ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

№4 2015 г.         

Перейти в раздел [Документы]

Образ победы над смертью

В праздник Святой Христовой Пасхи вместе с протоиереем Николаем Чернышевым, иконописцем и клириком храма святителя Николая в Кленниках (г. Москва), мы пытаемся вглядеться в образ Праздника всех праздников – икону Воскресения Христова.

Перед началом нашего сегодняшнего разговора хочется всех вас поздравить пасхальным приветствием: «Христос Воскресе!»



Победа


И вот перед нами посреди храма – образ Праздника всех праздников, икона Воскресения Христова. В данном случае – его иконография, именуемая «Сошествием Христа во ад». Как мы знаем из повествования Евангелия, никто на свете не видел самого момента Воскресения Христова. Но богословской мысли отцов, составлявших богослужение Пасхи, было открыто многое из того, как именно это чудо происходило.

В службах Великого Пятка и Великой Субботы да и в других творениях святых отцов, размышлявших о тайне спасения мира, нам открыто: Христос пришел, чтобы спасти весь человеческий род и, как читается в антифонах на утрене Великой Субботы, «на землю сшел еси, да спасеши Адама: и на земли не обрет сего» – не нашел в нашем, земном мире. В поисках человека Христос опускается на дно ада, к первым людям, ставшим первыми грешниками, да и ко всем без исключения умершим. Ведь все человечество до Воскресения Христова пребывало именно там!

Мы можем услышать обо всем этом, молясь на службах Страстной седмицы и Пасхи, и можем увидеть на иконе, которая сейчас перед нами. Христос, проведший три дня во гробе, не остался там навсегда. Он идет в самые мрачные глубины, какие на земле и представить невозможно, – глубины ада, чтобы и оттуда извлечь человека и поднять его до небес. На иконе мы видим встречу первого Адама и Второго Адама – Господа нашего Иисуса Христа, видим, как Спаситель «вырывает», извлекает его из гроба. Безвольный жест Адама, обращенный ко Христу… Рука его и в мольбе, в стремлении, но и в немощи: человеческие силы не могут преодолеть смертности. Рядом с Адамом, в красных одеждах, праматерь Ева, в такой же мольбе, обращенной ко Христу, – все в смиренном жесте ее рук, во взгляде. А вокруг мы видим тех пророков, которым столетия и тысячелетия назад открыто было то, что не навсегда, не навечно на земле и во Вселенной царство зла: «Семя Жены сотрет главу змия» (Быт. 3, 15).

И здесь мы видим эту победу, совершаемую Христом, победу над адом, над смертью, которая в отличие от воскрешения Лазаря и остальных Его великих, но все-таки частных случаев, единичных воскрешений, теперь совершается для всего человеческого рода. Сонм людей вокруг Христа – это пророки, напоминающие друг другу и указывающие на эту реальность.



Одежда Славы


Чаще всего на иконах Спаситель предстает перед нами в гиматии и хитоне – одежде, которую по преданию сшила Ему Сама Пресвятая Богородица. Хитон – цвета крови, темно-красного, бордового цвета, а верхняя одежда, гиматий, – небесного цвета, синий. Но этих одежд теперь больше нет на Нем, потому что совершилось то, что читаем в пророчестве и слышим в службе Великого Пятка: «Разделиша ризы Моя себе и о одежди Моей меташа жребий» (Пс. 21, 19). Мы видели исполнение этого на Голгофе: гиматий разорван был на части, которые разобрали воины, кому-то из них по жребию достался хитон.

На иконе «Сошествие во ад» одежда, в которую облачен теперь Христос, – это то, что невозможно было увидеть очами простыми, физическими, это одежда Его Славы, которую мы будем видеть совсем нечасто: на иконах «Спас в силах», Успения Пресвятой Богородицы, Вознесения. На всех этих иконах отблеск Славы Небесной покрывает, окутывает все одежды Спасителя, Он изображен в лучах Небесной Славы с помощью приема, который называется «золотой ассист». Ассист на иконных изображениях – это не блики от солнца, а отблеск сияния Царства Небесного, который ложится на реальные формы одежд.

А иногда Спаситель перед нами в одеждах полностью покрытых золотом, и только складки Его одежд графически выделены.



«Ад, стеня, вопиет»


Вот что важно, вот что отличает этот образ от остальных господских икон. Это явление той реальности, которую невозможно увидеть никакими чувственными очами. Сошествие Христа во ад, Его победа над адом – это центральный предмет нашей веры, то, без чего вера наша тщетна. Существует, живет в Церкви образ того, что открыто духовным очам святых отцов, которые из глубины веков донесли эту реальность до нас. Стало возможным раскрыть, явить символ: рушатся врата ада, которые накрепко до этого держали в своем плену всех людей без исключения, включая пророков и праведников – ни для кого не было возможности выйти из ада. И видим мы эту адскую черноту и в ней находящиеся орудия мучений, орудия плена, орудия несвободы – все они летят теперь в небытие, побеждает их Господь Своей властью! Сам Он Славой Небесной окутан, и эта Слава поистине не только до земли достает, но и до ада нисходит. В иконе эта Слава явлена в образе сфер разной степени светоносности.

Вот те константы образа Сошествия Христа во ад, которые при всех художественных, стилевых различиях отражаются в данной иконографии при всем множестве ее изводов. Есть, например, икона рубежа XV-XVI веков Московской школы, приписываемой мастерской Дионисия, где ад огромен, он занимает, наверное, треть всей площади иконы. В этом изображении ада гораздо большее количество орудий мучений и пыток, множество и бесов, рядом с каждым из которых наименования человеческих страстей. И тем не менее, несмотря на такое огромное, подробное изображение ада, мы видим, что это одна из наиболее светлых икон. И важно ее созерцать, чтобы увидеть победу света над тьмой: «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин. 1, 5). Именно это радостное утверждение Иоанна Богослова мы слышим на разных языках мира во время Пасхальной литургии. Как его проиллюстрировать? Вместо иллюстрации иконное предание предлагает нам образ Сошествия Христа во ад, Воскресения Христова.



Аксиома


Воскресение – наивысшая из реальностей нашей веры, великая ее аксиома, то, на чем зиждется вся наша вера, то главное, чем она ценна. И происходит Воскресение Христово не в каком-то «идеальном мире», не в мире отстраненных, абстрактных идей, например эйдосов платоновских, или как бы то ни было еще, а в нашей с вами реальности – во плоти, в своей Пречистой Плоти восстает Спаситель. В такой же, как у нас, плоти Он появляется на земле, так и жил 2000 лет назад, так и воскресает, так в преображенной Плоти пребывает, живет и сейчас.

И на многих из икон Воскресения, Сошествия во ад мы видим следы от гвоздей и раны на груди Его от копья, которым пронзал Его воин, когда Спаситель был на Кресте. Именно для того, чтобы показать, что это то же самое Тело, Тело, перенесшее муки крестные, но силой Божией воскресшее в третий день, – изображаются эти смертные раны. И в этом – еще один образ реальной победы над реальной смертью.

На иконе мы видим, что Адам из гроба встает, как образ того, о чем в Евангелии читаем: в мгновение смерти Христа на Кресте, в момент сошествия Его во ад «гробы отверзлись и многие тела усопших святых воскресли» (Мф. 27, 52). Ад – место смерти и мучений – перестает быть такой онтологической сущностью, которая навсегда, навечно пленяет человека.

Да, Воскресение совершается таким образом, что не видит этого никто ни из учеников, ни из стражников, охранявших гробовую пещеру. Господь пожелал, чтобы ни одного свидетеля не оставалось в момент Воскресения Его, чтобы мы не были в плену чьих-то свидетельств, слов, чтобы ничто не заслоняло для нас свободу нашей веры. Но эта реальность открыта нам в богослужебных текстах и явлена всем в иконе Воскресения Христова. И у каждого человека есть возможность не только созерцать эту реальность, но и войти в нее, и жить в ней, пребывая в Церкви Христовой. Христос Воскресе!

Записала Алиса Струкова
По материалам сайта PRAVMIR.RU

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2025 г.