Итак, все условия более или менее выполнены – семья создана. Возникли совершенно новые
отношения уже не жениха и невесты, а мужа и жены. Другой статус – другие и обязанности...
Нравственные обязанности супругов вытекают из целей брака. Самая главная обязанность – сохранять
заключенный союз, беречь супружескую любовь, взаимно содействовать нравственному и духовному
развитию, разделять житейские трудности и, если Бог даст детей, воспитывать их в высоконравственных
традициях.
Основой брачного союза является трезвая взаимная любовь супругов. Ее признаки:
искренняя привязанность друг к другу, живое
участие и сочувствие, благоразумная уступчивость и снисходительность, взаимопомощь
и содействие во всех делах, взаимное доверие и единомыслие.
Еще премудрый Сирах в числе важнейших благ поставил согласие, единомыслие
между мужем и женой (Сир. 25, 2, 11).
В самой природе человека заложено это
взаимное стремление к единству супругов.
Возможно, вы и сами наблюдали у ваших
родственников, соседей или коллег по работе, как в одних семьях, где и муж, и жена
работают, и зарабатывают вроде неплохо, а
все жалуются, что ничего у них не ладится,
и денег постоянно нет, и ничего не приобретается. А почему? А потому, что жене нужна
шуба, а мужу – машина, в результате – ни
того и ни этого. Или: мужу нужно много
детей, а жене – много денег (или наоборот).
А у других и больших средств-то нет, а все
есть: и дача, и машина, и дети, и урожаи на
огороде всегда хорошие, да еще хватает сил
и средств помогать престарелым родителям
или взрослым детям. Даже и тогда, когда
оба единодушны в том, чтобы «пока пожить
для себя, а дети потом», то и это сбывается:
детей нет и нет, и потом тоже нет. Увы!
В результате мы видим, что созидательные
силы семьи не удваиваются, если есть единодушие, а увеличиваются многократно. Но
уж если нет единодушия, то и уменьшаются
также многократно.
Иные же вообще в бедности живут, но
наслаждаются истинным счастьем и живут
в спокойствии. Когда же нет единодушия и
согласия в семье, только ревность, ссоры,
вражда, ничто не радует: ни дети, ни материальный достаток, ни успешная карьера,
ни власть.
«В том состоит крепость жизни всех
нас, – говорит святитель Иоанн Златоуст,
– чтобы жена была единодушна с мужем;
этим поддерживается все в мире. Как при
потрясении основания ниспровергается все
здание, так и при супружеских раздорах
разрушается вся жизнь наша. Смотри: мир
состоит из городов, города из домов, домы из
мужей и жен; поэтому, когда настает вражда
между мужьями и женами, то входит война в
домы, а когда они мятутся, тогда неспокойны
бывают и города; когда же города приходят
в смятение, то бывают войны и раздоры».
Вот почему важно поддерживать семью на
государственном уровне: разваливаются семьи – разваливаются и государства.
Терпение слабостей и недостатков друг
друга, а также благоразумная снисходительность к ним – это тоже взаимная обязанность супругов.
Дело в том, что на стадии ухаживания
молодые люди не всегда могут разглядеть
друг в друге некоторые недостатки, а иногда и пороки, в характере или в воспитании
своего избранника. Часто им не придается
особого значения. Иногда же по самонадеянности девушки, например, думают: «Ну, и что
с того, что он пьет, со мною он исправится,
я знаю, как на него подействовать, да и
вообще, ради меня он все бросит: и пить, и
гулять, и даже курить!..»
Но не тут-то было! Когда через несколько
мучительных лет она наконец-то приходит
за помощью к психологу, то бывает очень
трудно помочь, а иногда изначально невозможно. А на вопрос: «Зачем шла за пьяницу
замуж, если видела, что к тому же и отец
у него алкоголик?», – у всех один ответ:
«Думала, что справлюсь». В этом случае
снисходительности к пороку быть не может.
Может быть, было бы правильнее сначала
помочь ему бросить пить или вылечиться от
зависимости, а потом уж и брак заключать,
после испытания временем.
Скрытые (вольно или невольно) недостатки и слабости проявляются позднее уже
при совместном проживании, иногда после
свадьбы. Но надо помнить, что они есть у
каждого, поэтому относиться к ним надо
снисходительно и терпеливо, но не для того,
чтобы потакать им, а чтобы помочь преодолеть со временем.
Часто причиной семейных раздоров
является излишняя требовательность друг к
другу. Муж требует от жены того, чего в ней
нет, а жена требует от мужа того, чего в
нем нет. Оба видят плохое в другом, в себе
самом не замечают. Но дело в том, что того,
чего ты требуешь от своего супруга, как раз
и нет в тебе самом. Например, если жена
просит у мужа внимания, значит, сама мало
уделяет ему или детям внимания, если муж
требует от жены понимания, то он сам не
проявляет понимания к ней. Поэтому начни с
себя: прояви понимание и окажи еще больше
внимания, тогда увидишь, что получится.
Как-то одна молодая женщина на приеме
у психолога с возмущением жаловалась на
своего мужа на его невнимание к ней, отсутствие сочувствия к ее интересам, его
равнодушие и пр. Она была очень обижена
и возмущена. Когда же ей были заданы вопросы об интересах ее мужа: что он любит,
о чем мечтает, как видит их совместное
будущее, чем ему больше всего нравится
заниматься и т.д. – она не смогла ответить
ни на один вопрос. Это ее так поразило.
Оказывается, она ничего не знает о своем
собственном муже, с которым прожила уже
несколько лет! Больше она ничего не стала
обсуждать и помчалась домой, знакомиться
со своим мужем. В результате брак не распался, они прожили дружно еще какое-то
время, и, наконец, у них появился долгожданный ребенок.
Писатель С. Остроумов так пишет о
снисходительности: «Снисходительность – это
кроткий ангел домашнего очага. Она более,
чем доброта. Конечно, доброта лежит в основе снисходительности, но нужно к доброте
приложить великую силу характера, устойчивость чувства и привычку к вежливости,
чтобы образовать снисходительность. Люди
холодные не способны к снисходительности.
Те, кто не достигли мира с самим собой,
не любят уступать другим, что в духе современного эгоизма.
Быть снисходительным – это значит: к
вечеру забыть оскорбления, полученные в
течение дня, а утром внушать себе: сегодня
я буду более сдержан и не подам повода к
какому-либо столкновению».
Хранение целомудрия в семейной жизни
также является одной из обязанностей супругов, и более того: святым долгом. Супружеское целомудрие должно проявляться во
всем: в скромном обращении между собою и
с посторонними во всех поступках, беседах,
словах и даже во взглядах и мыслях. Но
прежде всего во взаимной верности мужа
и жены. Верность рождает доверие, неверность (даже просто предполагаемая) рождает
подозрительную ревность. Ревность в свою
очередь прогоняет покой и согласие и разрушает семейное счастье.
Не ревновать – святой долг, и вместе с
тем и подвиг супругов.
В этом случае всегда присутствует человеческий эгоизм, а его трудно победить.
Поскольку супружеский закон, писал
апостол Павел, сделал мужа и жену одной
плотью, то «жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над
своим телом, но жена» (1 Кор. 7, 4). Жена не
должна воздерживаться против воли мужа, и
муж против воли жены. Но и излишней расслабленности и услаждения плотью также не
должно быть. «Не порабощайтесь плотскими
удовольствиями».
По христианскому учению взаимное воздержание должно быть во время поста и во
время великих церковных праздников и воскресных дней. У опытных медиков известен
такой «диагноз» – «воскресные дети». Это
дети, у которых неуравновешенная психика,
гиперактивные дети и пр. Так вот, эти дети,
как показала акушерская практика, зачаты
в воскресные дни или в дни церковных
праздников. Закон человеческой природы
также требует воздержания во время беременности, месячных и кормления ребенка.
Если эти правила соблюдать, дети будут
появляться на свет здоровыми и умными,
без всяческих отклонений (если нет других
медицинских противопоказаний). Да и сами
супруги будут здоровы и сохранят молодость
души и тела на долгие годы.
Наверное, еще многое можно было бы
сказать о взаимных обязанностях мужа
и жены, но мы привели здесь главные,
основополагающие, которые отображены в
Священном Писании и апостольском учении.
При условии их выполнения вы получите
крепкую и счастливую семью.
Кроме общих взаимных супружеских
обязанностей, есть еще и свои особые обязанности в соответствии с положением в
семье мужа и жены.
Об этом в следующий раз.
Надежда Федоровна ПАРЕНКО,
психолог, г. Тюмень
|