ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

№04 2017 г.         

Перейти в раздел [Документы]

Возвращенная память

Судьбы священнических ветвей Сахаровых-Тоболкиных-Протопоповых в документах и воспоминаниях Надежды Владимировны и Людмилы Алексеевны Сахаровых

Часть 2. Иерей Николай Сахаров

Николай Иванович Сахаров был старшим из четырех сыновей священника Иоанна Сахарова. Родился в конце 1870-х гг. в селе Озернинском Тарского округа Тобольской губернии, где в приходе Никольского храма служил его отец. Отец Иоанн был женат на Надежде Андреевне Сахаровой (кон. 1850-х – ок. 1930). У супругов Сахаровых было семеро детей: четыре сына (Николай, Андрей, Сергей, Владимир) и три дочери (Клавдия, Любовь, Мария).

В 1899 г. Николай Сахаров окончил Тобольскую духовную семинарию по первому разряду. После окончания семинарии два года служил учителем второклассной церковно-приходской школы в селе Бердюжском Ишимского уезда. В 1900-1901 гг. состоял учителем русского и церковнославянского языков в Тобольском духовном училище. С 1901 по 1907 гг. – учителем тех же предметов и надзирателем за воспитанниками Курганского духовного училища (в 1906 г. – в чине коллежского секретаря). Член правления Курганского духовного училища.

Историческая справка. Мужское духовное училище было открыто в Кургане в 1901 г. До этого в Тобольской епархии было лишь два подобных училища – в Тобольске и Ишиме, а когда в 1895 г. образовалась Омская епархия и Ишим отошел к ней, осталось одно Тобольское училище, которое не могло удовлетворить потребностей епархии. На съезде тобольского духовенства в 1898 г. местом строительства нового духовного училища был определен Курган. Поскольку вопрос о строительстве здания затягивался, в 1901 году, с разрешения Св. Синода, училище открыли в наемных помещениях.

8 мая 1904 г. была произведена закладка нового здания, а уже 24 сентября 1905 г. Преосвященный Антоний (Каржавин), епископ Тобольский и Сибирский, совершил его освящение. Училище было построено с учетом новейших требований. В нем были классы, пансион-общежитие, столовая, квартиры для администрации училища и технического персонала. В общежитии жили иногородние воспитанники, в основном дети сельского духовенства. На школьном дворе были установлены метеорологические приборы и целый комплекс приспособлений для физкультурных упражнений.


Николай Иванович Сахаров и Александра Андреевна Тоболкина (Сахарова) после венчания. Курган. Ок. 1903 г. Из семейного архива Людмилы Алексеевны Сахаровой.


Протоиерей Николай Богословский (1865-1918)


Николай Иванович и Александра Андреевна Сахаровы с дочерьми Анастасией и Агнией. Курган, конец 1906 г. Из семейного архива Людмилы Алексеевны Сахаровой.

Здание училища находилось неподалеку от Александро-Невской церкви, ныне Александро-Невского кафедрального собора. На третьем этаже училища располагался домовый храм во имя св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Сиреневый фон иконостаса с золотым чеканным фоном икон придавал ему величественный и жизнерадостный вид. В училищном храме воспитанники ежедневно собирались для утренней и вечерней молитвы. Здесь проходили воскресные и праздничные богослужения с участием воспитанников в чтении и пении. Многие из преподавателей духовного училища были выпускниками Московской, Петербургской и Казанской духовных академий и представляли собой наиболее образованную и культурную часть курганского общества. В 1925 г. здание духовного училища передали под школу 2-й ступени. Ныне оно является частью перестроенного здания администрации Курганской области.

18 февраля 1907 г., указом епископа Антония (Каржавина), Николай Сахаров был рукоположен в сан диакона и 4 марта того же года – в сан священника, с назначением к Димитриевской церкви села Ялымского Курганского уезда, где он прослужил десять лет, до августа 1917 г.

В 1909 г. на пастырском собрании 3-го благочиния Курганского уезда священник Николай Сахаров был избран членом благочиннического совета. С августа 1911 г. исполнял обязанности благочинного 3-го благочиния Курганского уезда, с утверждением в должности в декабре 1912 г. Избирался секретарем Чрезвычайного епархиального съезда духовенства и мирян Тобольской епархии (Тюмень, 20-27 мая 1917 г.). 3 августа 1917 г., указом Преосвященного Гермогена (Долганева), священник Ялымской церкви, Курганского уезда, Николай Сахаров, «согласно выбору прихожан», был определен на вакансию священника к Переваловской церкви, Тюменского уезда.

Отец Николай прослужил в Никольской церкви села Перевалова около пяти лет – с 1917 по 1921 гг. Известно, что в приходе Переваловской церкви с 1885 по 1902 гг. служил священник Петр Олерский, а с 1902 по 1913 гг. – его сын Кронид Олерский. Ныне обретена еще одна страница истории Никольского храма.


Студент Тобольской духовной семинарии Владимир Иванович Сахаров. Тобольск. Ок. 1915 г


Студент Тобольской духовной семинарии Сергей Николаевич Протопопов. Тобольск. Ок. 1912 г.

Награды священника Николая Сахарова:

• 1912 г. – право ношения набедренника, награжден к празднику Святой Пасхи.

• 1916 г. – право ношения скуфьи, награжден епископом Тобольским и Сибирским Варнавой (Накропиным) «за отличия по обстоятельствам военного времени».

• 1919 г. – право ношения камилавки, награжден к празднику Святой Пасхи.

В 1903 г. Николай Иванович Сахаров вступил в законный брак с девицей Александрой Андреевной Тоболкиной – дочерью священника Петропавловской церкви села Черемуховского, Курганского уезда, Андрея Анемподистовича Тоболкина.

29 октября 1904 г. у супругов Сахаровых родилась первая дочь Анастасия (Тася). Согласно выписке из метрической книги о родившихся за 1904 год, выданной причтом градо-курганского БогородицеРождественского собора, младенец Анастасия была крещена 7 ноября того же года.

Восприемниками новокрещеной выступили: священник градо-ялуторовского Сретенского собора Иоанн Сахаров и жена смотрителя Курганского мужского духовного училища Ольга Александровна Добромыслова. Таинство Крещения совершил священник Николай Богословский.

Историческая справка. Николай Павлович Богословский был видным церковнообщественным деятелем Тобольской епархии. С 1894 по 1903 гг. являлся священником тобольского Софийско-Успенского кафедрального собора. Одновременно в 1895-1896 гг. служил столоначальником 4-го стола Тобольской духовной консистории.

В 1896-1902 гг. – секретарь епископа Тобольского и Сибирского. В 1897-1898 гг. – член Совета Тобольского епархиального женского училища от духовенства. До 1898 г. – член испытательной комиссии для ищущих священно- и церковнослужительских степеней. Делопроизводитель Тобольского отдела Императорского Православного Палестинского Общества и его пожизненный член. С 1902 г. – член Совета епархиального братства св. великомученика Димитрия Солунского и секретарь епархиального попечительства о бедных духовного звания. Секретарь Комитета взаимопомощи духовенства. В 1903 г., по ходатайству епископа Тамбовского и Шацкого Иннокентия (Беляева), удостоен права ношения наперсного креста, от Святейшего Синода выдаваемого, «за особенные труды, понесенные при прославлении св. угодника Божия преп. Серафима, Саровского чудотворца». В 1903 г., «вследствие козней недоброжелателей», был командирован в Курган руководителем строительства здания для Курганского духовного училища. В 1904 г. назначен временным членом Курганского уездного училищного совета; в том же году утвержден членом Правления Курганского духовного училища на трехлетие, до 1907 года. В 1906-1918 гг. (с 1912 г. в сане протоиерея) был первым настоятелем Александро-Невской церкви. Законоучитель Курганской Александровской женской гимназии. В 1907-1914 гг. – благочинный Курганского городского благочиния. В 1917 г. состоял гласным предпоследней городской думы от группы беспартийных. Скончался от холеры в 1918 г. В некрологе говорилось: «В момент самой страшной реакции, когда даже за малую критику советских декретов грозили суровые репрессии, о. Николай настойчиво добивается созвания уездного съезда духовенства и мирян, и когда этот съезд созывается и на нем появляются представители власти, – он смело, решительно и беспощадно бичует политику правящей партии. Это смелое слово было настолько искренним, фигура обличавшего была так величественна, что никто не решился прикоснуться к этой личности».

Из воспоминаний Людмилы Алексеевны Сахаровой: «Первая дочь дедушки, Анастасия Николаевна, родилась в 1904 году. Вторая дочь, Агния Николаевна, родилась два года спустя. Мой отец, Алексей Николаевич Сахаров, родился в 1914 году.

Дедушка, Николай Иванович Сахаров, служил священником Никольской церкви села Перевалова. В 1921 году в тех краях во время эпидемии тифа умерла одна старушка, которую никто не хотел отпевать. Отец Николай пошел. Заразился, заболел. Его поместили в тюменскую инфекционную больницу, где он умер.

Похоронили дедушку в ограде Всехсвятской церкви, с левой стороны от храма. К тому времени ему исполнилось всего сорок с небольшим. Он был от природы большим умницей, очень образованным и чрезвычайно добродетельным».

В 1921 г. Всехсвятская церковь числилась приписной к Ильинской, настоятелем которой с 1914 г. состоял Николай Александрович Протопопов, ставший в 1923 году настоятелем приходской Всехсвятской церкви. Матушки отца Николая Протопопова и почившего отца Николая Сахарова были родными сестрами.

В отношении местонахождения могилы священника Николая Сахарова Людмила Алексеевна утверждает, что она находилась в церковной ограде, с южной стороны храма. Родные часто навещали дорогую могилу. Потом все закатали под асфальт…

Сестры Тоболкины: Александра Андреевна (Сахарова) и Лукерья Андреевна (Протопопова). Тюмень. Ок. 1918 г.


Осиротевшая семья. Александра Андреевна Сахарова с детьми – дочерью Анастасией, сыном Алексеем и дочерью Агнией. Тюмень. Ок. 1924 г.


Верхний ряд (слева направо): Алексей Николаевич Сахаров с женой Ираидой Петровной, Агния Николаевна Сахарова с мужем Константином Исуповым. Нижний ряд (слева направо): Александра Андреевна Тоболкина (Сахарова), дочь Агнии Николаевны Олимпиада (Ада), Анастасия Николаевна Сахарова. Красноуфимск. Начало 1940-х гг.




Судьбы детей священника Николая Сахарова


Из воспоминаний Людмилы Алексеевны: «Старшая дочь дедушки Анастасия Николаевна своей семьи не имела. Работала сельской учительницей математики. Умерла от туберкулеза во время Великой Отечественной войны. Вторая дочь, Агния Николаевна, в начале 1930-х годов вышла замуж, но незадолго до войны супруги расстались. Ее дочь Олимпиада (Ада) родилась в 1932 г.

Мой отец, Алексей Николаевич Сахаров, окончил два курса Свердловского горного института, после чего был отчислен. С его отчислением случилась такая история. На Святках студенты гадали на блюдцах. Папа задал вопрос, был ли прав Троцкий. Хозяйка, у которой они снимали квартиру, донесла об этом в институт. Всех немедленно отчислили, но не посадили. Папа тогда еще написал письмо Калинину. Перед войной он женился на Ираиде Петровне Покровской. Ираида Петровна родилась в 1913 г. в селе Белозерском, Курганского округа. Ее отец, Петр Арсеньевич Покровский, служил писарем при штабе».

Старшая сестра Ираиды Петровны Клавдия Петровна была замужем за младшим братом священника Николая Ивановича Сахарова Владимиром Ивановичем.

Их старшая дочь Надежда Владимировна поведала любопытное семейное предание: «Клавдия и Ираида Покровские родились в Курганском округе Тобольской губернии, но по своему происхождению, по мужской линии, они тоболяки. Фамилия Покровские была присвоена нашим предкам по названию тобольской Покровской церкви, в строительстве которой принимали участие мужики из окрестных деревень, в том числе наши родичи. Заказчик был настолько поражен красотой храма, что не знал, как угодить строителям, кроме причитающейся оплаты за труд. Так им была пожалована фамилия Покровские».

Из воспоминаний Людмилы Алексеевны: «В 1940 г. у Алексея Николаевича и Ираиды Петровны Сахаровых родился сын – мой брат Борис. Сама я родилась в 1942 г. Отца сначала в действующую армию не брали. Он был начальником геологической партии, занимавшейся исследованием дебита водяных скважин.

Сохранился документ, в котором власти просят оказывать ему на местах всяческое содействие. В 1942 г. отца взяли на фронт. Служил в разведке. Над ним всячески издевался старшина, называя его «поповским отродьем». Не выдержав оскорблений, отец ввязался в драку и был жестоко избит. Находился на излечении в эвакогоспитале в д. Елань Свердловской области. Мама ездила его навещать.

После выписки отца отправили в штрафбат, и в 1944 г. он погиб. Ему исполнилось всего тридцать лет.

После гибели отца мама осталась с двумя малыми детьми. Время было военное, голодное. Мы жили вместе с бабушкой, тетей Агусей и тетей Тасей. Мою тетю Агнию Николаевну знал весь город. Она обладала врожденной культурой и чувством такта и могла со всеми найти общий язык. Была очень талантлива. Работала Агния Николаевна в вечерней школе учителем математики и физики. После войны такие школы были крайне востребованы – все бросались восполнить пробелы в своем образовании. Школа была настоящим центром культуры.

Агния Николаевна создала школьный оркестр струнных народных инструментов и сама им руководила. Умерла она в конце 1970-х годов. Ее дочь Ада стала врачом. Сейчас она в преклонных летах, живет в Екатеринбурге.

Во время войны все члены семьи Сахаровых заболели туберкулезом. Заболела и мама, но она была очень сильной. Благодаря ей все выжили. У папы был красивый аккордеон с хорошим звучанием. Когда он уходил на фронт, то просил маму ни в коем случае его не продавать. Но все заболели, в том числе маленький Боря. Наш дом находился рядом с госпиталем, и врач сказал, что если мальчику не давать молока, он погибнет. Тогда мама продала аккордеон и купила корову. Этим все спаслись.

Позднее на маме женился дядя Сергей (Сергей Николаевич Протопопов) – старший сын священника Николая Александровича Протопопова.

Сергей Николаевич был старше мамы на девятнадцать лет. Он воспитывал нас с братом Борисом. Мы жили в Тюмени по улице Крылова, 20, во флигеле дома Николая Николаевича Протопопова, младшего сына о. Николая. Вот такие необыкновенные переплетения судеб…».

Галина Викторовна Коротаева,
г. Тюмень

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную

ИСКОМОЕ.ru
православная
поисковая
система
Русская неделя - интернет-журнал о современной православной культуре
Sudba.net - Портал православных знакомств Сербская Православная Церковь в Голландии Рейтинг ресурсов "УралWeb"
Современные сказки Религия и СМИ

Официальный сайт Тобольской митрополии

Сайт Ишимской и Аромашевской епархии

Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"

Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2017 г.