Басня Ивана Андреевича Крылова «Старик и трое молодых» написана в 1805 году. В
басне повествуется о том, как старик сажал
дерево, а трое юношей удивлялись: зачем
сажает? Старому человеку уже не придется
видеть плоды молодого дерева. Другое дело
мы, юные, полные сил. С детства приученный
к работе старик считал, что трудиться необходимо не только для себя, но и на общую
пользу, на пользу детям, внукам. Молодые
восприняли это утверждение с иронией.
Старик привел пример того, что ему приходилось и молодых провожать в могилу: «Кто
знает: может быть, что ваш и ближе час».
Прошло время. И узнает старик, что один,
занимаясь торговлей, погиб в море. Другой,
«предавшися порока власти», поплатился
здоровьем и жизнью. Третий простудился,
заболел и умер. Молодой ли, повзрослевший
ли или старый – у каждого своя судьба и
каждому свое время жизни.
СТАРИК И ТРОЕ МОЛОДЫХ
Старик садить сбирался деревцо.
«Уж пусть бы строиться; да как садить в те лета,
Когда уж смотришь вон из света! –
Так, Старику смеясь в лицо,
Три взрослых юноши соседних рассуждали. –
Чтоб плод тебе твои труды желанный дали,
То надобно, чтоб ты два века жил.
Неужли будешь ты второй Мафусаил?*
Оставь, старинушка, свои работы:
Тебе ли затевать столь дальние расчеты?
Едва ли для тебя текущий верен час?
Такие замыслы простительны для нас:
Мы молоды, цветем и крепостью и силой,
А старику пора знакомиться с могилой».
«Друзья! – смиренно им ответствует Старик, –
Из детства я к трудам привык;
А если от того, что делать начинаю,
Не мне лишь одному я пользы ожидаю,
То, признаюсь,
За труд такой еще охотнее берусь.
Кто добр, не все лишь для себя трудится.
Сажая деревцо, и тем я веселюсь,
Что если от него сам тени не дождусь,
То внук мой некогда сей тенью насладится,
И это для меня уж плод.
Да можно ль и за то ручаться наперед,
Кто здесь из нас кого переживет?
Смерть смотрит ли на молодость, на силу,
Или на прелесть лиц?
Ах, в старости моей прекраснейших девиц
И крепких юношей я провожал в могилу!
Кто знает: может быть, что ваш и ближе час
И что сыра земля покроет прежде вас».
Как им сказал Старик, так после то и было.
Один из них в торги пошел на кораблях:
Надеждой счастие сперва ему польстило;
Но бурею корабль разбило, –
Надежду и пловца – все море поглотило.
Другой в чужих землях,
Предавшися порока власти,
За роскошь, негу и за страсти
Здоровьем, а потом и жизнью заплатил.
А третий – в жаркий день холодного испил
И слег: его врачам искусным поручили,
А те его до смерти залечили.
Узнавши о кончине их,
Наш добрый Старичок оплакал всех троих.
Земная жизнь человека коротка. В Священном Писании говорится, что человек
живет «седмьдесят лет, аще же в силах
– осмьдесят лет» (Пс. 89, 10). Последние
годы жизни – это труд и болезнь по грехам
нашим. Человек в среднем живет около 30
тысяч дней. При этом о дне и часе своей
кончины человек не знает. Тело человека
бренное, оно является вместилищем нашей
души, которая есть дыхание Божие. Очень
важно, чтобы тело было послушно душе
и было орудием для добрых дел. Иными
словами, живя на земле, человек должен
трудиться, как заповедал Господь.
Труд – это не только условие получения
средств для жизни, но и нравственная обязанность: нам должно трудиться для общей
пользы. В труде проявляются и развиваются
творческие способности человека. В труде
на общую пользу раскрывается дар любви к
ближним и изживается эгоизм. Труд способствует развитию таких важных качеств, как
самообладание, самоотвержение, сосредоточенность, терпение, послушание, и многих
других добрых качеств души. Каждый из нас
пользуется трудами предыдущих поколений.
И мы должны принести пользу будущим поколениям и своему Отечеству.
Если в человеке угасает христианская
любовь, то в нем начинает преобладать
эгоизм, пренебрежение к труду на общую
пользу. Эгоизм, своекорыстие и пренебрежение к труду расслабляют человека. Леность и
праздность приводят человека к греховному
образу жизни, а плодами его становится
гнетущее состояние души и скука. Очень
важно воспитывать трудолюбие с ранних лет
жизни. Посильный труд приносит радость и
удовлетворение жизнью. Он способствует
интеллектуальному и умственному развитию.
Труд делает человека востребованным в
обществе.
Характерным в этой басне является поведение трех молодых людей, которые выразили пренебрежение к труду старика. Они
кичились своей молодостью: «Мы молоды,
цветем и крепостью и силой».
Живя потребительски, кичливые
и заносчивые молодые люди, возрастая, не осознают необходимости в своей жизни не только стремиться к личному благу, но думать
и о служении своему Отечеству.
Молодым важно выбрать для себя
стезю доброго служения и мечтать
не только о своей пользе, но и о
пользе народа: «кто добр, не все
лишь для себя трудится».
Эти размышления должны
быть всегда в душе каждого молодого человека. Их нельзя откладывать на потом. «Кто здесь из нас
кого переживет?» – нам не дано это знать.
Смерть не щадит ни юных, ни стариков.
Да и лукавый приуготовляет во множестве
греховные соблазны, которые губят чаще
молодых: «…предавшися порока власти, за
роскошь, негу и за страсти здоровьем, а
потом и жизнью заплатил» – таков может
оказаться итог жизни.
Для христианина жизнь земная, временная, является приуготовлением к жизни
вечной его души. Добрые дела, творимые по
любви, – это те ступени духовного восхождения, которые приближают душу человека к
Богу. Добрые дела украшают жизнь человека
и придают бодрость и спокойствие душе.
Молодые люди, стремитесь и спешите делать добро!
+ М.Д.
Апрель 2018 года
* Мафусаил – упоминается в Библии как
один из праотцев человечества, прославившийся своим долголетием.
|