Бог наделил человека великим даром слова. Человеческое слово – это не просто звук, оно – носитель смысла и выразитель человеческой души. Какова душа человека – таковы и его слова. В Писании говорится: «Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят уста его» (Лк. 6:
45). Поэтому важно то, каков внутренний мир человека, чем богато его сердце.
Печально смотреть, как использование современных информационных технологий влияет
на современных людей, их сердца наполняются пустотой, и в этой пустоте и суетности
люди проводят свою жизнь. Слова порождаются мыслью, чувствами и желаниями. Все
это придает словам особое значение и содержание. При этом есть и обратная связь:
высказанные слова оставляют след в душе
человека. Бог дал человеку дар слова,
чтобы он, познавая творение, прославлял Творца. Дьявол же искажает этот
дар, чтобы мы не с пользой, а во вред
себе и другим проявляли его. Пагубные
преступления в использовании дара слова – это клевета, злословие, осуждение,
богохульство. Через грех, через гордыню, через эгоизм дар Божий в человеке искажается и в нем начинает обретать разрушительную силу, приводящую к ожесточению, озлоблению и потере мира. Святые отцы говорят, что
все беды земли или учинил, или умножил язык злого человека. Свт. Тихон Задонский о клеветническом и злом языке говорит: «Двоякою оградою загражден, то есть зубами и губами, и однако
же прорывается». Поистине, человек, потерявший общение с Богом, легко уводится в
область греха и порока и становится носителем великого зла, в устах такого человека «неудержимо зло исполнь яда смертоносна» (Иак. 3: 8). Человек должен сознавать,
что за каждое слово мы дадим Богу ответ.
Важно помнить, что своими словами мы выражаем образ мыслей и наши чувства. Для
христианина они все должны быть пропитаны
любовью к Богу и людям. Добрые чувства,
наполненные любовью, умеренно молчаливы,
они приводят к добрым делам и бескорыстному служению. Пораженный гордыней человек стремится показать себя умным, порой
остроумным, чтобы польстить своему самолюбию. Многословие и пустословие опустошают рассудок человека и нередко приводят
к предательству, осуждению и клевете. Обратимся к басне Ивана Андреевича Крылова, аллегорически показывающей, насколько
опасен для окружающих человек, допускающий клевету:
Клеветник и Змея
Напрасно про бесов болтают,
Что справедливости совсем они не знают,
А правду тож они нередко наблюдают:
Я и пример тому здесь приведу.
По случаю какому-то, в аду
Змея с Клеветником в торжественном ходу
Друг другу первенства оставить не хотели
И зашумели,
Кому из них идти приличней наперед?
А в аде первенство, известно, тот берет,
Кто ближнему наделал больше бед.
Так в споре сем, и жарком, и немалом,
Перед Змеею Клеветник
Свой выставлял язык,
А перед ним Змея своим хвалилась жалом;
Шипела, что нельзя обиды ей снести,
И силилась его переползти.
Вот Клеветник, было, за ней уж очутился;
Но Вельзевул не потерпел того:
Он сам, спасибо, за него
Вступился
И осадил назад Змею,
Сказав: «Хоть я твои заслуги признаю,
Но первенство ему по правде отдаю:
Ты зла, – твое смертельно жало;
Опасна ты, когда близка;
Кусаешь без вины (и то не мало!),
Но можешь ли язвить ты так издалека,
Как злой язык Клеветника,
От коего нельзя спастись ни за горами,
Ни за морями?
Так, стало, он тебя вредней:
Ползи же ты за ним и будь
вперед смирней».
С тех пор клеветники в аду почетней змей.
|
Чтобы избежать греховного осуждения
и клеветы, надо научиться контролировать
свои мысли и слова. Надо помнить слова
Христа Спасителя: «От слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься» (Мф. 12: 37). Многословие часто приводит к осуждению и клевете. Многословие лишает человека молитвы, отнимает время от добрых дел,
многословие приводит к опустошению жизни
человека и оскудению в добрых делах. Если
человек не контролирует свои мысли и свои
слова, то нередко он замечает недостатки
других, носителями которых сам и является.
Я не смею равняться с Крыловым, но
хочу поделиться о вреде пустословия примером новым:
Белка по лесу бежала
И сороку повстречала.
Та трещала без умолку,
А послушать – нету толку.
Белка время не теряла,
А орехи собирала.
Наберет их полон рот,
И в дупло себе несет.
Белка в меру потрудилась
И с друзьями поделилась.
«Так и день прошел не зря», –
Говорили ей друзья.
Белобока все трещала,
Перья, кости промывала,
Обсудила всех и вся –
Только время прошло зря.
Надоело ей трещать,
Лесных братьев обсуждать.
На дорогу улетела,
У обочины присела.
Вдруг раздался шум и гром –
Шла телега за бугром.
Белобока отлетела,
На березу рядом села.
Глядь, телега подкатила –
Два бидона на ней было.
Один полон и молчит,
А другой, пустой, брянчит.
Начала она трещать:
«Что пустой бидон таскать,
Пользы нет от пустоты,
Лучше б налили воды».
Да, пустой понять не может,
Что молчание дороже.
Не будем больше рассуждать,
И сороку осуждать.
Постараемся понять,
Когда лучше помолчать,
Чтобы мир в душе стяжать
И друзей не обижать.
И скажу, не огорчая,
Здесь мораль совсем простая:
Пустая посуда без толку гремит,
А умный человек больше молчит.
|
Мы должны понимать: велика сила слова, но и велика сила молчания в совершении добрых дел. Важно ценить великий дар
Божий человеку – дар слова. Доброе слово
и доброе дело должны быть неразлучны. Бог
великим словом из небытия в бытие призвал мир видимый и мир невидимый – духовный. Человек должен стремиться, исполняя волю Божию, слова наполнять творческой Божественной силой через молитву к
Богу. Должно беречь себя от соблазна лукавого, который стремится наполнять наши мысли и слова греховным содержанием, разоряющим внутренний мир человека и мир
окружающих нас людей.
Митрополит Димитрий
|