ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

№04 2018 г.         

Перейти в раздел [Документы]

Есть такая профессия – Родину защищать!

В феврале этого года Тверское суворовское училище проводило профессионально-ориентационный конкурс мультимедийных проектов среди обучающихся довузовских образовательных организаций Министерства обороны «Есть такая профессия – Родину защищать».

Тюменское духовное училище не входит в число образовательных организаций Минобороны. Но мой проект о военном духовенстве (руководитель – методист ТДУ В.М. Чупина) заинтересовал организаторов конкурса, и я смог в нем поучаствовать. Работа была удостоена специального приза в номинации «Святое воинство».

В 2016 году военному духовенству в России исполнилось 300 лет. Конечно, священники в армии были и до этого. С древнейших времен дружины шли в бой с благословения Церкви и с заступничеством чудотворных икон. Так, в 1170 году новгородцы вышли на битву с суздальцами под защитой чудотворной Новгородской иконы «Знамения» Божией Матери. А в сентябре 1380 года преподобный Сергий Радонежский, основатель и игумен Троице-Сергиевой Лавры, благословил святого князя Димитрия Донского на Куликовскую битву и дал ему в войско на битву с Мамаем двух монахов – Пересвета и Ослябю. «Сей святой старец, отвергнув мир, еще любил Россию, ее славу и благоденствие: летописцы говорят, что он предсказал Димитрию кровопролитие ужасное, но победу; смерть многих героев православных, но спасение великого князя; упросил его обедать в монастыре, окропил святою водою всех бывших с ним военачальников и дал ему двух иноков в сподвижники, именем Александра Пересвета и Ослябю, из коих первый был некогда боярином брянским и витязем мужественным. Сергий вручил им знамение креста на схимах и сказал: «Вот оружие нетленное! Да служит оно вам вместо шлемов!»» (Н.М. Карамзин).

С появлением в России регулярной армии возник и институт военного духовенства, который в 1716 году в воинском уставе закрепил Петр I. Он законодательно повелел быть священнослужителям при каждом полку и корабле. В городе Малоярославце открыт памятник священнику Василию Васильковскому, первому в России и единственному из пяти тысяч полковых священнослужителей награжденному орденом Георгия Победоносца за мужество, проявленное в боях с армией Наполеона. Дважды раненый в Малоярославецком сражении, отец Василий оставался в гуще боя до конца. Особенно отличился тем, что, заняв место убитого командира, остановил растерявшихся воинов, повернул и повел за собой в успешную атаку. Сила религиозного влияния в русской армии была велика благодаря тому, что наши предки в абсолютном большинстве были людьми глубоко верующими. Военное духовенство делило с армией и флотом все тяготы боевой и мирной воинской жизни и немало содействовало в воспитании всех категорий военнослужащих.

Несмотря на то, что институт военного духовенства в России был упразднен приказом Наркомата по военным делам № 39 от 16 января 1918 года, патриотическая деятельность Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны проводилась по многим направлениям: послания к духовенству и пастве, в том числе и на территории, оккупированной противником; ободряющие проповеди пастырей; идейная критика фашизма как антигуманной, античеловеческой идеологии; организация сбора пожертвований на оружие и боевую технику, в пользу детей и семей воинов Красной армии; шефство над госпиталями, детдомами.

С начала 1990-х гг. Русская Православная Церковь вновь начала окормлять военнослужащих. В 1995 году был создан Синодальный отдел Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями. Президент Российской Федерации в 2009 году принял решение о воссоздании в Вооруженных силах России института военного духовенства.

В «Положении о военном духовенстве Русской Православной Церкви в Российской Федерации» говорится, что позиция Церкви в отношении воинского служения основана на том, что ратная служба спасительна для христианина, при условии соблюдения заповедей о любви к Богу и ближним, вплоть до готовности положить душу свою «за други своя», что, по слову Христа Спасителя, является высшим проявлением жертвенной христианской любви (Ин. 15, 13). Предназначение военного священника – стать духовным отцом военнослужащих, гражданского персонала воинских формирований и членов их семей, помогать им с христианской точки зрения осмысливать свой долг. Военный священник, кроме общих требований, предъявляемых к духовенству Русской Православной Церкви, должен иметь опыт пастырского служения, уметь переносить трудности и лишения, связанные с его службой. При этом личный пример и твердость духа священнослужителя, особенно в сложных ситуациях, являются важными средствами пастырского воздействия на военнослужащих.

В настоящее время уделяется большое внимание подготовке военных священников, для них разработаны правила ношения военной формы. В мирное время православное военное духовенство использует облачение в соответствии с церковными установлениями. Полевая форма одежды используется при организации работы с верующими военнослужащими в условиях ведения военных действий, в период чрезвычайного положения, ликвидации аварий, катастроф, стихийных и иных бедствий, на учениях, занятиях, боевых дежурствах. В отличие от военнослужащих, полевая форма одежды священнослужителя должна быть без погон. В петлицах размещаются православные кресты темного цвета установленного образца. При совершении богослужений в особых условиях священник облачается в епитрахиль и поручи (при необходимости маскировки – темно-зеленого цвета) поверх полевой формы одежды, а также может надевать священнический крест.

Современная армия – это армия высокоточного оружия, армия электронной техники и высоких технологий. Ей нужны физически сильные личности с фундаментальным образованием. Но каждому воину Российской армии нужна не только сила оружия. Нужна уверенность в правоте своего служения, особенно при нахождении в тяжелейших боевых условиях. В этом случае священник должен быть рядом. Он должен молитвой своей поддержать воинов, духовно наставить их. И благословить на защиту нашей Родины. Потому что есть такая профессия – Родину защищать!

Илья ХОРЗОВ,
учащийся 1 курса Тюменского
духовного училища

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.