – как
говорится, вперед не лезла и от всех не
отставала. Я обратила внимание на то, как
она общается с людьми. Спросят – ответит с
охотой, доброжелательно, но ничего лишнего;
не спрашивают – не лезет в разговор, не перебивает и не навязывает своего. Больше ничего
особого я не замечала. Почему-то около меня
были одни люди, а около нее – другие, повидимому, более достойные ее общения, чем
я. Поэтому все, что пишу про нее, я узнала
от других паломников и от ее сына Сергея,
с которым мы в дальнейшем встречались в
других поездках и в Тюмени. Почему не от
нее? Тогда я просто не понимала, с каким
человеком повстречалась. Говорят же, что
ответы есть всегда – были бы вопросы и был
бы тот, кто способен их задать и понять ответ. Кстати, у меня был вопрос, на который я
искала ответ и думала, что никогда не получу
его: после чтения классиков русской литературы мне стало интересно, какие были люди
раньше, ну хотя бы в XIX веке, их психология,
их взаимоотношения. Вот бы встретить такого
человека! По моим понятиям, мой дедушка
был таким, но он давно умер.
И вот в этой поездке я получила ответ,
встретив Анну Васильевну.
Анна Васильевна Кузьмина
Родилась Анна Васильевна в 1922 году в
большой семье. В школе училась на отлично,
ей нравилось учиться. Но когда она окончила 6-й класс, отец сказал: «Хватит, девочке
необязательно учиться. Тебе надо выходить
замуж и рожать детей, нечего время зря
терять». И заставил ее плести сети и по дому
управляться. Но тем не менее она как-то
смогла окончить курсы медсестер. Была очень
профессиональным работником, умела все. Ее
очень ценили как медсестру. Знаменитый на
всю страну хирург без нее не делал операции,
всегда приглашал именно ее. «Он был врач от
Бога», – говорили о нем. Его посадили где-то
в 1947-1956 гг., по-видимому, по так называемому «Делу врачей». Анна очень жалела его,
говорила, что он и как хирург, и как человек
был прекрасный.
После войны она вышла замуж. Муж хоть
и любил ее, но, так как много пил, поднимал
на нее руку, и она с детьми часто пряталась
от него в огороде. И только тогда, когда она
уходила в город рожать очередного ребенка, он
переставал пить, выгонял своих собутыльников,
брал хозяйство в свои руки, сам готовил, стряпал, мыл дом, ухаживал за скотиной. Но когда
она возвращалась, опять брался за свое. Когда
он умирал, то позвал ее и попросил помочь
ему. Она зажгла свечу и стала молиться. Он
успокоился и затих. Незадолго до его смерти
они все-таки повенчались.
|
Когда сгорел их дом и им негде было
жить, а детей было уже четверо, никто не
помог с жильем. Тогда Анна написала письмо
самому Н.С. Хрущеву, и он ответил. Вскоре
им построили небольшой дом в две комнаты,
где она и прожила всю жизнь.
Несмотря на то, что в семье было много
детей, в доме всегда было чисто. «Мы по очереди мыли полы каждый день, – вспоминает
сын, – а мать каждый месяц белила стены и
потолок. "Там, где дети, должно быть чисто",
– говорила она. У каждого ребенка была своя
тумбочка и плечики, на которые мы вешали
школьную форму. Воротнички стирали сами
и сами пришивали с вечера. Она никогда не
стирала на машинке, а только вручную. Вообще
мы, дети, не видели, когда она спала и ела. В
3:30 утра уже в огороде, полет или поливает.
И это всю жизнь, почти до самой смерти. Один
год была жара, у многих урожай был плохой,
много погибло от засухи. А у нее прекрасно
все выросло, тыквы по 35 кг уродились, потому что она с раннего утра поливала по 40
ведер воды (у нее нет никакого автополива).
Я попробовал – хватило сил только на 20
ведер. Выращенный урожай она складывала в
11 мешков: картошка, по ведру свеклы и моркови – и раздавала всем своим детям. Сама
же ела всегда очень мало, в основном блюда
из тыквы. А когда пост, то довольствовалась
одним стаканом воды с сухарями на три дня.
При этом я не помню, чтобы она болела, а уж
жаловаться на недомогание – этого никогда не
было вообще, – говорит сын. – Когда ей было
уже далеко за 80, у нее случился остеохондроз,
и ей прописали уколы, но укололи только два
раза, больше не дала ставить. Таблетки тоже не
пила. Сейчас я понимаю, что, может, когда-то
она и недомогала, но виду не подавала. Все
терпеливо переносила: и боли, и побои, и невнимание детей, и их насмешки над ее верой.
Мы, дети, думали, что так и надо и у всех
такие матери. Да уж, точно сказано: большое
видится на расстоянии».
Когда Анне сообщили, что у нее умирает
ребенок в больнице, она все бросила и побежала в город пешком, а до него вообще-то
около ста километров. Соседи ей говорили,
чтобы подождала машину или подводу какуюнибудь, но она не стала терять времени и
ушла. И, думаете, за сколько она прошла эти
километры? За ночь, часов за 6-8. Как такое
могло произойти, никто не знает. А в районный
город за 35 км она ходила до старости пешком
да еще несла полные сумки, и не только себе,
а всем, кто что закажет. А после этого, не
отдыхая, трудилась по дому. Все удивлялись,
как она не устает.
Пенсию Анна Васильевна никогда не получала, сама отказалась. И как дети ни ругали
ее и ни настаивали, не соглашалась. Наверное,
это было благословление ее духовника – отца
Григория Понамарева. Дети помогают, но не
все, больше она сама себя кормит. Просила
только, чтобы привозили ей свечей. Она их
раздавала в селе. Там не было храма, и люди
нуждались в этом. Молилась за всех, кто
просил, да и за тех, кто не просил, но кому
требовалась молитвенная помощь.
Своих детей в детстве водила в церковь в
воскресные дни причащаться. Вступать в
пионеры не разрешала. Ее ругали: «Зачем детей портишь?» Она отвечала: «Я
их спасаю». Но в комсомол некоторые
из детей все-таки вступили позднее. Анна
всегда и постоянно переживала о том,
что никто, кроме одного сына, не верил
в Бога – и муж, и дети подшучивали над
ней и ее верой. А она только молилась.
Когда состарилась, сын звал ее к
себе на север жить, но она говорила,
что приедет только тогда, когда там храм
построят. Он думал, что его никогда в их
поселке не построят. Но ведь построили!
И она приезжала, но жить хотела только у
себя в своей родной деревне, в своем доме.
Уйти в монастырь было ее всегдашним
желанием, но отец Григорий не благословил.
Сказал, что семья – вот ее монастырь. Дал
ей правило, которое она должна вычитывать
каждый день, и она соблюдала это всю свою
жизнь.
Умерла Анна Васильевна 15 октября 2012
года на 90-м году жизни. В то время она гостила у сына и все просилась домой. Наконец он
сказал, что завтра поедем. Она обрадовалась
и уснула. Больше она не проснулась. Перед
этим ничем особо не болела, плохо себя не
чувствовала. Легка смерть праведника
твоего, Господи!
…В ту поездку она попросила написать имена всех паломников. На какойто подвернувшейся под руку картонке
написали. И вот прошло лет десять. При
встрече с Сергеем он сказал, что она до
сих пор молится за нас, только картонка
та давно стерлась, и уже не раз имена
переписывались на другую бумагу.
Какое счастье, что были такие праведники на земле, о которых никто не знает,
никому они не известны, кроме Бога,
которые молятся за нас и за весь мир
здесь и на небесах. Надеемся и верим,
что и сейчас такие люди есть. Иначе бы
мир давно бы не устоял. Ведь сказано же, что
не стоит село без праведника…
Р.S. Много повидали и узнали мы в то
паломничество. И не только о тех святых, к
кому ездили, но прежде всего о себе. О многом
хотелось бы рассказать, но это в другой раз.
Когда возвращались, остановились в лесу
под Тюменью, чтобы отслужить благодарственный молебен о благополучно завершившемся
путешествии. За время поездки мы все сдружились, и нам было хорошо и радостно молиться
вместе. Но мы были не одни: вместе с нами
молились все те, у кого мы побывали, – и сам
батюшка Серафим со своим ручным медведем,
и святой праведный адмирал Федор Ушаков,
и святая мученица Параскева. Но я не могу
утверждать, что присутствие их было незримо.
Надежда Федоровна ПАРЕНКО,
ноябрь 2021 г
|