ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

№4 2015 г.         

Перейти в раздел [Документы]

Так рождаются храмы

«Мы верим и надеемся, что Господь укрепит наши силы, даст нам разумение, пошлет добрых людей и мы завершим это великое дело – возрождение Благовещенского собора града Тюмени. Всякий, кто придет сюда с верой, будет черпать Божию благодать, освящающую и душу, и тело...

Конечно, всякое дело движется трудами. Бывают и испытания. Господь испытывает нас. Бывают искушения, которые посылают враждебные силы. Но мы все преодолеваем благодатью Божией, и пасхальная радость помогает нам преодолевать все трудности на пути.

Отрадно, что именно наше поколение встало на путь возрождения святынь наших благочестивых предков, нашего Отечества. Дай Бог нам силы и разума завершить это дело, чтобы последующие поколения памятовали, что мы имеем святыни, которые освящают жизнь нашего народа более тысячелетия. Дай Бог, чтобы мы вместе с вами дожили до того дня, когда собор будет восстановлен, будет чин Великого освящения этого величественного и многострадального собора города Тюмени». (Из проповеди митрополита Тобольского и Тюменского Димитрия за первой Божественной литургией в верхнем храме Благовещенского собора 25 апреля 2014 года)

Историческая справка


Строительство Благовещенского собора в Тюмени началось по указу Петра I в 1700 году и было завершено в 1704 году под руководством святителя Филофея (Лещинского), митрополита Тобольского и Сибирского. Располагался храм над Государственной казной на высоком берегу Туры, напротив него выстроили здание городской Думы, которое ныне служит городским музеем.

Собор являлся украшением Тюмени и был ее духовным символом. Уникальный по внешнему и внутреннему убранству, он заслуженно величался Патриархом белокаменного зодчества, жемчужиной Сибири. Снаружи его стены были украшены ребристой цветной керамической плиткой, а изнутри евангельской виноградной лозой из керамики.

В годы страшных гонений на Церковь Благовещенский собор был закрыт, а в его здании организован антирелигиозный музей. В июле 1932 года храм был продан Сбербанку на кирпичи, а потом взорван.



Возрождение прихода


Однако память о храме горожане бережно хранили на протяжении многих десятилетий. Так, почти через 70 лет после его разрушения, в 1997 году, по ходатайству архиепископа Тобольского и Тюменского Димитрия и благословению Патриарха Алексия II Благовещенский собор Пресвятой Богородицы решено было восстановить.

Храм должен был стать копией разрушенного, правда, встать в новом для себя месте – в сквере Депутатов. На тот момент в близлежащих от него микрорайонах не было ни одного православного храма. Чтобы попасть на церковную службу, местным жителям каждый раз приходилось совершать паломничество на другой конец города. Многие из них облюбовали Знаменский собор. Именно среди его прихожан в 1997 году и бросили клич о помощи в восстановлении собора. Одной из первых, кто на него откликнулся, была Екатерина Зимнева: «Обратились к людям, особенно к жителям этих микрорайонов, с просьбой о помощи. А я на тот момент как раз там жила, и мне так хотелось, чтобы мои окна выходили на храм». Правда, за это право предстояло побороться, ведь официально пустырь в сквере Депутатов под строительство храма определен не был.

Каждое воскресенье на месте предполагаемого строительства небольшие группы инициативных прихожан читали Благовещенский акафист. «Это было летом, мы пришли в 15:00. Кругом трава, ничего больше нет. Стоит Ирина Павловна Чикирева и ее ребенок, и больше никого», – вспоминает Екатерина Зимнева. Свечи и иконы приносили из дома, ставили их на бетонные балки. Под открытым небом в любую погоду верующие молили Пресвятую Богородицу об обретении этой земли под строительство храма. В остальное время ездили по православным приходам Тюмени, советовались с теми, кому уже удалось построить храм. Люди охотно делились ценным опытом и молитвенной помощью. Прихожане собирали необходимые бумаги, писали запросы, изучали законодательство.

Раз за разом записывались на прием к чиновникам, терпеливо дожидались своей очереди. Заходили в кабинеты, просили тех, кто может хоть как-то сдвинуть камень с мертвой точки, убеждали их в необходимости строительства храма именно в сквере Депутатов и получали одобрение, но лишь на словах – не на деле. Екатерина Зимнева вспоминает: «Мы думали, что это так все просто. Если мы хотим сделать хорошее дело, то нам никаких препятствий не будет, что все как по маслу пойдет. Нет. Это такая закалка была и веры, и силы своей». Тогда еще никто из инициативной группы и предположить не мог, что их терпение на прочность будут испытывать целых семь лет.

28 августа 2002 года, в день празднования Успения Пресвятой Богородицы, верующие, как всегда, собрались на чтение Акафиста Божией Матери. В это время в сквере Депутатов, над земельным участком под восстановление Благовещенского собора, на небе, среди густой завесы седых облаков, появился просвет в виде четко очерченного крестного знамения. С одной стороны, это дало надежду верующим на то, что их труды не напрасны, что самой Богородице угодно, чтобы храм стоял именно на этом месте. А может быть, это явление стало символом нового креста – испытаний, которые верующим еще предстояло пройти.

На тот момент инициативная группа прихожан уже пять лет обивала пороги различных инстанций. На руках были все необходимые документы, действовали, казалось, грамотно, по закону. При этом даже не просили финансовой помощи от государства, так как работали с предпринимателями, которые активно отзывались на инициативу. Неубедительным для чиновников оказывался и тот аргумент, что храм сумеет изменить ситуацию с криминогенной обстановкой в неухоженном, темном парке. Казалось бы, верующие ходили по замкнутому кругу. Но и его удалось разомкнуть.

Прихожане обратились за помощью к Ивану Квитке. На тот момент он был депутатом областной Думы по округу, в котором планировалось строительство храма. Он и предложил верующим действующее решение – продвинуть проект восстановления Благовещенского собора как народную инициативу или наказ от избирателей своему депутату. Для этого прихожанам предстояло собрать 2500 подписей в поддержку строительства храма от жителей микрорайона.

И стар и млад прилагали все возможные усилия для достижения этой цели. Даже немощные бабушки находили в себе силы ходить по квартирам, чтобы добавить ценный голос в поддержку проекта. Часто терпели непонимание и оскорбления от людей и, конечно, вновь и вновь молились. Капитолина Краснова и Лидия Шуляренко, старожилы храма, вспоминают: «Испытывалось терпение наше. Замерзали на чтении Акафиста, но стояли. Как не прийти?! Мы все как штык приходили! Мы всегда на молитву с подъемом шли! "Сегодня пойду, завтра не пойду" – не было такого».

По усердию в трудах и молитве нужное количество подписей удалось собрать. Подлинность каждой проверяла специальная комиссия. Но даже после этого на пути у инициативы встали новые препятствия. Дело в том, что распорядиться пустующим местом в сквере Депутатов хотели по-другому. Здесь планировалось строительство коммерческих объектов, которые были экономически более выгодны городу, чем возведение храма. Поэтому аргументы «против» возникали один за другим.

Например, что строительство здания нанесет ущерб зеленым насаждениям парка. Но именно на участке под строительство храма деревьев не оказалось. Или – при его возведении будут нарушены санитарные правила и нормы, которыми установлены минимальные расстояния между объектами. Но ведь практически все тюменские микрорайоны застроены так, что люди всю жизнь вынуждены жить за задернутыми шторами!

В конце концов, некоторые коллеги депутата Ивана Квитки выступали с заявлениями о том, что Церковь отделена от государства и не дело, мол, светской власти решать проблемы верующих. На что народный избранник отвечал: «Верующие – точно такие же граждане страны, как и атеисты, они добросовестно платят налоги, на содержание в том числе и нас – народных избранников. И если ко мне обратятся 2500 человек с требованием перенести памятник Ленину с Центральной площади города, то я исполню свой депутатский долг».

Конец этой дискуссии был положен в феврале 2004 года. В День депутата народные избранники Тюменской областной Думы и в то время глава города Тюмени Владимир Якушев посетили сквер. В этот момент прихожане Благовещенского храма Пресвятой Богородицы готовились к Крестному ходу. Народу собралось настолько много, что у депутатов больше не осталось вопросов по поводу нужности этого храма именно на этой территории. Уже через месяц на заседании Тюменской областной Думы наказ двух с половиной тысяч избирателей о восстановлении Благовещенского собора в сквере Депутатов города Тюмени, данный депутату Ивану Квитке, был утвержден.

Землю отдали верующим. Это была первая победа, которая далась за семь лет молитв, терпения и преданности делу. 15 апреля 2004 года, в четверг Светлой седмицы, архиепископом Тобольским и Тюменским Димитрием был освящен поклонный крест и земельный участок под строительство и восстановление Благовещенского собора в сквере Депутатов. Теперь уже возле него верующие продолжали собираться и читать Акафист Пресвятой Богородице. С каждым разом прихожан становилось все больше – присоединялись жители близлежащих домов, случайные прохожие, душа которых отзывалась на молитву. Старожилы храма Капитолина Краснова и Лидия Шуляренко вспоминают: «Подъем тогда был такой! Думали – вот, раз крест поставили, сейчас все пойдет. Но вот, опять…»

Для прихожан наступила новая череда испытаний. Несколько раз поклонный крест пытались сломать. Постамент пачкали грязью и краской. На площадку подбрасывали мертвых кошек. Но это были мелочи по сравнению с действительно важной проблемой – верующие не могли найти людей, которые займутся строительством храма, в частности попечителей. И вновь последовали испытание веры и новое чудо.

Оставалось только искать и молиться. С благословения архиепископа Тобольского и Тюменского Димитрия прихожане отправились в паломничество на Афон. С собой взяли список (копию) Чимеевской иконы Пресвятой Богородицы, землю с Ганиной Ямы и письмо с просьбой помолиться о восстановлении Благовещенского собора. Правда, группа была женской, а, как известно, на Святую Гору женщинам вход воспрещен. Вот тогда и пришлось в очередной раз проявить терпение.

Староста храма Ирина Чикирева рассказывает: «Почти две недели мы ждали, когда кто-либо из монахов отправится на Афон, чтобы передать в русский Свято-Пантелеимонов монастырь послание из Сибири. И когда уже отчаялись, что не сможем выполнить поручение земляков, в отеле, где мы жили, остановилась группа паломников во главе с насельником монастыря игуменом Феофаном. Он обещал все передать. В день отъезда ответа со Святого Афона все не было. Сказать, что мы были огорчены, – ничего не сказать».

Но – чудо! – вылет самолета наших землячек отложили на четыре часа. За это время их разыскали посланники монастыря. Они рассказали, что иеромонах Свято-Пантелеимонова монастыря Феодосий лично выбрал на набережной пять камней – для закладки в фундамент Благовещенского собора в Тюмени. Паломницам также вручили сопроводительное письмо и, в дар будущему собору, икону Игуменьи Афонской Горы, Пресвятой Богородицы, и серебряную икону великомученицы Анастасии.



Часовня


Вскоре у верующих появилась крыша над головой. 20 сентября 2004 года, накануне праздника Рождества Пресвятой Богородицы, в сквере Депутатов установили часовню. Через несколько месяцев, в праздник Сретения Господня, в ней состоялась первая Божественная литургия, на которой присутствовало более ста человек. По рассказам очевидцев, многие прихожане плакали выстраданными слезами. Именно 15 февраля 2005 года и считают датой восстановления прихода Благовещенского собора Пресвятой Богородицы. Службу в тот день провел протоиерей Николай Цирке. Он окормлял местных прихожан на протяжении нескольких лет. Старожилы храма вспоминают: «В пять утра он вставал, вместе с женой и маленьким ребенком ехал сюда к нам. А потом – в Знаменский, и там еще служил. Мы его никогда не забудем». Чуть позже, в октябре 2007 года, на смену отцу Николаю Цирке придет протоиерей Вячеслав Горшков, которого прихожане также вспоминают с теплотой. Владыкой Димитрием он назначен настоятелем прихода.

С тех пор часовня не пустовала круглые сутки: днем в ней молились верующие, работала церковная лавка, а на ночь непременно оставался кто-то из прихожан. Екатерина Зимнева вспоминает: «Мы так боялись, что часовню вандалы разрушат. Наши мужчины даже разработали график дежурств, спали там, охраняли. Было холодно, простывали, но это необходимо было».

Условия в часовне и правда оставляли желать лучшего. Иерей Алексий Симаков служит в часовне с октября 2010 года. «Представляете: холод, отопление чисто символическое – вода замерзала. А сотрудницы церковной лавки там, бедняжки, с 9 утра до 19 часов вечера сидели. В наше время это подвиг», – вспоминает он.

Летом в маленькую комнатку набивалось порой до ста человек, духота стояла невыносимая. Поэтому исповедовать прихожан и даже крестить приходилось на улице. «Однако, – говорит батюшка, – мы и этому были рады. Несмотря на сложности, все было радостно, дружно, по-семейному».



Новый виток строительства


Смирение и молитвы вновь принесли свои плоды. В октябре 2006 года у храма появились попечители – Владимир Ильич и Федор Владимирович Хорошиловы. Прихожане получили разрешение на строительство. 7 апреля 2007 года, в престольный праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, совершилось освящение и забитие первой сваи под строительство Благовещенского собора. А ровно через два года архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий освятил кресты куполов. В этот же день подняли купол на колокольню. Остальные купола пока остались лежать на земле.

На тот момент прихожане уже перебрались из часовни в нынешний храм. Правда, в то время его интерьер разительно отличался от сегодняшнего. О каком-либо комфорте говорить было рано. Священник Алексий рассказывает: «Я помню те времена, когда в верхнем храме крыша протекала, стены были мокрые. Капала вода. По воскресеньям в 15:00 читали Акафист Матери Божией. Не много людей приходило, не более 20 человек. Приходили без каких-либо призывов, самостоятельно. Холодно было, ветер. Мерзли, но стояли, молились».

В июне 2009 года, когда до окончания строительства здания Благовещенского собора оставалось всего несколько этапов, все работы пришлось свернуть. Вновь восстановление храма начнется только через два года, после того как в здание принесут Пояс Пресвятой Богородицы. Уже через полгода после этого на здание поднимут купола, благодаря финансовой помощи со стороны Правительства Тюменской области во главе с губернатором Владимиром Якушевым.

В мае 2013 года в нижнем приделе Благовещенского собора архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий провел первую Божественную литургию. И уже через год в нижнем приделе собора начались регулярные богослужения. С тех пор в храме побывало немало святынь: Абалакская икона Пресвятой Богородицы, икона Благовещения Пресвятой Богородицы, иконы с мощами: святого Иоанна Тобольского, святого Сергия Радонежского, святой блаженной Матроны Московской. Каждый раз они привлекают новую помощь для строительства храма, а главное, новых прихожан, которые остаются и вносят свою посильную лепту в дальнейшее восстановление собора.

7 апреля сего года митрополит Тобольский и Тюменский Димитрий совершит Божественную литургию в верхнем храме Благовещенского собора. В 2015 году это уже вторая знаменательная для храма дата. Несколькими месяцами раньше, 15 февраля, исполнилось 10 лет с момента восстановления прихода. Сегодня белокаменный храм является главным украшением сквера Депутатов, а в будущем станет и кафедральным собором Тюмени.

За 15 лет (даже более – имея в виду рождение общины верующих будущего прихода в конце 1990-х) в храме буквально успело вырасти новое поколение прихожан, воспитанников местной воскресной школы. Многие из них еще помнят времена, когда занятия проходили в простом строительном вагончике. Сегодня эти дети учатся в более чем комфортных условиях. И именно им предстоит продолжить миссию по восстановлению храма, которую когда-то начали их родители.

История его восстановления, с одной стороны, тяжелый крест, настоящий подвиг молитвы, веры, терпения, а с другой стороны, настоящее чудо – проявление Божией помощи на земле. Иначе и не объяснишь, как всего паре-тройке инициативных людей удалось построить самый большой храм в Тюмени, высотой с двадцатиэтажный дом.

И дело не только в самом строительстве собора, а в подвиге неугасаемой веры, которая находит отклик в душах других людей и приводит их ко спасению. Нужно помнить, что Церковь – это не стены, это прежде всего люди. Ведь поистине приход Благовещенского собора Пресвятой Богородицы был восстановлен задолго до строительства самого храма, а именно в тот момент, когда первые пара-тройка верующих на пустыре в сквере Депутатов под открытым небом собрались для общей молитвы.

Прихожанка Благовещенского
собора Ксения Моисеева




От редакции:


Дорогие братья и сестры!

Просим каждого из вас принять участие в довершении строительства и благоукрашения Благовещенского собора г. Тюмени своими пожертвованиями. Внесем свою лепту в созидание православного храма на нашей родной земле! Пусть и наших сердец коснутся слова Священного Писания: «Человека, доброхотно дающего, любит Бог и недостаток дел его восполнит» (Притч. 22, 8).

Свои пожертвования вы можете внести, лично посетив Благовещенский собор (г. Тюмень, сквер Депутатов) либо через целевые кружки пожертвований, размещенные во всех храмах Тобольско-Тюменской епархии.

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2025 г.