В феврале этого года Тверское суворовское училище проводило профессионально-ориентационный
конкурс мультимедийных проектов среди обучающихся довузовских образовательных организаций
Министерства обороны «Есть такая профессия – Родину защищать».
Тюменское духовное училище не входит в число образовательных организаций Минобороны. Но
мой проект о военном духовенстве (руководитель – методист ТДУ В.М. Чупина) заинтересовал организаторов конкурса, и я смог в нем поучаствовать. Работа была удостоена специального приза
в номинации «Святое воинство».
В 2016 году военному духовенству в
России исполнилось 300 лет. Конечно,
священники в армии были и до этого. С
древнейших времен дружины шли в бой с
благословения Церкви и с заступничеством
чудотворных икон. Так, в 1170 году новгородцы вышли на битву с суздальцами под
защитой чудотворной Новгородской иконы
«Знамения» Божией Матери. А в сентябре
1380 года преподобный Сергий Радонежский,
основатель и игумен Троице-Сергиевой
Лавры, благословил святого князя Димитрия
Донского на Куликовскую битву и дал ему
в войско на битву с Мамаем двух монахов
– Пересвета и Ослябю. «Сей святой старец, отвергнув мир, еще любил Россию, ее
славу и благоденствие: летописцы говорят,
что он предсказал Димитрию кровопролитие
ужасное, но победу; смерть многих героев
православных, но спасение великого князя;
упросил его обедать в монастыре, окропил
святою водою всех бывших с ним военачальников и дал ему двух иноков в сподвижники,
именем Александра Пересвета и Ослябю, из
коих первый был некогда боярином брянским
и витязем мужественным. Сергий вручил им
знамение креста на схимах и сказал: «Вот
оружие нетленное! Да служит оно вам вместо
шлемов!»» (Н.М. Карамзин).
С появлением в России регулярной армии
возник и институт военного духовенства, который в 1716 году в воинском уставе закрепил
Петр I. Он законодательно повелел быть священнослужителям при каждом полку и корабле.
В городе Малоярославце открыт памятник священнику Василию Васильковскому,
первому в России и единственному из пяти
тысяч полковых священнослужителей награжденному орденом Георгия Победоносца
за мужество, проявленное в боях с армией
Наполеона. Дважды раненый в Малоярославецком сражении, отец Василий оставался
в гуще боя до конца. Особенно отличился
тем, что, заняв место убитого командира,
остановил растерявшихся воинов, повернул
и повел за собой в успешную атаку.
Сила религиозного влияния в русской
армии была велика благодаря тому, что
наши предки в абсолютном большинстве
были людьми глубоко верующими. Военное
духовенство делило с армией и флотом все
тяготы боевой и мирной воинской жизни и
немало содействовало в воспитании всех
категорий военнослужащих.
Несмотря на то, что институт военного
духовенства в России был упразднен приказом Наркомата по военным делам № 39 от
16 января 1918 года, патриотическая деятельность Русской Православной Церкви в годы
Великой Отечественной войны проводилась по
многим направлениям: послания к духовенству и пастве, в том числе и на территории,
оккупированной противником; ободряющие
проповеди пастырей; идейная критика фашизма как антигуманной, античеловеческой
идеологии; организация сбора пожертвований
на оружие и боевую технику, в пользу детей
и семей воинов Красной армии; шефство
над госпиталями, детдомами.
С начала 1990-х гг. Русская Православная Церковь вновь начала окормлять военнослужащих. В 1995 году был
создан Синодальный отдел Московского
Патриархата по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными
учреждениями. Президент Российской
Федерации в 2009 году принял решение о
воссоздании в Вооруженных силах России
института военного духовенства.
В «Положении о военном духовенстве
Русской Православной Церкви в Российской Федерации» говорится, что позиция
Церкви в отношении воинского служения
основана на том, что ратная служба спасительна для христианина, при условии
соблюдения заповедей о любви к Богу и
ближним, вплоть до готовности положить
душу свою «за други своя», что, по слову
Христа Спасителя, является высшим проявлением жертвенной христианской любви
(Ин. 15, 13). Предназначение военного
священника – стать духовным отцом военнослужащих, гражданского персонала
воинских формирований и членов их
семей, помогать им с христианской точки
зрения осмысливать свой долг. Военный
священник, кроме общих требований, предъявляемых к духовенству Русской Православной Церкви, должен иметь опыт пастырского
служения, уметь переносить трудности и
лишения, связанные с его службой. При этом
личный пример и твердость духа священнослужителя, особенно в сложных ситуациях,
являются важными средствами пастырского
воздействия на военнослужащих.
В настоящее время уделяется большое
внимание подготовке военных священников,
для них разработаны правила ношения военной формы. В мирное время православное
военное духовенство использует облачение в
соответствии с церковными установлениями.
Полевая форма одежды используется при
организации работы с верующими военнослужащими в условиях ведения военных действий, в период чрезвычайного положения,
ликвидации аварий, катастроф, стихийных и
иных бедствий, на учениях, занятиях, боевых
дежурствах. В отличие от военнослужащих,
полевая форма одежды священнослужителя
должна быть без погон. В петлицах размещаются православные кресты темного цвета
установленного образца. При совершении
богослужений в особых условиях священник
облачается в епитрахиль и поручи (при необходимости маскировки – темно-зеленого
цвета) поверх полевой формы одежды, а
также может надевать священнический крест.
Современная армия – это армия высокоточного оружия, армия электронной техники
и высоких технологий. Ей нужны физически
сильные личности с фундаментальным образованием. Но каждому воину Российской армии
нужна не только сила оружия. Нужна уверенность в правоте своего служения, особенно
при нахождении в тяжелейших боевых условиях. В этом случае священник должен быть
рядом. Он должен молитвой своей поддержать
воинов, духовно наставить их. И благословить
на защиту нашей Родины. Потому что есть
такая профессия – Родину защищать!
Илья ХОРЗОВ,
учащийся 1 курса Тюменского
духовного училища
|