ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

№04 2018 г.         

Перейти в раздел [Документы]

Размышления над баснями И. А. Крылова. Старик и трое молодых

Басня Ивана Андреевича Крылова «Старик и трое молодых» написана в 1805 году. В басне повествуется о том, как старик сажал дерево, а трое юношей удивлялись: зачем сажает? Старому человеку уже не придется видеть плоды молодого дерева. Другое дело мы, юные, полные сил. С детства приученный к работе старик считал, что трудиться необходимо не только для себя, но и на общую пользу, на пользу детям, внукам. Молодые восприняли это утверждение с иронией.

Старик привел пример того, что ему приходилось и молодых провожать в могилу: «Кто знает: может быть, что ваш и ближе час». Прошло время. И узнает старик, что один, занимаясь торговлей, погиб в море. Другой, «предавшися порока власти», поплатился здоровьем и жизнью. Третий простудился, заболел и умер. Молодой ли, повзрослевший ли или старый – у каждого своя судьба и каждому свое время жизни.

СТАРИК И ТРОЕ МОЛОДЫХ


Старик садить сбирался деревцо.
«Уж пусть бы строиться; да как садить в те лета,
Когда уж смотришь вон из света! –
Так, Старику смеясь в лицо,
Три взрослых юноши соседних рассуждали. –
Чтоб плод тебе твои труды желанный дали,
То надобно, чтоб ты два века жил.
Неужли будешь ты второй Мафусаил?*
Оставь, старинушка, свои работы:
Тебе ли затевать столь дальние расчеты?
Едва ли для тебя текущий верен час?
Такие замыслы простительны для нас:
Мы молоды, цветем и крепостью и силой,
А старику пора знакомиться с могилой».
«Друзья! – смиренно им ответствует Старик, –
Из детства я к трудам привык;
А если от того, что делать начинаю,
Не мне лишь одному я пользы ожидаю,
То, признаюсь,
За труд такой еще охотнее берусь.
Кто добр, не все лишь для себя трудится.
Сажая деревцо, и тем я веселюсь,
Что если от него сам тени не дождусь,
То внук мой некогда сей тенью насладится,
И это для меня уж плод.
Да можно ль и за то ручаться наперед,
Кто здесь из нас кого переживет?
Смерть смотрит ли на молодость, на силу,
Или на прелесть лиц?
Ах, в старости моей прекраснейших девиц
И крепких юношей я провожал в могилу!
Кто знает: может быть, что ваш и ближе час
И что сыра земля покроет прежде вас».
Как им сказал Старик, так после то и было.
Один из них в торги пошел на кораблях:
Надеждой счастие сперва ему польстило;
Но бурею корабль разбило, –
Надежду и пловца – все море поглотило.
Другой в чужих землях,
Предавшися порока власти,
За роскошь, негу и за страсти
Здоровьем, а потом и жизнью заплатил.
А третий – в жаркий день холодного испил
И слег: его врачам искусным поручили,
А те его до смерти залечили.

Узнавши о кончине их,
Наш добрый Старичок оплакал всех троих.

Земная жизнь человека коротка. В Священном Писании говорится, что человек живет «седмьдесят лет, аще же в силах – осмьдесят лет» (Пс. 89, 10). Последние годы жизни – это труд и болезнь по грехам нашим. Человек в среднем живет около 30 тысяч дней. При этом о дне и часе своей кончины человек не знает. Тело человека бренное, оно является вместилищем нашей души, которая есть дыхание Божие. Очень важно, чтобы тело было послушно душе и было орудием для добрых дел. Иными словами, живя на земле, человек должен трудиться, как заповедал Господь.

Труд – это не только условие получения средств для жизни, но и нравственная обязанность: нам должно трудиться для общей пользы. В труде проявляются и развиваются творческие способности человека. В труде на общую пользу раскрывается дар любви к ближним и изживается эгоизм. Труд способствует развитию таких важных качеств, как самообладание, самоотвержение, сосредоточенность, терпение, послушание, и многих других добрых качеств души. Каждый из нас пользуется трудами предыдущих поколений. И мы должны принести пользу будущим поколениям и своему Отечеству.

Если в человеке угасает христианская любовь, то в нем начинает преобладать эгоизм, пренебрежение к труду на общую пользу. Эгоизм, своекорыстие и пренебрежение к труду расслабляют человека. Леность и праздность приводят человека к греховному образу жизни, а плодами его становится гнетущее состояние души и скука. Очень важно воспитывать трудолюбие с ранних лет жизни. Посильный труд приносит радость и удовлетворение жизнью. Он способствует интеллектуальному и умственному развитию. Труд делает человека востребованным в обществе.

Характерным в этой басне является поведение трех молодых людей, которые выразили пренебрежение к труду старика. Они кичились своей молодостью: «Мы молоды, цветем и крепостью и силой».

Живя потребительски, кичливые и заносчивые молодые люди, возрастая, не осознают необходимости в своей жизни не только стремиться к личному благу, но думать и о служении своему Отечеству. Молодым важно выбрать для себя стезю доброго служения и мечтать не только о своей пользе, но и о пользе народа: «кто добр, не все лишь для себя трудится».

Эти размышления должны быть всегда в душе каждого молодого человека. Их нельзя откладывать на потом. «Кто здесь из нас кого переживет?» – нам не дано это знать. Смерть не щадит ни юных, ни стариков. Да и лукавый приуготовляет во множестве греховные соблазны, которые губят чаще молодых: «…предавшися порока власти, за роскошь, негу и за страсти здоровьем, а потом и жизнью заплатил» – таков может оказаться итог жизни.

Для христианина жизнь земная, временная, является приуготовлением к жизни вечной его души. Добрые дела, творимые по любви, – это те ступени духовного восхождения, которые приближают душу человека к Богу. Добрые дела украшают жизнь человека и придают бодрость и спокойствие душе.

Молодые люди, стремитесь и спешите делать добро!

+ М.Д.
Апрель 2018 года
* Мафусаил – упоминается в Библии как
один из праотцев человечества, прославившийся своим долголетием.

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.