Есть очень хорошая душеспасительная
традиция у христиан: в Прощеное воскресенье просить друг у друга прощения.
По окончании воскресной литургии была
свидетельницей такого диалога: «На вечерней службе помолись за всех нас (примеч.:
имеется ввиду тех, кто по разным причинам
не сможет присутствовать на вечерней
службе) и попроси прощения». Ответ: «Нет,
я могу молиться только за себя».
Как током пробило. И сразу подумалось:
«А почему молится человек только о себе
и, видимо, только за своих близких?» Такой
ответ очень обескуражил, задел за живое,
и мысль снова и снова возвращалась к
услышанному.
Вспомнился Достоевский, которому открылась тайна человека. Ему открылось, что
любой поступок и даже мысль, побуждение
одного человека отражаются во всем мире,
во всем человечестве, то есть имеют значение вселенского поступка. «Каждый из нас,
несомненно, в ответе за всех и за вся на
земле, – учил писатель-пророк, разгадывая
тайну человека. – Это сознание есть венец
жизни каждого человека на земле… Путь
спасения один – возьми и сделай себя ответственным за все человеческие грехи.
Это и в самом деле так, ибо как только ты
себя искренне сделаешь ответственным за
всех и вся, тотчас же увидишь, что так и
есть в самом деле и что ты и являешься
ответственным за всех и вся». И еще: «Согрешив, каждый человек уже против всех согрешил, и каждый человек хоть чем-нибудь
в чужом грехе виноват. Греха единичного
нет» (роман «Бесы», глава «У Тихона»).
Преподобный Иустин (Попович) в очерке
«Достоевский как пророк и апостол православного реализма» пишет: «В своем пророческом видении Достоевский видит всех
людей всех времен судьбами связанных
между собой. Таинственным, но очень
реальным образом все люди – в каждом
человеке и каждый человек – во всех людях.
Отсюда ответственность каждого человека
за всех и все на земле».
Русский мыслитель И.А. Ильин в книге
«О сопротивлении злу силой» так рассуждает о всеобщей взаимной связанности людей
в добре и зле: «В живом общении людей
каждый несет в себе всех и, восходя, тянет
всех за собой; и, падая, роняет за собой
всех. И потому "стояние города на десяти
праведниках" не есть пустое слово или
преувеличение, но есть живой и реальный
духовный факт… Колодцы человеческих душ
имеют как бы подземное сообщение, и тот,
кто засоряет и отравляет свой колодец, тот
засоряет и отравляет все чужие…».
И снова пришла мысль: видимо, оттого,
что мы стали такими духовными эгоистами,
да и не только духовными, мы все пришли
к тому, что сталкиваемся с безразличием
повсеместно. И не это ли безразличие к
людям, сидящим в подвалах 8 лет, безразличие к убийству мирных жителей, детей
и стариков Донбасса привело к тому, что
сели в подвалы люди, которые стояли по
другую сторону баррикад, и не дай Бог, и
всех нас постигнет та же участь.
Русский писатель и философ, профессор
богословия И.М. Андреев, живший в изгнании, написал статью «Плачьте!». В ней он
рассказал о жестоком убийстве в Нью-Йорке
матерью двухлетнего сына. Она забила
его насмерть. В статье есть такие слова:
«Православные русские люди! Не бойтесь
ясно представить себе страшное явление
детоубийства – ведь это знамение с неба!
Перед лицом вот этого, замученного на 84-й
улице в Нью-Йорке младенчика – мы все
виноваты… Подумай каждый о себе: что
делал ты в тот вечер, когда свершилось это
невероятное, но истинное злодеяние? Может
быть, твой грех, твой разврат, твоя злоба
стали последней капелькой, переполнившей
сосуд зла, наполненный до краев в душе
этой детоубийцы?»
Совершенный христианин добровольно
берет на себя всечеловеческую ответственность за зло, которое существует в мире.
Чувство всечеловеческой ответственности
не позволяет христианину оставаться безразличным к тому, что происходит в мире.
Но он и не осуждает, и не перекладывает
ответственность на других людей, а тем
более на безличную социальную систему. Он
видит себя в первую очередь ответственным
за то, что происходит вокруг него.
Мы, православные христиане, вступили
в Великий пост. Великий Пост – не только
самое благодатное время для воздержания
от пищи и страстей, это еще и время покаяния.
Хочется обратиться ко всем неравнодушным словами митрополита Иоанна
(Снычева): «Покайтесь, пока не поздно!»
И вот что этот светильник Божий, духоносный пастырь говорит о покаянии: «Покаяние есть величайший дар Бога человеку
– второе крещение, в котором, омывшись
от грехов, мы снова обретаем благодать,
утерянную в падении. Быв грешными – становимся святыми. Оно отверзает нам небо,
вводит в рай. Без покаяния нет спасения.
Русские люди, подумайте здраво – среди
нас нет никого, кто мог бы оправдаться,
случись ему отвечать на эти вопросы не
пред земным, пристрастным и слабым
человеческим судом, но
пред Судией Всеведущим
и Всесовершенным. Покайтесь, пока не поздно!
Невиновных нет».
Не все имеют возможность часто посещать
церковные службы, но
молиться можно всегда
и везде. Возможно, комуто не всегда удается
воздерживаться от скоромной пищи, но каждый
из нас может ограничить
себя в чем-то ином, отказываясь, по крайней
мере, от греховных мыслей и желаний. Ничто не
мешает нам открыто выполнять заповедь
Божию о любви к ближним, творить милостыню, помогать больным людям, утешать
страждущих. Вот такой пост приятен Богу.
Нужно по мере сил стараться читать слово
Божие – Священное Писание, наставления
святых отцов. <…>
Сегодня многие православные вспоминают, что духовник Свято-Успенского
монастыря Одессы схиархимандрит Иона
(Игнатенко) перед своей праведной кончиной предсказал как и кровопролитный
конфликт на Донбассе, так и последующую
большую войну на территории Украины. Но
также он предсказал, что украинская власть
и народ осознают, что совершили ошибку,
доверившись западным кураторам. Старец
Иона был убежден, что судьбы украинского
государства и России будут неотделимы.
Именно ему принадлежат слова: «Нет отдельно Украины и России, а есть единая
Святая Русь; а тех, кто попытается разъединить две части одного народа, ждет
горькая судьба».
И снова вспоминается сказанное
Ф.М. Достоевским: «Россия скажет миру
свое "новое слово"».
И, возможно, новое слово России – это
ее всемирная проповедь о всечеловеческом
покаянии, и Господь ожидает от нас, что,
осознав все свои грехи, искренно покаявшись в них, мы не забудем добавить: «Это
я, Господи, своим грехом приблизил и допустил то, что происходит сейчас на Украине.
Прости меня! Прости наш народ и всех нас!
Помоги, Господи, чтобы мы осознали себя
единым народом! И чтобы все наладилось
и обратилось к лучшему!»
А кому по силам – хорошо прийти в
храм, зажечь свечи перед образом Господа нашего Иисуса Христа, образами
Божией Матери «Державная», «Знамение»,
«Умягчение злых сердец», перед ликами
царственных страстотерпцев (примеч.: ведь
все они ждут нашего обращения к ним, и
именно они в вопросах защиты Отечества
и мира, покаяния и прощения грехов пребывают нашими сомолитвенниками пред
престолом Божиим), обратиться с усиленными молитвами о покаянии, о прощении
грехов, о прекращении кровопролития и зла,
помолиться и словами тропаря царственным
страстотерпцам:
«Днесь, благовернии людие, светло
почтим седмерицу честную царственных
страстотерпец, Христову едину домашнюю Церковь: Николая
и Александру, Алексия,
Ольгу, Татиану, Марию
и Анастасию. Тии бо, уз
и страданий многоразличных не убоявшеся, от
богоборных смерть и поругание телес прияша и
дерзновение ко Господу
в молитве улучиша. Сего
ради к ним с любовию
возопиим: о святии страстотерпцы, гласу покаяния и стенанию народа
нашего вонмите, землю
Российскую в любви к
Православию утвердите,
от междоусобныя брани сохраните, мир
мирови у Бога испросите и душам нашим
велию милость».
«Умоли, Милосердая Мати Света, Сына
Твоего и Бога нашего о еже возставити
державу нашу православную, сохранити ю в
мире и благоденствии, избавити ны от междоусобныя брани, укрепити Святую Церковь
и оградити ю от неверия, раскола и ересей»
(Богородичен по 3-й песне канона святым
царственным страстотерпцам).
Фотиния АНАЦКАЯ,
прихожанка Успенско-Никольского
храма г. Ялуторовска
|