Возлюбленные о Господе собратья архипастыри, всечестные отцы, благочестивые
иноки и инокини, дорогие братья и сестры!
С радостью приветствую вас древним и
во все времена новым и жизнеутверждающим победным восклицанием:
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
В этом дивном созвучье поистине животворных слов – основание нашей веры, дар
надежды, источник любви.
Еще вчера мы вместе с учениками Господа скорбели о смерти своего любимого
Учителя, а сегодня со всем миром – видимым и невидимым – торжествуем: «Христос
бо воста, веселие вечное» (Канон Святой
Пасхи). Еще вчера, казалось, была потеряна
последняя надежда на спасение, а сегодня
мы обрели твердое упование на жизнь вечную в невечернем дне Царства Божия. Еще
вчера призрак тления довлел над творением, ставя под сомнение сам смысл земного
бытия, а сегодня мы возвещаем всем и каждому о великой победе Жизни над смертью.
Богодухновенный апостол Павел, говоря
о значении чуда, произошедшего в ту далекую, но всегда близкую каждому христианину ночь, прямо указывает, что это событие – важнейшее для нашей веры. Ибо
«если Христос не воскрес, то и проповедь
наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Кор.
15, 14). Пасха Господня – сердцевина и непреоборимая сила христианства: она, по слову святителя Филарета Московского, творит надежду, воспламеняет любовь, окрыляет молитву, низводит благодать, просвещает мудрость, уничтожает всякое бедствие и
даже саму смерть, придает жизни жизненность, делает блаженство не мечтой, а существенностью, славу – не призраком, но
вечной молнией вечного света, все озаряющей и никого не поражающей (Слово в день
Святой Пасхи, 1826 год).
С верой в Воскресение Христово неразрывно сопряжена и вера Церкви в то, что
воплотившийся Сын Божий, совершив Искупление рода человеческого, разорвав оковы
греха и смерти, даровал нам подлинную духовную свободу и радость воссоединения со
своим Создателем. Сему бесценному дару
Спасителя в полной мере причастны все мы,
собравшиеся в эту светозарную ночь в православных храмах, дабы насладиться, по слову святителя Иоанна Златоуста, пиром веры.
Пасха – кульминация тернистого пути
Спасителя, увенчанного страданиями и Голгофской Жертвой. Неслучайно и в святоотеческих, и в литургических текстах Христос многократно именуется «Подвигоположником нашего спасения». «Образ бо дах
вам» (Ин. 13, 15), – говорит Господь ученикам и призывает всех нас следовать примеру Его жизни.
Но как же мы можем подражать Спасителю? Каким может быть наш подвиг применительно к реалиям современной жизни?
Сегодня, когда мы произносим это слово,
в сознании людей нередко
возникает образ некоего
легендарного воина, исторического деятеля или знаменитого героя из прошлого. Но смысл подвига заключается вовсе не в стяжании громкой славы или
обретении всеобщего признания. Через подвиг, неизменно связанный с внутренним усилием и ограничением себя, мы имеем
возможность опытно познать, что есть настоящая
и совершенная любовь, ибо
жертвенность, лежащая в
основании любого подвига, есть высшее проявление этого чувства.
Господь призвал нас к
подвигу деятельной любви,
запечатленной в самоотверженном служении ближним, а наипаче тем, кто особенно нуждается в нашей поддержке: страждущим, больным, одиноким, унывающим. Если этот закон
жизни, который так ясно был представлен и
выражен в земной жизни Самого Спасителя, станет достоянием большинства, то люди
будут по-настоящему счастливы. Ведь служа
другим, человек обретает несравнимо больше, чем отдает: Сам Господь входит тогда в
его сердце, и через приобщение Божественной благодати меняется вся человеческая
жизнь. Как без труда нет святости, как без
Голгофы нет Воскресения, так и без подвига
невозможно подлинное духовно-нравственное
преображение личности.
Когда же подвиг становится содержанием жизни не только отдельного человека, но
и всего народа, когда в устремлении к горнему соединяются сердца миллионов людей,
готовых защищать свою Родину, отстаивать
высокие идеалы и ценности, тогда происходят поистине удивительные, чудесные и порою даже необъяснимые с точки зрения формальной логики вещи. Такой народ обретает огромную духовную силу, побороть которую оказываются неспособными никакие бедствия и враги. Ярким свидетельством правоты этих слов является Победа в Великой
Отечественной войне, достигнутая самоотверженным подвигом нашего народа. 70-летие сей славной даты мы торжественно отмечаем в нынешнем году.
В скорбях и искушениях мы призваны сохранять спокойствие и бесстрашие, ибо нам
даны великие и славные обетования о победе над злом. Нам ли унывать и отчаиваться! Мы составляем Церковь Христову, которую, по неложному слову Господа, не смогут одолеть даже врата ада (Мф. 16, 18), и о
нас свидетельствует Божественное Откровение, предрекая, что «отрет Бог всякую слезу
с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо
прежнее прошло» (Откр. 21, 3-4).
Молитвенно желаю всем вам, Преосвященные собратья архипастыри, всечестные
отцы, дорогие братья и сестры, силы духа
и твердости в вере, мира и неоскудевающей радости о Поправшем смерть Господе.
Проникаясь светом Воскресения Христова и
приобщаясь тайне пасхального чуда, поделимся же нашей торжествующей радостью с
ближними и дальними, всем свидетельствуя
о Восставшем из гроба Спасителе.
Пусть во все дни жизни нас неизменно
согревают и утешают, даруют подлинную радость бытия и вдохновляют на добрые дела
пламенные слова пасхального благовестия:
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ ХРИСТОС!
+ КИРИЛЛ,
ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ
Москва,
Пасха Христова, 2015 год
|