2-3 февраля 2015 года в Москве состоялось Архиерейское Совещание, в котором приняли участие епископы Русской Православной
Церкви. Одним из самых серьезных вопросов для обсуждения на совещании являлся документ «Об участии верных в Евхаристии»,
посвященный вопросам подготовки и участия православных христиан в главном Таинстве Церкви Христовой – Таинстве святого Причащения.
Рассмотрению документа предшествовал длительный период его обсуждения в духовных школах, в епархиях, на приходах, в интернете,
в церковных средствах массовой информации.
Архиерейское Совещание одобрило данный документ, с последующим утверждением его Архиерейским Собором. Согласно Постановлениям
совещания, этим документом «надлежит руководствоваться в своей практике всем архипастырям, пастырям и мирянам Русской Православной
Церкви».
В связи с большой важностью принятого нашей Церковью документа – для каждого прихода и монастыря и для каждого христианина,
мы посчитали полезным опубликовать текст этого документа, в сокращении, на страницах нашей газеты. Ознакомиться с полным текстом
документа можно на Официальном сайте Русской Православной Церкви: www.patriarchia.ru.
Евхаристия – главное Таинство Церкви,
установленное Господом Иисусом Христом
накануне Его спасительных страданий, крестной смерти и воскресения. Участие в Евхаристии и причащение Телу и Крови Христовым является заповедью Спасителя, через
Своих учеников сказавшего всем христианам: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое»
и «пейте из нее все, ибо сие есть Кровь
Моя Нового Завета» (Мф. 26, 26-28). Сама
Церковь есть Тело Христово, а потому Таинство Тела и Крови Христа видимым образом являет мистическую природу Церкви,
созидая церковную общину.
Духовная жизнь православного христианина немыслима без причащения Святых
Таин. Приобщаясь Святых Даров, верующие
освящаются силой Святого Духа и соединяются со Христом Спасителем и друг с другом, составляя единое Тело Христово.
Таинство Евхаристии требует особого к
нему приготовления. В Церкви само время –
будь то время человеческой жизни или история всего человечества – есть ожидание и
приготовление для встречи со Христом, а
весь ритм богослужебной жизни – ожидание и приготовление к Божественной литургии и, соответственно, к причащению, ради
которого она и совершается.
I.
Практика причащения и подготовки к
нему в истории Церкви менялась и приобретала различные формы.
Уже в апостольскую эпоху в Церкви
установилась традиция совершать Евхаристию каждое воскресенье (а по возможности – и чаще: например, в дни памяти мучеников), чтобы христиане могли постоянно пребывать в общении со Христом и друг
с другом <…>. Первохристианская практика
причащения за каждой Божественной литургией остается идеалом и в настоящее время, являясь частью Предания Церкви. <…>
Высокий идеал постоянной готовности к
принятию Святых Таин оказался труднодостижим для многих христиан. Поэтому уже
в творениях Святых Отцов IV века встречаются свидетельства о сосуществовании разных практик в отношении регулярности причащения. <…>
В IV веке была окончательно зафиксирована сложившаяся еще в доникейскую эпоху норма об обязательном евхаристическом
посте – полном воздержании от пищи и питья в день причащения до момента принятия Святых Таин Христовых. <…>
В Византии к XI–XII векам в монашеской
среде установилась традиция причащаться только после подготовки, включавшей в
себя пост, испытание своей совести перед
монастырским духовником, прочтение перед
причащением особого молитвенного правила, которое зарождается и начинает развиваться именно в эту эпоху. На эту же традицию стали ориентироваться и благочестивые миряне, поскольку монашеская духовность в Православии всегда воспринималась
как идеал. <…>
В XIX – начале XX века благочестивые люди стремились причащаться хотя бы
во все четыре многодневных поста. Многие
святые того времени, среди которых святитель Феофан Затворник, праведный Иоан
Кронштадтский и другие, призывали приступать к Святым Таинам еще чаще. По словам святителя Феофана, «мера [причащаться] в месяц однажды или два раза – самая
мерная», хотя «ничего нельзя сказать неодобрительного» и о более частом причащении. Каждый верующий может руководствоваться такими словами этого святого: «Святых Таин причащайтесь почаще, как духовный отец разрешит, только старайтесь всегда
приступать и с должным приготовлением и
паче – со страхом и трепетом, чтоб, привыкнув, не стать приступать равнодушно». <…>
В настоящее время многие православные люди причащаются значительно чаще,
чем большинство христиан в дореволюционной России. Однако практика частого причащения не может быть автоматически распространена на всех без исключения верующих, поскольку частота причащения напрямую зависит от духовно-нравственного состояния человека дабы, по слову Златоуста,
верующие приступали ко причащению Святых Таин «с чистою совестью, насколько нам
это возможно» <…>.
II.
Требования подготовки ко святому
причащению определяются для каждого
верующего церковными постановлениями и
нормами, которые применяются духовником
с учетом регулярности приобщения Святых
Таин, духовного, нравственного и телесного состояния, внешних обстоятельств жизни,
например, таких как занятость, обремененность попечениями о ближних.
Духовным отцом (духовником) человека является священнослужитель, у которого
он постоянно исповедуется, который знаком
с обстоятельствами его жизни и духовным
состоянием. При этом верующие могут исповедоваться у иных священников в случае
невозможности исповедоваться у своего духовника. Если нет духовника, то верующему
следует обращаться с вопросами, касающимися причащения, к священникам того храма, где он желает причаститься.
Как духовнику… так и причастнику необходимо сознавать, что целью подготовки
является не внешнее выполнение формальных условий, но обретение покаянного состояния души, прощение обид и примирение
с ближними, соединение со Христом в Святых Таинах. Пост и молитва призваны помочь готовящемуся ко причащению в обретении этого внутреннего состояния. <…>
1. Практика приуготовительного поста регулируется аскетической традицией Церкви.
Пост в форме воздержания от скоромной
пищи и удаления от развлечений, сопровождаемый усердной молитвой и покаянием,
традиционно предваряет причащение Святых
Таин. Продолжительность и мера поста перед святым причащением могут быть разными в зависимости от внутреннего состояния
христианина, а также объективных условий
его жизни. В частности, при острых или хронических заболеваниях, требующих особого
режима питания, а для женщин – при беременности и кормлении пост может быть сокращен, облегчен или отменен. Это же касается и христиан, на временной или постоянной основе пребывающих в условиях светского общежития, предполагающего общее питание (войсковые подразделения, больницы,
интернаты, спецшколы, места заключения).
Сложившаяся в наши дни практика, согласно которой причащающийся несколько раз в году постится три дня перед причащением, вполне соответствует преданию
Церкви. Также приемлемой следует признать
практику, когда причащающийся еженедельно
или несколько раз в месяц, и при этом соблюдающий указанные Уставом многодневные и однодневные посты, приступает к Святой Чаше без дополнительного поста, либо
сохраняя однодневный пост или пост в вечер кануна причащения. Решение по этому
вопросу должно приниматься с благословения духовника. <…>
Особый случай в отношении практики
подготовки ко святому причащению составляет Светлая седмица – неделя после праздника Пасхи Христовой. <…> Имея в виду, что
на Светлой седмице Устав не предусматривает поста и что Светлой седмице предшествуют семь недель подвига Великого поста
и Страстной седмицы, – следует признать
соответствующей каноническому преданию
сложившуюся во многих приходах Русской
Православной Церкви практику, когда соблюдавшие Великий пост христиане в период Светлой седмицы приступают ко святому
причащению, ограничивая пост невкушением
пищи после полуночи. Аналогичная практика
может быть распространена на период между Рождеством и Богоявлением. Готовящимся ко причащению в эти дни следует с особым вниманием блюсти себя от неумеренного потребления пищи и пития.
2. От приуготовительного поста следует отличать евхаристический пост в строгом смысле слова – полное воздержание от
пищи и питья с полуночи до святого причащения. Этот пост канонически обязателен
<…>. При этом требование евхаристического
поста не применяется к младенцам, а также
к лицам, страдающим тяжелыми острыми или
хроническими заболеваниями, предполагающими неопустительный прием лекарств или
пищи (как, например, при сахарном диабете), и к умирающим. Кроме того, это требование, по усмотрению духовника, может
быть ослаблено в отношении беременных и
кормящих женщин.
Каноническое право предписывает воздерживаться в период подготовки ко святому причащению от супружеского общения. 5
правило Тимофея Александрийского говорит
о воздержании накануне причастия.
Христиан, подверженных вредной привычке табакокурения, Церковь призывает отказаться от нее. Тем, кто не имеет пока для
этого сил, надлежит воздерживаться от курения с полуночи, а по возможности – и с
вечера в канун причащения. <…>
3. Подготовка к причащению состоит не
только в отказе от определенной пищи, но
и в более частом посещении церковных богослужений, а также в совершении молитвенного правила.
Неизменной частью молитвенной подготовки является Последование ко святому
причащению, состоящее из соответствующего канона и молитв. Молитвенное правило
обычно включает в себя каноны Спасителю,
Божией Матери, Ангелу Хранителю и другие молитвословия. <…> Личное молитвенное правило должно совершаться вне богослужений, которые всегда предполагают соборную молитву. Особенное пастырское внимание требуется в отношении людей, духовный путь которых в Церкви лишь начинается и которые еще не привыкли к длительным молитвенным правилам, а также детей
и больных. Следованная Псалтирь предполагает возможность замены канонов и акафистов Иисусовой молитвой и поклонами. В
духе этого указания по благословению духовника упомянутое правило может быть заменено иными молитвословиями.
Поскольку Литургия есть вершина всего богослужебного круга, присутствие на
предваряющих ее службах – в первую очередь, вечерне и утрене (или всенощном бдении) – является важной частью подготовки к
принятию Святых Тела и Крови Христовых.
Духовник или исповедующий священник
в случае, когда человек отсутствовал на вечерней службе накануне причащения или совершил молитвенное правило не в полном
объеме, должен побуждать его к тщательной подготовке ко причащению, но одновременно принимать во внимание обстоятельства его жизни и возможное наличие уважительных причин.
Приуготовляя себя к принятию Святых
Христовых Таин за Божественной литургией чада Церкви должны собираться в храме к началу богослужения. Пренебрежением к Таинству Тела и Крови Христовых является опоздание на Божественную литургию, особенно когда верующие прибывают
в храм после чтения апостола и Евангелия.
В случае такого опоздания исповедающий
или причащающий священник может принять решение не допустить человека к Святой Чаше. Исключение должно быть сделано для людей с ограниченными физическими возможностями, кормящих матерей, детей в младенческом возрасте и сопровождающих их взрослых.
По окончании Божественной литургии
христианин должен выслушать в храме или
прочесть благодарственные молитвы по святом причащении. Христианину следует всемерно стремиться к тому, чтобы, возблагодарив Господа в молитве за принятый дар,
сохранять его в мире и благочестии, любви
к Богу и ближнему. <…>
III.
Готовящийся ко святому причащению совершает испытание своей совести, предполагающее искреннее раскаяние в совершенных грехах и открытие их перед священником в Таинстве Покаяния. <…>
В отдельных случаях в соответствии с
практикой, сложившейся во многих приходах, духовник может благословить мирянина приобщиться Тела и Крови Христовых
несколько раз в течение одной недели (например, на Страстной и Светлой седмицах)
без предварительной исповеди перед каждым
причащением кроме ситуаций, когда желающий причаститься испытывает потребность
в исповеди. <…>
Таинство покаяния должно совершаться
по возможности вне Божественной литургии,
дабы не лишать исповедающего и исповедающегося полноценного участия в совместной Евхаристической молитве. <…> Исповедь желательно проводить преимущественно с вечера или до начала Божественной
литургии. <…>
IV.
Недопустимо причащаться в состоянии
озлобленности, гнева, при наличии тяжелых
неисповеданных грехов или непрощенных
обид. Дерзающие приступать к Евхаристическим Дарам в таком состоянии души сами
подвергают себя суду Божию, по слову апостола: «Кто ест и пьет недостойно, тот ест и
пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле
Господнем. Оттого многие из вас немощны
и немало умирает» (1 Кор. 11, 29-30). <…>
Каноны запрещают причащаться в состоянии женской нечистоты <…>. Исключение
может быть сделано в случае смертной опасности, а также когда кровотечение продолжается длительное время в связи с хроническим или острым заболеванием.
V..
<…> Церковь, настаивая на необходимости церковного брака, все же не лишает причащения Святых Таин супругов, состоящих в брачном союзе, который заключен
с принятием на себя всех законных прав и
обязанностей и признается в качестве юридически полноценного брака, но по каким-то
причинам не освящен венчанием. Эта мера
церковной икономии… имеет в виду облегчение возможности участия в церковной жизни для тех православных христиан, которые
вступили в брак до начала своего сознательного участия в таинствах Церкви. В отличие
от блудного сожительства, являющегося каноническим препятствием ко причащению,
такой союз в глазах Церкви представляет
собой законный брак <…>. Однако долг пастырей – напоминать верующим о необходимости не только заключения юридически
действительного брака, но и освящения такового в церковном священнодействии. <…>
VI.
Подготовка детей ко святому причащению имеет свои особенности. Ее продолжительность и содержание определяются
родителями в консультации с духовником и
должны учитывать возраст, состояние здоровья и степень воцерковленности ребенка.
Родителям, регулярно приводящим к Святой Чаше своих детей, что является благом,
необходимо стремиться к причащению вместе с ними (при невозможности одновременно причащаться обоим родителям – поочередно). Практика, когда родители причащают детей, а сами редко приступают ко святому причащению, препятствует укреплению
в сознании детей необходимости участия в
Евхаристической трапезе.
Первая исповедь перед причащением, согласно 18-му правилу Тимофея Александрийского, совершается по достижении возраста
десяти лет, но в традиции Русской Православной Церкви первая исповедь происходит,
как правило, в возрасте семи лет. При этом
возраст совершения первой исповеди, а также частота совершения исповеди для ребенка в возрасте от 7 до 10 лет при ежевоскресном причащении должны определяться
совместно духовником и родителями, с учетом индивидуальных особенностей в развитии
ребенка и его понимания церковной жизни.
Для детей до трех лет евхаристический
пост не является обязательным. По традиции, с трехлетнего возраста детей в православных семьях постепенно приучают к воздержанию от пищи и питья перед причащением Святых Таин. К семилетнему возрасту
ребенок должен твердо привыкнуть причащаться натощак. С этого же времени следует учить ребенка прочитывать молитвословия ко святому причащению, содержание и
объем которых определяются родителями в
соответствии с возрастом, духовным и интеллектуальным развитием ребенка.
Восприемники должны принимать всемерное участие в воспитании детей в благочестии, в том числе побуждая их регулярно
причащаться Святых Христовых Таин и помогая родителям приводить их ко Святой Чаше.
* * *
Евхаристия – центральное Таинство
Церкви. Регулярное причащение необходимо человеку для спасения, в соответствии
со словами Господа Иисуса Христа: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть
Плоти Сына Человеческого и пить Крови
Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6, 53-54).
|