ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

№04 2017 г.         

Перейти в раздел [Документы]

Преподавание модуля «Основы православной культуры» курса «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классе: опыт, проблемы, перспективы

(доклад на Филофеевских образовательных чтениях 2016 г.)

Качественное образование – это, прежде всего, становление человека, обретение им себя, своего образа, неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала.

Качественно образовывать человека – значит помочь ему жить в мире и в согласии с людьми, Богом, культурой, цивилизацией. Уважаемые коллеги, на нашу долю выпало очень сложное, неоднозначное время, время, которое в эпоху М.Ю. Лермонтова назвали бы безвременьем. К сожалению, мы уже вырастили не одно поколение детей, не знающих своих корней, истории своей страны, своего народа, не ведающих истинных ценностей. Мы вырастили поколения детей, которые с трудом могут отличить хорошее от плохого, полезное от вредного; мало знают о своей родной культуре, в которой жили их предки; практически ничего не знают о своей вере, оставаясь православными христианами только по названию, но не по образу жизни. Хотелось бы верить, что мы перешагнули тот временной отрезок, когда разрушались веками накопленные традиции, разрывались моральные связи, стирались нравственные грани. Хочется верить именно потому, что наше государство, встав на путь модернизации образования, определило ведущей идеей концепцию духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Один из важнейших шагов, направленных на совершенствование личности ребенка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями, – это введение в школьное образование курса «Основы религиозных культур и светской этики». Модуль «Основы православной культуры» данного курса является, по моему глубокому убеждению, наиболее соответствующим культурным и духовным ценностям, над созиданием и накоплением которых для будущих поколений бережно трудилось не одно поколение наших предков.


Поездка с детьми в Тобольский кремль

– Я считаю, что изучение в школе Основ православной культуры помогает:

1. СЕМЬЕ воспитывать добронравных сыновей и дочерей, продолжателей своего рода.

2. ШКОЛЬНИКУ вырасти добрым и честным, трудолюбивым, благодарным учителям и воспитателям, любящим свою Родину, стремящимся помогать тем, кто нуждается в помощи, и благожелательно относящимся к людям других национальностей, верований и убеждений.

3. ШКОЛЕ выпускать свободных и ответственных граждан России.

Воспитание, выращивание души маленького человека, а именно в этом я вижу назначение модуля «Основы православной культуры», – процесс самый сложный и ответственный в работе учителя. Здесь нельзя ограничиться просветительскими беседами о совести, толерантности, добре и зле. Какой поступок ребенок может заслуженно назвать добрым? Как же ему осознать суть изучаемого по-настоящему? Вспоминается древняя истина: «Вера без дел мертва». Поэтому, готовясь к урокам, я выбираю формы и методы, которые, в первую очередь, способны пробудить в ребенке мысль о духовном совершенствовании, пусть еще не осознанную им до конца. Твердо убеждена, что все, что ребенок делает на уроке, должно повышать уровень его аналитической активности, так как при этом растет и его сознательность. На уроках Основ православной культуры в 4 классе я использую заранее подготовленные ситуации, которые ставят ребенка перед выбором. Решая упомянутые ситуации, ученик представляет себе конкретную жизненную ситуацию, переживая которую, глубже осознает суть излагаемого материала.

Материал курса, цель его введения требуют от учителя неординарного подхода к преподаванию. Круглый стол, работа в группах и индивидуальная работа, составление словарей, работа с терминами, написание мини-сочинений и сочинений по заданной теме, эссе, творческие работы, где учащиеся письменно излагают свое мнение о религиозных традициях в жизни людей, презентации учащихся и учителя – далеко не полный перечень используемых на уроке форм и методов. Наиболее эффективными среди них считаю применение иллюстративного, частично-поискового, исследовательского методов, метода проектов, работу с таблицами и схемами, проблемную дискуссию, тренинги практических навыков.

Какие бы формы работы ни применялись на уроке – главное, с моей точки зрения, – это деятельностный подход, где ребенку не дается готовых решений, а он сам находит правильное решение. Просматривая, например, видеоролик, мультфильм, ребенок, опираясь на свой, пока еще не большой, жизненный опыт, пытается найти ответ на вопросы: «Почему тот или иной герой так поступил? А как бы поступил я? А как правильно поступать?»

На уроках ОПК ребята любят выполнять творческие и практические работы. Это могут быть рисунки по теме, мини-сочинения, поделки для близких; с удовольствием дети выстраивают «дорогу добра».

Для учащихся 4 класса актуально применение на занятиях игровых методов, например: собери пословицу из карточек, найди нужное слово, разгадай ребус, драматизация образов; наглядных методов: иллюстрации, презентации, ролики, мультфильмы.

Наиболее удачным считаю вовлечение детей и их родителей в проектную деятельность. Совместными усилиями были выполнены проекты «Пасха – светлый праздник», «Иконы, хранящиеся в моей семье», «Храмы в моей жизни», мини-проект «Моя родословная». Ребята увлеченно собирают материал, проводят необходимую для создания проектов поисковую, исследовательскую работу, представляют проекты своим одноклассникам, родителям.

Применение ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) делает уроки живыми, интересными и содержательными. Мультимедийное оборудование позволяет наиболее полно включить иллюстративный материал, интерактивные модели в учебное занятие.


На уроке «Основы православной культуры»

Совместная деятельность учителя и ученика приводит к позитивным результатам: учащиеся с удовольствием присутствуют на уроках, их эмоциональный настрой положителен, они искренне радуются своему успеху и успехам своих одноклассников, откровенно делятся своими мыслями.

Очень ценным и просто необходимым в ведении курса считаю возможность привлечения родителей для изучения некоторых тем. Многие виды деятельности, рекомендуемые в рамках изучения курса, подразумевают обращение ребенка к членам своей семьи с целью получения информации – например, выполнение таких домашних заданий, как интервью, написание эссе, совместных мини-сочинений, составление родового дерева. При изучении тем, связанных с бытовым укладом, члены семьи могут помочь в подготовке рассказа о семейных традициях: как отмечаются праздники, какие блюда готовятся и т. д. Также родители могут принимать участие в написании творческих, исследовательских работ учащихся, составлении семейных хроник, рассказа о предках. Такая работа положительно влияет как на родителей, так и на учеников, что способствует созданию условий для понимания родителями целей, задач и путей реализации заявленной образовательно-воспитательной программы.

Успешное освоение курса возможно лишь тогда, когда все участники образовательного процесса: педагоги, дети и родители – станут единым целым, большим и сплоченным коллективом, стремящимся к духовно-нравственному воспитанию и самовоспитанию.

Подводя итог, хочется сказать, что курс «Основы православной культуры» несомненно важный и нужный для учеников. Детям очень нравятся занятия, родители отмечают положительный эффект. Предмет напрямую связан с жизнью, и у обучающихся не возникает вопроса о необходимости его изучения. Вне всякого сомнения, полученные знания найдут применение в повседневной деятельности и дальнейшей жизни. И пусть исход каждой ситуации будет положительным!

Хочется надеяться, что данный курс не будет ограничен преподаванием в школе первой ступени, а будет продолжен в школе второй и третьей ступеней.

Оксана Алексеевна Ушакова,
учитель начальных классов высшей
категории, СОШ №2, г. Тобольска

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.