20 марта 2016 года, в Неделю первую Великого поста, Торжества
Православия, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
совершил Литургию и чин Торжества Православия в Храме Христа
Спасителя в Москве. В этот день также состоялись основные торжества
в честь 40-летия со дня архиерейской хиротонии Святейшего Патриарха
Кирилла. По окончании Богослужения Предстоятель Русской Церкви
обратился к верующим с Первосвятительским словом.
Дорогие отцы, братья, сестры!
Всех вас сердечно благодарю за то, что
вместе со мной вы помолились сегодня в главном храме нашей Церкви и вознесли ко Господу свое воздыхание, в том числе о том, чтобы милость Божия не покидала меня на путях Патриаршего служения.
В 843 году, когда был учрежден праздник
Торжества Православия, все думали, что на
этом борьба с ересями закончена. Но ведь
не закончилось, и даже сегодня ереси не просто существуют – они атакуют Церковь. Что
же такое ересь? Конечно, ее источник – не
только человеческие заблуждения. Поелику эти
заблуждения наполняются огромной разрушительной энергией, становится ясно, что в их
основе человеческая гордыня, а отец гордости есть дьявол. Поэтому ересь всегда ставит
себя выше Церкви.
Вот и сегодня мы стоим перед очень опасным, на мой взгляд, явлением в философской,
политической и духовной жизни. В Новое время возникло убеждение, что главным фактором, определяющим жизнь человека, а значит, и общества, является сам человек. Несомненно, это ересь, и не менее опасная, чем
арианство. До того считалось, что Бог управляет миром через законы, которые Он создал, и обществом человеческим – на основе
нравственного закона, который Он открыл в
слове Своем и отобразил в человеческой совести. Поэтому законы человеческие старались привести в соответствие с Божиим законом; Бог и совесть были главным судией, а
главным авторитетом для человеческого суда
был Божий закон.
Но наступило время, когда эту непреложную истину поставили под сомнение и сказали: «Нет, Бог тут ни при чем. Каждый имеет
право верить, но это его личное дело, ведь
есть и неверующие. Всякий индивидуум обладает особыми правами, в том числе определять для самого себя, что хорошо, а что плохо. Значит, должен быть некий универсальный
критерий истины, а таковым может быть только
человек и его права, и жизнь общества должна формироваться на основе непререкаемого
авторитета человеческой личности».
Сегодня идея жизни без Бога распространяется с новой силой уже в масштабах целой планеты. Мы видим, как во многих процветающих странах предпринимаются усилия
утвердить на законодательном уровне право
выбора любого пути, в том числе самого греховного, идущего вразрез со словом Божиим.
Это опасное явление в жизни современного
человечества получило название «дехристианизация». Наверное, подобные философские
взгляды нельзя было бы назвать ересью, если
бы многие христиане их не приняли и не поставили права человека выше, чем слово Божие. Поэтому мы говорим сегодня о глобальной ереси человекопоклонничества – нового вида идолопоклонства, исторгающего Бога из человеческой жизни. Ничего подобного в глобальном масштабе никогда не было. Именно на преодоление этой главной ереси современности, которая может привести к апокалиптическим событиям, Церковь должна направить сегодня силу своего слова и мысли.
Все это мы формулируем очень просто – мы
должны защищать Православие, как защищали его отцы VII Вселенского Собора, как защитили его Патриарх Мефодий и императрица Феодора с сонмом иерархов, как защитили его святитель Марк Эфесский и наши исповедники и новомученики Церкви Русской.
У нас есть два пути. Один путь очень простой: раз вы не соглашаетесь с проповедью
Евангелия, значит, вы еретики или безбожники, с вами не может быть никакого разговора,
потому что, общаясь с вами, мы можем потерять свою правду. Известно, и среди нас есть
те, кто так говорит. Но есть и другой подход:
когда тебе задают вопросы, даже небезобидные, попытаться понять, что движет твоим собеседником – желание воевать или все-таки
докопаться до истины. Вместо того чтобы отмахнуться и сказать: «Уйди с моего пути, еретик, безбожник», мы отвечаем на вопросы собеседника со смирением, с упованием на волю
Божию, в надежде, что наши слова достигнут
цели. Это означает, что мы вступаем в диалог с людьми – не декларируем свое учение,
но отвечаем на вопросы, которые нам задают.
Но кто-то из нашей среды говорит: «Не нужен такой диалог. Вы сказали – они не приняли. Значит, отрясите прах, скажите, что
они еретики». Но как только вы скажете
человеку, что он еретик, вы закрываете
всякую возможность общения с ним – он
перестает вас слышать и становится вашим врагом, ведь он себя еретиком не
считает и воспринимает эти слова как
оскорбление. А в результате нет никакого диалога, и христиане замыкаются
в своей среде, образуя «гетто», в том
числе и мы, призванные нести свет Божий по всему миру. Мы друг друга успокаиваем и утешаем: какие мы правильные, как у нас все хорошо, – а кругом
мир погибающий! И не спросит ли Господь с каждого из нас: вы не вступали
в диалог с миром? вы не боролись за
каждую человеческую душу? И не приведет ли в пример святых апостолов,
которые ведь тоже могли оставаться в
Галилее? Прекрасный климат, хорошая
еда, хорошее вино, благочестивые единомышленники – что еще надо? Но апостолы вышли на римские дороги и отправились навстречу языческому миру, который бросал в них камни, а они искали с ним общий язык, как, например, апостол Павел, когда он выступал перед афинскими мудрецами и говорил, что видел у них жертвенник неведомому Богу, Которого он и проповедует (Деян. 17, 23). Апостол признал даже присутствие истины среди язычников, чтобы начать диалог. Что же сказали бы про апостола Павла наши ревнители? «Как так можно?! Общаться с язычниками, да еще признать, что у них есть жертвенник, на
котором поклоняются Тому же Богу, Кому и
мы поклоняемся?» Действительно, Церковь с
самого начала боролась против всяких ересей
и разделений, и тот же апостол Павел в послании к Коринфянам говорит о необходимости хранить единство. Но Церковь всегда несла апостольское свидетельство всему миру.
Русская Православная Церковь обеспокоена не только вероучительными вопросами.
Она очень обеспокоена тем, что происходит
в мире, а с некоторыми проблемами в одиночку не справиться. Наверное, самой страшной проблемой современности являются гонения на христиан, и я удивляюсь, почему до недавнего времени она не вызывала горячего отклика. Приведу данные международных организаций: каждые пять минут в мире убивают христианина. За сутки – около трехсот человек, более 100 тысяч в год.
Я имел возможность посетить Сирию в
самом начале войны. Я видел, как там жили
люди, каким страхом они были объяты, опасаясь, что в результате военных действий произойдет непоправимое – христиане будут уничтожены или вытеснены. Позднее я встречался
с главами многих Православных и иных христианских Церквей на Ближнем Востоке, и все в
один голос просили: сделайте что-нибудь, у нас
нет сил, защитите, мы погибаем! И я говорил
об этом громко и на встречах с президентами
разных стран, и на международных собраниях, – но как будто никто ничего не слышал…
Вот тогда и возникла мысль сказать так,
чтобы непременно все услышали. И в ходе
переговоров с Римским Папой мы договорились, что нам нужно встретиться и громко,
на весь мир, заявить о гонениях на христиан. Эта встреча произошла, и мир заговорил!
Удивительно: американский Конгресс вдруг заявляет, что уничтожение христиан на Ближнем Востоке – это геноцид. Просили же сказать, что осуществляется геноцид, что христиан убивают, – не было ответа! А теперь ответ
есть, потому что голоса Востока и Запада соединились, и было сказано о самом главном,
что сегодня всех нас беспокоит.
Также у нас была возможность еще раз
отвергнуть унию. На встрече в Гаване и Римский епископ согласился с тем, что уния не может быть способом объединения Церквей,
что она всегда приносит разделения, как и сегодня происходит на Украине. Мы также сказали, что на Украине имеет место не агрессия
извне, а братоубийственный конфликт, и подчеркнули, что раскол нужно преодолеть каноническим путем, а не путем создания мифической «единой поместной церкви», где раскольники как бы соединятся с православными и католиками.
Считаю, что встреча Патриарха Московского с Папой была важным событием. Это произошло впервые в истории, но ведь впервые в
истории обрушиваются такие гонения на христиан, впервые в истории происходит дехристианизация человеческой цивилизации – мы
и об этом сказали.
Мы переживаем особые времена, но ничего нового нет. Как во времена Торжества Православия, как во времена святителя Марка Эфесского, так и сегодня Церковь Православная призвана проповедовать Евангелие и хранить чистоту веры православной. Аминь.
Пресс-служба Патриарха Московского
и всея Руси
|