Иногда планируешь сделать интервью с многодетной семьей, а
один из супругов отказывается. Мало ли какие причины у людей
бывают. И тогда рубрика «Формула семьи» не получается. Но беседа с одним из супругов тоже может оказаться интересной. Так и вышло с протоиереем Романом Николаевым, настоятелем двух
храмов: Рождества Богородицы в д. Рождествено и святых мучениц
Веры, Надежды, Любови и матери их Софии в д. Пчелки.
– Отец Роман, расскажите, пожалуйста, о вашей семье.
– Мы с матушкой в браке 19 лет, матушка
по первому образованию иконописец, но в течение семейной жизни выучилась еще на логопеда и на клинического психолога. Детей у
нас шестеро: четыре дочки и два сына. Старшей, Марии, 17 лет, она учится в 11-м классе
православной гимназии Сергия Радонежского
в Сергиевом Посаде. Готовится к поступлению
в институт, выбрала для себя экономический
факультет. Вторая дочь, Екатерина, заканчивает 9-й класс гимназии имени Ольбинского,
тоже сейчас готовится к поступлению, хочет
пойти в китайский колледж – она учит языки.
Третья дочка, Татьяна, учится в пятом классе
светской гимназии. Четвертая, Елена, – во
втором классе православной гимназии. Сыну
Даниилу почти пять лет, а Михаилу восемь
месяцев. Все старшие дети прошли через
музыкальную школу по классу фортепиано,
Мария уже окончила, сейчас ездит только на
вокал. Я их туда отправлял, чтобы они мне
на клиросе помогали. Все школьные годы
они пели у меня в храме и до сих пор поют,
хотя Катя поменяла музыкальную школу на
художественную.
– Почему у вас одни дети учатся в
православной школе, а другие – в светской?
– В начале брака у меня была иллюзия,
что я смогу отгородить своих детей от внешнего мира: дам им православное воспитание,
будут смотреть только те мультфильмы, которые я сам выберу… А потом я понял, что так
не получится. Дети все равно видят реалии
мира, и хорошо ли пытаться максимально
оградить их от него? Мы стали наблюдать,
сравнивать и пришли к выводу, что начальные классы действительно лучше провести в
православной школе, а старших детей имеет
смысл отдавать в обычные школы с углубленным изучением предметов – пусть они видят
другие взгляды на жизнь, учатся отстаивать свое мировоззрение. Мне кажется,
православные родители часто находятся
в плену фобии, что их православный ребенок может заразиться влиянием мира и
станет неконтролируемым. И у нас такая
была, а потом мы увидели, что встреча
с миром не так страшна для детей, как
кажется. Они даже становятся крепче в
своих взглядах. Хотя бывало и такое, что
у детей появлялись светские увлечения,
и мы вместе их переживали.
– Какого рода увлечения?
– Музыка. Но здесь помогло то, что
мы ходили в музыкальную школу. Когда
у ребенка уже выработался вкус, он
становится более разборчивым, может
отличить стоящее от нестоящего. Переболеет какой-нибудь попсой, и пройдет.
Что еще? Одежда. В православной
гимназии – один дресс-код, в светской
школе – другой, там уже девочки могут
носить брюки. Я не думаю, что это плохо.
Ну походит девочка в брюках, но если она
останется в храме, сохранит веру, то не
страшно совсем.
С первого класса все дети ездили со
мной в храм каждое воскресенье. Но в какойто момент я увидел, что они идут только
для того, чтобы не расстроить папу. И я дал
старшим девочкам свободу посещать храм
тогда, когда они сами этого захотят. Все-таки
пребывание в церкви однажды должно стать
для ребенка не тем, что навязали родители,
а его личным выбором. А для личного выбора нужна свобода.
– И что они выбрали?
– К моей радости, они ходят в храм.
Может быть, не так часто, как раньше, когда
я сам их возил каждые выходные, но через
воскресенье ходят. У них сейчас большая нагрузка, к экзаменам готовятся. Школа – это
же только половина учебы. Вторая половина
– репетиторы и подготовка к экзаменам. Иногда до часу ночи сидит, учит что-то – пусть
она лучше выспится, в следующий раз поедет
с нами. Это наш духовный опыт.
– Когда православные родители стремятся оградить своих детей от внешнего
мира, ими движет, вероятно, страх, что дети
слишком рано утратят чистоту.
– Я вижу, что по сути своей девочки остались чистыми детьми. Я могу это утверждать,
потому что дочери мне исповедуются, у нас
сохранились доверительные отношения – надеюсь, и дальше будут сохраняться. Внешний
мир не сильно на них влияет, они уже выработали для себя определенные границы.
Скажу больше: у второй дочери, которая
учится в светской школе, все друзья – из
православной среды. Прежние связи не порвались, они чувствуют родство душ. И если
вечером после школы она выходит гулять, то
гуляет с православными друзьями.
– Вопрос доверительных отношений с
детьми актуален для любого родителя. Как
вам удалось их сохранить?
– Я сделал массу ошибок – может, в
этом и секрет. Если я вижу, что в чем-то
ошибся – был слишком требовательным
или слишком черствым, – я стараюсь это
проанализировать и скорректировать свое
поведение. Процесс воспитания вообще происходит в динамике. Нет золотых правил,
которые ты уяснил, живешь по ним, и у тебя
не возникает никаких сложностей. У меня
был еще такой непростой момент: я рос
единственным ребенком в семье только с
мамой, а потом у меня появилась своя
семья, и со временем я стал многодетным отцом. Чтобы приспособиться
к этой новой для меня системе, мне
пришлось очень многое в себе пересмотреть, переоценить. И до сих пор этот
процесс продолжается. Может, я уже не
делаю таких смешных и глупых ошибок,
которые случались, когда родился первый
ребенок, но я делаю новые ошибки. Дети
растут, и все время возникают новые
обстоятельства. У меня никогда не было
ребенка, которому 18 лет – вот сейчас
старшей дочке исполнится, как себя
с ней вести? Как строить отношения?
Это новый опыт. Как в христианстве:
в определенном духовном возрасте мы
постигаем заповеди на разной глубине.
Одно дело – не ответить злом на зло,
другое дело – помолиться за врага. Так
же и в воспитании детей.
– А вы можете подойти к ребенку и сказать: «Я был неправ, прости меня»?
– Конечно. Иногда мне помогает супруга.
Она говорит: «От папы такое обиднее слышать, чем от мамы. Ты обидел ее». Когда
я осознаю это, подхожу и обнимаю, говорю
какие-то слова. «Давай помиримся, папа был
неправ». Дети видят намерение… Это как с
Господом: благоразумный разбойник покаялся на кресте, его намерение изменилось – и
Господь его принял. Мне кажется, когда дети
видят, что ты стараешься себя изменить, им
этого бывает достаточно. Они ценят намерение, которое говорит о том, что папа хоть
и делает ошибки, но все же не чурбан бездушный. И это укрепляет отношения – когда
дети видят, что ты искренне переживаешь и
стараешься исправить ситуацию. Тому, кто
относится к тебе искренне, с любовью и заботой, можно многое простить.
– Как вы решаете конфликты между
родителями?
– Бывает, возникает проблема между
супругами, и человек понимает, что решить
ее сложно. Что делать? Садиться, разговаривать, изливать друг другу душу, работать
над собой… Если видишь, что вторая половина не может что-то в себе изменить,
приходится уступать. Когда есть проблема,
но нет диалога, она не решится никогда. Я
считаю, что лучше поговорить на повышенных
тонах, пусть поругаться, но не замалчивать
проблему. И даже если ты сам не в силах
изменить свое естество – можно помолиться
Господу, чтобы Он помог тебе это сделать.
Еще один важный аспект – нельзя забывать друг друга. Супруги часто совершают
эту ошибку. Быт, дети, их болезни, учеба
превращаются в бесконечную карусель. Механизм налажен, каждый выполняет в семье
свою функцию, но за ежедневной рутиной
мы перестаем видеть свою вторую половину. Поэтому нужно находить время побыть
вдвоем – убежать в кафе, посидеть там в
тишине за чашкой чая.
– К сожалению, в некоторых семьях мужья помыкают женами, приводя в качестве
аргумента фразу из Писания «да убоится
жена мужа».
– Дело в том, что неофиты…
– Но речь не только о них, это встречается и в семьях давно воцерковленных.
– Неофиты – это не те, кто вчера покрестился. Неофиты – это те, кто в духовном
отношении остался детьми. Человек может
всю жизнь ходить в храм и при этом оставаться неофитом. Этот отрывок из Послания
апостола Павла, который читается во время
таинства Венчания, я разбираю на огласительных беседах перед совершением таинства и объясняю так: жена боится оскорбить своего мужа, потерять его любовь, дерзким
словом или поведением огорчить его – вот
чего она боится. Супруга – хранительница
очага, она создает атмосферу в семье. Вот
как она настроит, так и будет.
Женами помыкают неправославные
мужья. К сожалению, не каждый человек,
называющий себя православным, таковым
и является. В Евангелии есть люди под названием «фарисеи». Они прекрасно знали
Священное Писание, были близки к храму,
но при этом оказались неспособны принять
проповедь Христа. Служит человек в алтаре
или стоит в притворе храма – это не признак того, что он стал ближе к Богу. Можно
обвешать себя крестами, но остаться ханжой
с черствым сердцем, не имеющим сострадания ни к кому. Задача духовной жизни –
уподобиться Богу, приобрести христианскую
любовь ко всем. Не всеми это может быть
понято и принято за правило, потому что
это трудно. Внешние вещи делаются легко,
а попробуй поработать над собой!
– Что вы могли бы сказать родителям,
которые считают, что рожать нужно только
тогда, когда время благоприятствует?
– Тяжелые времена – понятие относительное. Если бы наши бабушки и дедушки
посмотрели на нас из 40-х годов ХХ века
и мы бы им сказали, что у нас тяжелые
времена, – я не знаю, что они нам ответили
бы. Это вообще не вопрос комфорта или дискомфорта – вопрос рождения ребенка. Если
в тебе есть любовь и ты хочешь ее кому-то
дарить, то ты и в тяжелое время родишь
дитя и будешь за него Бога благодарить.
Да вообще за все будешь благодарить – за
то, что живы, за то, что есть кусок хлеба и
кров над головой.
Но, с другой стороны, мы не должны
никого осуждать и требовать подвига сверх
сил. У нас в Сергиевом Посаде живет большое количество многодетных семей. Я знаю
родителей – у них четверо детей, но они
до сих пор живут в съемном жилье. Язык
не повернется осудить их, если они скажут:
«Мы пятого уже не хотим». Нестабильность
в жизни – это действительно тяжело, поэтому никогда никого не возьмусь осудить. Я,
как вы понимаете, говорю не о прерывании
беременности – если жизнь ребенка уже зародилась, ее необходимо сохранить! Но если
люди решаются родить ребенка, это достойно уважения и в определенных жизненных
обстоятельствах действительно становится
подвигом. Я думаю, таких людей Господь
награждает еще в этой жизни.
С протоиереем Романом НИКОЛАЕВЫМ
беседовала
Анна БЕРСЕНЕВА-ШАНКЕВИЧ.
Православие.ру,
2 марта 2023 г.
|