ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

№4 2015 г.         

Перейти в раздел [Документы]

Христианская основа стихотворений П.П. Ершова, созданных в Сибири

6 марта исполнилось 200 лет со дня рождения нашего знаменитого земляка – поэта, прозаика и драматурга Петра Павловича Ершова. Взрослым и детям нашей страны этот человек известен прежде всего как автор замечательной, всеми полюбившейся сказки в стихах «Конек-Горбунок». Но не все знают, что важной составляющей творчества Петра Павловича было религиозное мировоззрение писателя.

В предлагаемой вниманию читателя статье, автором которой является священник Никольского собора Ишима протоиерей Владимир Ашмарин, раскрываются христианские мотивы стихотворений П.П. Ершова, отражающие все более углубляющееся религиозное чувство поэта.

Прижизненный портрет П.П. Ершова работы художника Николая Маджи Читая религиозные произведения наших писателей, воспитанных в православной России, в очередной раз убеждаешься, что невозможно понять и ощутить всю глубину их творений, не имея богословского образования, хотя бы на уровне знания катехизиса (вероучительные основы Православия), библейской истории и Церковного Предания. Особенно отчетливо это чувствуется тогда, когда читаешь стихи, в которых кратко, но глубоко предстают в поэтической форме библейские сюжеты, когда в одной или нескольких строфах время истории раздвигается от сотен до нескольких тысячелетий. Подобное ощущение возникает, когда обращаешься к творчеству Петра Павловича Ершова.

Религия была важной составляющей его творчества. С особой полнотой религиозное чувство поэта отразилось в его стихах послепетербургского периода: возвращение поэта из столицы в Тобольск состоялось летом 1836 г. В конце 1830-х и особенно в 1840-е гг. Ершовым были созданы, пожалуй, самые значительные образцы христианской поэзии: «Клад души», цикл «Моя поездка», «Ответ», «Воспоминание», «Храм сердца», «Оправдание», «Призыв», «Отрывки». В это же время формируется и концепция поэта как человека, осознающего присутствие высшей силы и подчиняющегося ей.

В своей речи «Несколько мыслей о художниках», произнесенной на гимназическом акте в 1839 г., Ершов проводит идею божественной избранности творческой личности и бессознательного характера художественного процесса: «Поэт – это не обыкновенный смертный человек, который сочиняет на заданную тему, а сын небес, на котором ярко горит печать священного помазания и который никогда не даст вам ответа на вопрос, как он творит. Он не может вам сказать того, что даже первая мысль создания бывает всегда следствием того или другого его размышления; художник с первой до последней минуты творит бессознательно. Иногда творчество начинается с размышления, но этим мгновением и оканчивается постороннее влияние. С того самого мгновения, как светлая мысль принята душой, она сродняется с нею, делается ее собственностью, ее творением; она развивается силами души, которые извлекают из нее все богатство, неприметное для простых глаз» [2, c. 97].

В лирике 1840-х гг. углубляется христианское понимание Ершовым темы творчества, которое рассматривается как великий дар Создателя. Так, в стихотворении «Моя молитва» (1840) звучит благодарность Творцу за его бесконечную щедрость:


Ты дал мне Веру в Провиденье,
Ты дал надежду мне в скорбях;
И ниспослал мне утешенье
В отрадных чувствах и слезах.
Когда ж душа была готова
Излить богатство полноты, –
Ты дал мне огненное слово
И вдохновенные мечты [1, с. 300].

Лирический герой стихотворения «Ответ» (1845) сравнивается Ершовым с библейскими музыкантами и певцами, исполняющими свои мелодии на четырехструнной псалтири. Первая из струн посвящена Всевышнему:


В той песне первая струна
Вся – Божеству – вся – искупленью!
две других – Отечеству и царю:
Для сердца русского давно
Царь и Отечество – одно.

А четвертая струна – переживаниям земной жизни, также питающим душу поэта, как и высокие помыслы:


Струны последней звук живой
Вам – жизни чудные волненья –
Мечты, надежды, вдохновенья!
Я облеку вас в стих родной
И с гордой радостию кину
В печальный мир, как цвет в пустыню!

Значимый для русской литературы образ поэта – пророка (А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, А.С. Хомяков, Н.М. Языков, А.К. Толстой) появляется в программном стихотворении Ершова «Призыв» (1848), в первой строфе которого представлена ситуация духовного сна поэта, «повитого унынья мрачной пеленою», пребывающего за гранью человеческой жизни с ее страстями и волнениями. Но, как призыв свыше, звучат слова:


Проснись, питомец обаяний!
Свой малодушный сон прерви,
Вступи в ряды живых созданий
И жизнью общею живи.
Не искушай хулой сомненья
Путей святого Провиденья;
Под руку крепкую смирись:
Отец людей любвеобильный
Ведет тебя рукою сильной
Чрез мрак и смерть во свет и жизнь.

В стихотворении утверждается мысль о богоизбранности поэта, принимающего на себя больший груз страданий, чем другие люди.


Пусть велики твои страданья,
Пусть горек плод твоих утрат:
Тем больше мера воздаянья
Твоих венцов, твоих наград.

Поэтическая канва «Призыва» соткана из ветхозаветных и новозаветных образов. Соединяя в предпоследней строфе евангельскую аллюзию – обращение Христа к расслабленному: «востани, возми твой одр и иди в дом твой» (Мф. 9: 6) с ветхозаветной сценой: Моисей на горе Синай (Исх. 23: 15), – Ершов вписывает лирического героя в перспективу вечности:


Восстань, возьми свой одр печали
И новой жизнию ходи!
Ужель поэзии скрижали
Напрасно носишь ты в груди?
Смотри: в огнях, гремя, блистая,
Венец таинственный Синая
Тебя властительно зовет.
Иззуй себя от тленья праха
И с твердой верою без страха
Начни пророческий восход.

Импульсом для создания целого ряда лирических образцов были события личной жизни поэта. 16 апреля 1838 г. умирает мать Ершова. Незадолго до этого ушли из жизни отец (1833) и брат Николай (1834). Смерть матери переживалась Ершовым особенно тяжело. Письмо к друзьям с сообщением этого события пронизано безысходностью: «Я целое лето был сам не свой», «осиротел душой и телом», «с нею схоронил последнюю из родных». Но в эпитафии, сочиненной любящим сыном и христианином, покой и смирение:


Пускай для глаз мрачна земли утроба,
Но ты ее темницей не зови:
Она светла для веры и любви –
Благоговей пред тайной гроба
И сень могил благослови…

Список литературы:

1. Ершов П.П. Конек-Горбунок. Избранные произведения и письма. – М.: Парад, 2005. Тексты стихотворений здесь и далее цитируют- ся без указания страниц по данному изданию. 2. Замахаев С.Н., Цветаев Г.А. Тоболь- ская губернская гимназия. Историческая за- писка о состоянии Тобольской гимназии за сто лет ее существования. 1789-1889. – То- больск, 1889.

3. ТИАМЗ. (Тобольский историко-архитектурный музей-заповедник). ТМ КП 13215. Автографическое собрание стихотворений П.П. Ершова в 4-х тетрадях. Тетрадь вто- рая. Лл.73-78; 88.

4. Ярославцов А.К. Петр Павлович Ер- шов, автор сказки «Конек-Горбунок». Био- графические воспоминания университетско- го товарища его. – СПб., 1872.

(Окончание следует)

Протоиерей Владимир Ашмарин,
г. Ишим

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2025 г.