ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

№4 2022 г.         

Перейти в раздел [Документы]

Покайтесь, пока не поздно! Невиновных нет

Есть очень хорошая душеспасительная традиция у христиан: в Прощеное воскресенье просить друг у друга прощения. По окончании воскресной литургии была свидетельницей такого диалога: «На вечерней службе помолись за всех нас (примеч.: имеется ввиду тех, кто по разным причинам не сможет присутствовать на вечерней службе) и попроси прощения». Ответ: «Нет, я могу молиться только за себя».

Как током пробило. И сразу подумалось: «А почему молится человек только о себе и, видимо, только за своих близких?» Такой ответ очень обескуражил, задел за живое, и мысль снова и снова возвращалась к услышанному.

Вспомнился Достоевский, которому открылась тайна человека. Ему открылось, что любой поступок и даже мысль, побуждение одного человека отражаются во всем мире, во всем человечестве, то есть имеют значение вселенского поступка. «Каждый из нас, несомненно, в ответе за всех и за вся на земле, – учил писатель-пророк, разгадывая тайну человека. – Это сознание есть венец жизни каждого человека на земле… Путь спасения один – возьми и сделай себя ответственным за все человеческие грехи.

Это и в самом деле так, ибо как только ты себя искренне сделаешь ответственным за всех и вся, тотчас же увидишь, что так и есть в самом деле и что ты и являешься ответственным за всех и вся». И еще: «Согрешив, каждый человек уже против всех согрешил, и каждый человек хоть чем-нибудь в чужом грехе виноват. Греха единичного нет» (роман «Бесы», глава «У Тихона»). Преподобный Иустин (Попович) в очерке «Достоевский как пророк и апостол православного реализма» пишет: «В своем пророческом видении Достоевский видит всех людей всех времен судьбами связанных между собой. Таинственным, но очень реальным образом все люди – в каждом человеке и каждый человек – во всех людях. Отсюда ответственность каждого человека за всех и все на земле».

Русский мыслитель И.А. Ильин в книге «О сопротивлении злу силой» так рассуждает о всеобщей взаимной связанности людей в добре и зле: «В живом общении людей каждый несет в себе всех и, восходя, тянет всех за собой; и, падая, роняет за собой всех. И потому "стояние города на десяти праведниках" не есть пустое слово или преувеличение, но есть живой и реальный духовный факт… Колодцы человеческих душ имеют как бы подземное сообщение, и тот, кто засоряет и отравляет свой колодец, тот засоряет и отравляет все чужие…».

И снова пришла мысль: видимо, оттого, что мы стали такими духовными эгоистами, да и не только духовными, мы все пришли к тому, что сталкиваемся с безразличием повсеместно. И не это ли безразличие к людям, сидящим в подвалах 8 лет, безразличие к убийству мирных жителей, детей и стариков Донбасса привело к тому, что сели в подвалы люди, которые стояли по другую сторону баррикад, и не дай Бог, и всех нас постигнет та же участь.

Русский писатель и философ, профессор богословия И.М. Андреев, живший в изгнании, написал статью «Плачьте!». В ней он рассказал о жестоком убийстве в Нью-Йорке матерью двухлетнего сына. Она забила его насмерть. В статье есть такие слова: «Православные русские люди! Не бойтесь ясно представить себе страшное явление детоубийства – ведь это знамение с неба! Перед лицом вот этого, замученного на 84-й улице в Нью-Йорке младенчика – мы все виноваты… Подумай каждый о себе: что делал ты в тот вечер, когда свершилось это невероятное, но истинное злодеяние? Может быть, твой грех, твой разврат, твоя злоба стали последней капелькой, переполнившей сосуд зла, наполненный до краев в душе этой детоубийцы?»

Совершенный христианин добровольно берет на себя всечеловеческую ответственность за зло, которое существует в мире. Чувство всечеловеческой ответственности не позволяет христианину оставаться безразличным к тому, что происходит в мире. Но он и не осуждает, и не перекладывает ответственность на других людей, а тем более на безличную социальную систему. Он видит себя в первую очередь ответственным за то, что происходит вокруг него.

Мы, православные христиане, вступили в Великий пост. Великий Пост – не только самое благодатное время для воздержания от пищи и страстей, это еще и время покаяния. Хочется обратиться ко всем неравнодушным словами митрополита Иоанна (Снычева): «Покайтесь, пока не поздно!» И вот что этот светильник Божий, духоносный пастырь говорит о покаянии: «Покаяние есть величайший дар Бога человеку – второе крещение, в котором, омывшись от грехов, мы снова обретаем благодать, утерянную в падении. Быв грешными – становимся святыми. Оно отверзает нам небо, вводит в рай. Без покаяния нет спасения. Русские люди, подумайте здраво – среди нас нет никого, кто мог бы оправдаться, случись ему отвечать на эти вопросы не пред земным, пристрастным и слабым человеческим судом, но пред Судией Всеведущим и Всесовершенным. Покайтесь, пока не поздно! Невиновных нет».

Не все имеют возможность часто посещать церковные службы, но молиться можно всегда и везде. Возможно, комуто не всегда удается воздерживаться от скоромной пищи, но каждый из нас может ограничить себя в чем-то ином, отказываясь, по крайней мере, от греховных мыслей и желаний. Ничто не мешает нам открыто выполнять заповедь Божию о любви к ближним, творить милостыню, помогать больным людям, утешать страждущих. Вот такой пост приятен Богу. Нужно по мере сил стараться читать слово Божие – Священное Писание, наставления святых отцов. <…>

Сегодня многие православные вспоминают, что духовник Свято-Успенского монастыря Одессы схиархимандрит Иона (Игнатенко) перед своей праведной кончиной предсказал как и кровопролитный конфликт на Донбассе, так и последующую большую войну на территории Украины. Но также он предсказал, что украинская власть и народ осознают, что совершили ошибку, доверившись западным кураторам. Старец Иона был убежден, что судьбы украинского государства и России будут неотделимы. Именно ему принадлежат слова: «Нет отдельно Украины и России, а есть единая Святая Русь; а тех, кто попытается разъединить две части одного народа, ждет горькая судьба».

И снова вспоминается сказанное Ф.М. Достоевским: «Россия скажет миру свое "новое слово"».

И, возможно, новое слово России – это ее всемирная проповедь о всечеловеческом покаянии, и Господь ожидает от нас, что, осознав все свои грехи, искренно покаявшись в них, мы не забудем добавить: «Это я, Господи, своим грехом приблизил и допустил то, что происходит сейчас на Украине. Прости меня! Прости наш народ и всех нас! Помоги, Господи, чтобы мы осознали себя единым народом! И чтобы все наладилось и обратилось к лучшему!»

А кому по силам – хорошо прийти в храм, зажечь свечи перед образом Господа нашего Иисуса Христа, образами Божией Матери «Державная», «Знамение», «Умягчение злых сердец», перед ликами царственных страстотерпцев (примеч.: ведь все они ждут нашего обращения к ним, и именно они в вопросах защиты Отечества и мира, покаяния и прощения грехов пребывают нашими сомолитвенниками пред престолом Божиим), обратиться с усиленными молитвами о покаянии, о прощении грехов, о прекращении кровопролития и зла, помолиться и словами тропаря царственным страстотерпцам:
«Днесь, благовернии людие, светло почтим седмерицу честную царственных страстотерпец, Христову едину домашнюю Церковь: Николая и Александру, Алексия, Ольгу, Татиану, Марию и Анастасию. Тии бо, уз и страданий многоразличных не убоявшеся, от богоборных смерть и поругание телес прияша и дерзновение ко Господу в молитве улучиша. Сего ради к ним с любовию возопиим: о святии страстотерпцы, гласу покаяния и стенанию народа нашего вонмите, землю Российскую в любви к Православию утвердите, от междоусобныя брани сохраните, мир мирови у Бога испросите и душам нашим велию милость».
«Умоли, Милосердая Мати Света, Сына Твоего и Бога нашего о еже возставити державу нашу православную, сохранити ю в мире и благоденствии, избавити ны от междоусобныя брани, укрепити Святую Церковь и оградити ю от неверия, раскола и ересей» (Богородичен по 3-й песне канона святым царственным страстотерпцам).

Фотиния АНАЦКАЯ,
прихожанка Успенско-Никольского
храма г. Ялуторовска

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2022 г.